Новости партнеров
Общество

Медиаобзор: Не совпадая с мнением редакции

20.08.2015 22:33|ПсковКомментариев: 18

Постоянные читатели наших обзоров прессы знают, насколько редко попадает в них псковская «Комсомолка». И, возможно, мой постоянный совет – читать эту газету в интернете – выглядит некоторым нарушением правил: в конце концов, обзоры задумывались, чтобы рассказывать людям именно о газетных, то есть «бумажных» материалах. «Но жизнь такова, какова она есть, и больше – никакова!» То есть все мы работаем в предлагаемых жизнью обстоятельствах. И обстоятельства эти таковы, что материал, о котором я хочу рассказать (не могу не рассказать), опубликован именно в интернете.

Это колонка главного редактора газеты «Комсомольская правда в Пскове» Ирины Потаповой – «Прости меня, папа». Подзаголовок там довольно осторожный: «Наш колумнист размышляет о некоторых последствиях экономии денег в здравоохранении маленькой Псковской области». Да, размышляет…

«Он уходит тихо, без лишних жалоб»

В семье Ирины  - горе, большое горе. Ее отцу, жителю одного из райцентров области, где со времен еще даже не оптимизации, а модернизации псковского здравоохранения районная больница имеет статус «межрайонного медицинского центра», поставлен страшный диагноз. Поставлен поздно, после таких вот мытарств: «От дома родителей до межрайонного центра пешком идти минут семь. Счастье. Никаких автобусов, никаких многочасовых поездок. В январе этого года папа отправился к врачу. Сам. На своих двоих. Сходил на прием. Жаловался, будто что-то мешает ноге при ходьбе. Анализы не важнецкие. Положили папу в стационар. И две недели «капали». Смотрели местные эскулапы и разводили руками. Не ясно им было, что за беда приключилась. А оборудования для точного диагностирования у них нет. Разве что древний рентген, но он ничего не показал. Приводили к нему светило местной медицины – как позднее оказалось, лора из Новоржева, который приехал провести прием местных пациентов. Тот посмотрел и тоже развел руками – не сталкивался он с таким. Возили в Великие Луки на какие-то обследования. Ничего. А папе продолжало что-то мешать при ходьбе. Но его отправили домой. И посоветовали записаться на УЗИ в тех же Великих Луках. Самостоятельно». И тут уже вмешалась дочь, в апреле перевезла отца в Псков, обратилась в платную клинику. Саркома. В онкоцентре сказали, что слишком поздно…

Я позволю себе еще одну цитату: «26 августа у папы день рождения. Видимо, последний. Он уходит тихо. Без лишних жалоб. Дома. И только одной маме известно, как больно ему и страшно. Для остальных он все такой же сильный и мужественный, как раньше. Но он уходит, мой родной и любимый человек, запечатлевший мое детство на фотопленку, прививший мне любовь к музыке. Никто и никогда так проникновенно не пел мне песен под гитару. И вдвойне мне страшно от того, что в окрестных деревнях и поселках так же тихо уходят десятки других, не менее любимых кем-то людей, которым в межрайонном медцентре не смогли поставить диагноз, не заметили вовремя болезнь, которые так и не записались на обследования самостоятельно, ведь их все равно некому отвезти в больницу за десятки километров. Потому что в оптимизированных больницах не хватает врачей и оборудования, потому что то, о чем я писала, будучи сотрудником пресс-службы, это лишь попытка властей сэкономить деньги дотационного бюджета. И ничего личного. И больше всего мне сейчас очень хочется попросить прощения у каждого из них и у своего папы…»

На сайте традиционная (наверное) приписка: «авторская колонка отражает исключительно личное мнение автора, не всегда совпадающее с мнением редакции». Хотя с чьим мнением может не совпадать этот текст, который невозможно читать без слез, думается, понятно каждому. И как же всё это страшно. И комментарии страшные, особенно те, в которых походя отмечают: сочувствую, но разве до реорганизации не то же самое было бы? Так и хочется спросить: так зачем же они были? Зачем были эти модернизации, а теперь реорганизации, оптимизации? Или лозунг «для граждан ничего не изменится» действительно отражает суть процессов?

