Новости партнеров
Общество

«Военно-полевая почта»: Он вечно в памяти живой...

15.12.2015 10:37|ПсковКомментариев: 2

Псковская Лента Новостей публикует лучшие работы, поступившие на конкурс «Военно-полевая почта», который был проведен в этом году Центром внешкольной работы «Патриот» совместно с Псковским региональным отделением Российского военно-исторического общества. Напомним, в конкурсе приняли участие представители Пскова и 17 районов области.

Публикуем сочинение, которое написал ученик 9 класса ГБОУ «Красногородская школа — интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - «Агрошкола» Артем Топалов. Он завоевал Гран-при конкурса в номинации «Письмо солдата».

«Он вечно в памяти живой...»

Хоть на миг оставьте все дела,

Вспомните, и мир светлее станет!

Время всё стирает, но должна

В наших душах оставаться память!

Е. Воронкова.

Не удалось нашей стране оставить в прошлом столетии все беды и трагедии. В новый век и тысячелетие Россия пришла с чеченской войной — жестокой, беспощадной. Война никогда не бывает милосердной — всегда это трагедия, боль, слёзы, смерть.

Иногда мы не осознаём, что живём в одно время и на одной земле с героями. Настоящими героями, которые отдают Родине самое дорогое — жизнь и не требуют ничего взамен. Они верны воинской присяге, данной когда-то. Они защищают свой народ ценой крови.

Ушли в историю трагические февральские дни 2000 года, прошло уже 15 лет. Но память, преодолевая время, вновь возвращает нас к скорбной дате - 21 февраля. В этот день под Харсеноем погибли 25 разведчиков псковской войсковой части № 64044. Их гибель не была объявлена обществу, не окружалась ореолом подвига, а дань памяти ограничилась скромным некрологом и вручением посмертных наград близким спустя полгода после гибели спецназовцев...

16 февраля в 4 часа утра разведчики вышли на задание в район урочища Танги-Чу, чтобы на заданной высоте не допустить внезапного нападения противника. На высоте 817,9 был обнаружен опорный пункт боевиков, но командир не поверил докладу офицера разведки и потребовал выполнения поставленной задачи. 18 февраля спецназовцы вышли к своим высотам, а разведрота на указанной высоте встретила ожесточённое сопротивление бандитов и целый день вела бой.

21 февраля в 12.44 разведгруппа Александра Калинина вступила в бой с мелкой группой бандформирований, уничтожив автомобили и 10 боевиков. Спустя немного времени около 100 бандитов напали на наших разведчиков. Калинин, продолжая бой, запросил артиллерийский огонь и помощь соседних групп. Подошли разведгруппы старшего лейтенанта Сергея Самойлова и капитана Михаила Боченкова, рассредоточившись на высоте. После удара артиллерии связь с группой прервалась...

Из Малого Харсеноя на подмогу нашим ребятам было направлено подразделение мотострелков, но... Как потом рассказали чудом уцелевшие в этом аду два разведчика, практически на открытую местность, поросшую низким кустарником, обрушился шквальный огонь стрелкового оружия, миномётов, точечные удары снайперов... Боевики добивали раненых. У двоих, оставшихся тогда чудом в живых, был шок. Одному осколок снаряда перепахал лицо, а другой, весь израненный, не в силах был отползти от груды мёртвых тел. Чеченские боевики, добивавшие раненых, приняли парней за мертвецов и не стали тратить на них патроны. Уходить бандиты стали лишь тогда, когда спустя час подошла пехота. Она увидела, что со всех убитых были сняты автоматы и разгрузки. Тела заминированы. К вечеру уточнили число погибших — их было 33. 25 из них — псковские разведчики. На поле боя в тот день осталось 70 трупов бандитских подельников.

Спецназовцы до конца выполнили свой воинский долг, не отступив перед числом и силою превосходящим противником, приняв на себя его основной удар, сорвав тем самым попытку бандитов внезапным ударом уничтожить мотострелковые разведподразделения.

Они не отступили ни на шаг, потому что были верны присяге. Они уже никогда не увидят своих родителей и детей, не пройдут по улицам родных посёлков и городов — они погибли за то, чтобы мы смогли жить без страха и оглядки. Их подвиг стоит вечной памяти в наших сердцах...

Мой земляк Алексей Прокофьев из деревни Платишино был одним из 25-ти разведчиков, погибших 21 февраля. Его подвиг является для меня настоящим проявлением героизма и гражданства. Он был ефрейтором контрактной службы, разведчиком-снайпером во 2-ой бригаде специального назначения. Его отец Юрий Алексеевич был воспитанником нашего интерната, детдомовцем. В интернате учился и брат Алексея – Василий. Наш учитель физкультуры Геннадий Борисович Поздышев когда-то преподавал у Алексея физкультуру и много рассказывал о своём воспитаннике. Ребята из детской организации «Бригантина ездили на его могилу и встречались с родными.

В этом году накануне 15-летия со дня гибели Алексея я с одноклассницей и учителями был в семье Прокофьевых. Нам хотелось побольше узнать о жизни своего земляка, чтобы рассказать потом всем нашим ребятам о том, что героями не рождаются, а становятся.

Нас приветливо встретила Антонина Васильевна Прокофьева, угостила чаем с блинами. Мы узнали, что её сын погиб в Чечне 15 лет назад. Она говорила об этом скупо, ей было очень тяжело. Сквозь слёзы она сказала о том, что с годами боль от утраты сына не стала меньше, всё острее и больнее становятся воспоминания о нём. Мы попросили показать фотографии, письма. Перед нами лежала пачка конвертов, слегка потрёпанных по краям. Видно было, что письма эти – семейная реликвия, что их берегут, читают и перечитывают. Последнее письмо пришло уже после гибели сына. Фотографии нам разрешили переснять с альбома.

Антонина Васильевна согласилась на несколько дней дать нам эти письма. Мы стали читать их, рассматривали расписанные и разрисованные конверты, вглядывались в лица на фотографиях и всё больше узнавали парня, погибшего на войне тогда, когда нас ещё не было на свете или мы были совсем маленькими. Мы погружались в его мир, казалось, что он разговаривает с нами. Думаю, что эти письма могут быть ценными не только для родителей, но и для нас — молодого поколения. В них столько любви к родным, столько заботы о близких людях!

Очень хочется, чтобы и другие люди узнали, каким хорошим и добрым человеком был Алексей Прокофьев, и чтобы больше никогда не привозили в наш посёлок и другие места России цинковые гробы.

В простой и работящей семье Прокофьевых дружно росли два сына: Алёша и Василёк. Были они усладой для родительского сердца. Алёша был на семь лет старше младшего братишки, он был его нянькой. Везде они были вместе, не ссорились. Антонина Васильевна нарадоваться не могла на своих детей. Алёша укачивал братишку, водил на прогулки, читал на ночь сказки. « ...Алёша и по хозяйству поможет, скотину накормит, принесёт воды. … Он всё делал бегом, всё куда-то спешил, торопился. Будто чувствовал, что ему так мало уготовано прожить...», - тихо, сдерживая рыдания, вспоминает Алёшина мама. Рассказали родители и историю о том, что, когда мальчику было 12 лет, он принёс домой гирю весом 24 кг. Они спросили у него, откуда она. Оказалась, что дал её учитель физкультуры, а Алёша нёс её 4 км от школы до дома.

Когда Алексея призвали в армию, мать очень переживала, что он попал служить в спецназ. А сам солдат гордился тем, что служит в этих войсках. «Для него служба была не в тягость, а в радость», - вспоминает Антонина Васильевна. Всегда подтянутый, аккуратный, добросовестный, рядовой Алексей Прокофьев был одним из лучших, подготовленных «срочников». К концу первого года службы ему было присвоено звание «ефрейтор». Мужал и взрослел старший сын просто на глазах. И не забывал, учитывая собственный юношеский опыт, готовить брата к предстоящей службе в армии. Он писал: «Скоро ты пойдёшь в шестой класс. Конечно, в школу не хочется, я знаю, сам был такой. Но ты, брат, постарайся вести себя хорошо. Чтобы за тебя не стыдно было. Учись, старайся, как можешь, это тебе пригодится, помогай родителям...». Именно забота о родителях была для Алёши самой важной обязанностью в жизни. Они работали в колхозе и вели собственное хозяйство. Видел он с детства, как трудится, не покладая рук, мама, какой груз заботы лежит на плечах отца. «Я рад, что в хозяйстве будет конь. … Конечно, я понимаю, что вам сейчас трудно с деньгами. Самое главное, чтоб здоровье было, а остальное само собой будет. Вы, главное, живите и полаживайте между собой», - писал он, переживая за семью. Даже вдали от дома его волновали домашние проблемы: « Как там у вас дела? Чем занимаетесь? Накосили сена, наверное, вы уже много. Как дела на огороде? Какие припасы на зиму заготовили?»

Никогда не забывал Алексей поздравлять родных с днём рождения. Мать и отец частенько перечитывают его письма, обращённые к ним.

Вот трогательные строки, написанные маме:

Разреши, моя милая мама,

С днём рожденья поздравить тебя,

Мы теперь далеко друг от друга,

Ты не скоро увидишь меня.

Будь как прежде красивой и нежной,

Счастливой и доброй будь.

В этот радостный день — день рожденья

Ты о сыне своём не забудь.

И под звон хрустальных бокалов

Подойди тихонько к окну,

И пусть ветер тебя поцелует,

Потому что я не могу...

Отцу часто снится сын, живой и здоровый. Иногда он боится наступающей ночи, потому что сны-воспоминания о сыне мучительны. Старается не показывать жене, как ему плохо, но боль от утраты сына его не покидает. Вот строчки из письма Алексея, обращённые к нему:

С днём рожденья тебя поздравляю,

Мой заботливый добрый отец,

Может, строг когда-то ты был...

Но я был когда-то мальчишкой

И тогда я не мог понять,

Что из маленького человечка

Ты хотел человека поднять.

И сегодня на