«Много средств уходит на помощь Украине»

Раз уж пошел такой разговор, отмечу еще один материал еще одной газеты, входящей в государственный медиахолдинг Псковской области – «Псковской правды». На бумаге он выйдет только на следующей неделе, но тема такая, что чем раньше о нем узнает как можно больше людей, тем лучше: «Ветеран войны после пожара живет в холодном гараже». А ночи всё холоднее. Пожар в доме 87-летней псковички Натальи Тимофеевны Матросовой случился еще 7 июня. Причина – неисправная проводка, и это счастье, что всё произошло днем, когда сын был на работе, а сама Наталья Тимофеевна была в огороде. Она успела спасти документы, но не свои награды. По словам сына, в соцзащите, куда он обратился за помощью, сказали, что «сейчас много средств уходит на помощь Украине, и нам на поддержку лучше не рассчитывать». А ведь еще недавно Наталья Матросова сама собирала помощь для беженцев. Но можно только представить, насколько остро сейчас отреагируют на эти слова про «много средств на Украину» – и в соцзащите, и повыше. Но газета просит считать свою публикацию официальным обращением в органы социальной защиты. Хочется верить, что через неделю уже в бумажной версии «Псковской правды» мы сможем прочесть о том, что сделано для Натальи Матросовой. А не увидим развернутый ответ тех же официальных органов на тему «всё было не так».

Пока же почитатели газеты могут почитать об отсутствии пешеходного перехода в одном из микрорайонов Пскова, о трагедии на реке Великой с разбившимся катером, о конкурсе доярок, который в псковских СМИ пользовался примерно такой же популярностью, как и только что упомянутое страшное ЧП. Отдельно отметим материал «Пять вопросов о новой набережной в Пскове». Вопросы действительно волнующие: что будет со старыми фонарями, которые, к слову, выглядят интереснее и красивее новых, что там за зеленые баки и белые простыни на газонах, зачем возле спуска такая большая площадка, если на ней ничего нет — ни памятника, ни торговых рядов?

Летят тапки, летят тапки…

Об актуальном: что-то не слишком торопятся псковские газеты навстречу 1 сентября. Нет, кое-какие издания отчитываются о подготовке к новому учебному году на уровне «здесь подкрасили, там подремонтировали». А вот об итогах объявленной в образовании оптимизации мы, видимо, узнаем на каком-нибудь августовском педсовете за два дня до начала учебного года.  Тогда, возможно, станет известно: сколько школ в Псковской области стали филиалами или вообще прекратили свое существование, как это позволило сэкономить или повысить эффективность расходования бюджетных средств, были ли сокращения среди учителей и так далее. А пока читаем, например, в «Псковской провинции» материал «В ожидании 1 сентября», где рассказывается, что на эту подготовку к учебному году самому большому и густонаселенному Псковскому району в этом году было выделено 3 млн 700 тысяч рублей. Понятно, что это очень мало - как раз на «подкрасить». Поэтому словосочетание «капитальный ремонт» встретилось в тексте всего один раз — в отношении кровли детского сада в поселке Родина. Но газета цитирует заместителя главы района Ларису Григорьеву, которая верит в лучшее: «Безусловно, проблем у нас еще много, но со временем все они будут решены». Учителям, жаловавшимся в конце учебного года на грядущее снижение зарплаты, будет интересно узнать, что в этом году в образовательных учреждениях района дорожная карта по заработной плате выполнялась на сто процентов. Что бы это не означало...

«Псковская губерния» в своей новостной рубрике хоть и короткой строкой, но выражает недоумение по поводу молчания властей города Пскова об объединении школ. До нового учебного года меньше двух недель, а информации на этот счет никакой. Хотя, когда в конце прошлого года было объявлено, что лишь 19 городских школ сохранят юридическую самостоятельность, псковичи, мягко говоря, были взволнованы этими перспективами. Но и сегодня «Псковской губернии» приходится опираться лишь на комментарий завуча одной из школ (комментатор, естественно, пожелал остаться неизвестным широкой общественности), что на собрании коллектива недавно было объявлено о продолжении работы в прежнем режиме. По всей видимости, объединение не состоялось.

Псковские «Комсомолка» и «Аргументы и Факты» уделили внимание подготовке к учебному году студенческих общежитий. «АиФ» в статье «Общее место» рассказывает всю правду об особенностях самостоятельной организации питания в общагах. Духовками здесь пользоваться не разрешается, микроволновки есть далеко не везде — поскольку электропроводка в зданиях старая. В общежитии ПсковГУ на улице Ротной студентам разрешают иметь личные микроволновки, но пользоваться ими можно только на общей кухне. То есть взял, принес на кухню, разогрел, унес вместе с содержимым назад в комнату. Что и говорить: просто, удобно и даже полезно - в смысле физической нагрузки.

«Комсомольской правде» в своих общажных разоблачениях пришлось пойти дальше коллег. После того, как газета опубликовала свое исследование условий жизни в общежитии на Карла Маркса, 1 (а исследование явно опиралось на данные официального приема корреспондента официальными сотрудниками псковского университета), со стороны студентов в адрес редакции «полетели тапки», как признается сама редакция. И, к чести псковской «Комсомолки», она решила разобраться с каждым тапком отдельно. Увы, все перечисленные недовольными студентами факты нашли свое подтверждение. Так что в статье «Обратная сторона «общаги на Карла Маркса» в Пскове» можно прочитать и про мышей, отсутствие которых декларировалось в первом материале, и про платный интернет, в бесплатности которого первоначально заверяли корреспондентов газеты. И про многое другое. Причем под статьей уже появились новые комментарии заинтересованной аудитории. Она пишет, что готова сама вывести мышей и тараканов, но просит хотя бы отремонтировать стиральные машины! Ведь плату за общежитие подняли, а стиралки так и стоят сломанные, по словам комментаторов.

Тайна памяти

О приятном: самая «востра сабелька» псковской (да и не только) прессы -газета «Псковская губерния» - на этой неделе отмечает круглую дату. Пятнадцать лет со дня выхода первого номера! Закончили с приятным. Потому что тот первый выпуск увидел свет через несколько дней после гибели подводной лодки «Курск». Тогда в интервью газете капитан первого ранга, бывший командир атомной подводной лодки «Псков» Виктор Ковалев сказал слова, ставшие заголовком материала: «Они не застрелятся от позора». Этот материал до сих пор остается одним из самых читаемых на сайте газеты.

А спустя 15 лет одним из ключевых материалов номера является колонка издателя газеты, депутат областного Собрания Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) : «Война и Суд». Речь в ней о решении Верховного суда, который отказал группе граждан (в эту группу входил и автор материала) в требованиях о признании незаконным указа президента России №273. Это тот самый указ, который относит к государственной тайне сведения о потерях личного состава армии в мирное время. Этим указом, считает Лев Шлосберг, государство «присвоило себе право на жизнь военнослужащего и на его смерть, отняв у тех, кто уже погиб, и у тех, кто ещё жив, право на память общества». Впрочем, если учитывать во время каких событий и какой войны состоялось это решение, можно предсказать, что ни государство, ни общество не захотят ничего и никого помнить. Но автор очередной губернской «закладочки на память» верит в другое: «Попытка закрыть указом президента дорогу правды к народу об утратах народа вызвана одним: эта война полностью незаконна и беззаконна. Все погибшие на этой войне – жертвы тех, кто ее начал. Все выжившие участники этой войны – свидетели военного и государственного преступления. Рано или поздно оценку этому преступлению, его организаторам и исполнителям даст суд. В том числе – Верховный суд России».

Изображая стройку

Безусловный эксклюзив на этой неделе представляет своим читателям народная газета «Курьеръ». В редакцию газеты обратился пскович, принимавший участие в капитальном ремонте той самой злосчастной казармы в Омске, которая стала братской могилой для 24 десантников. Собственно, материл так и называется: «В Омске начальство слепило братскую могилу для десантников!». Это даже не интервью, а просто расшифровка прямой речи невольного участника событий, без комментариев журналистов. И, судя по тому, что рассказал этот человек, мы имеем дело с вопиющим торжеством непрофессионализма. Причем не только на уровне строителей, но и контролирующих организаций. Почему-то особенно обескураживает эпизод с приездом на стройку военного прокурора, который знакомился с ходом строительства. И как немногочисленные рабочие, погоняемые начальством, перебегали в процессе этой проверки с одного места на другое, изображая массовость и кипучую деятельность, которая, на самом деле, не велась. Судя по информации участника событий, на стройке была страшная текучка кадров, перед привлеченными специалистами не выполнялись финансовые обязательства, перепланировка внутренних помещений проводилась без всяких исследований фундамента. И так далее. Многие читатели газеты уже выражают опасения. И даже не за судьбу остальных казарм, реконструированных по тому же «образцу», а за судьбу заговорившего псковича с веселой фамилией Гайдай. У нас ведь виноват не тот, кто воровал, а тот, кто рассказал. Поэтому чаще всего рассказывают даже не отчаянные, а отчаявшиеся…

Елена Ширяева

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей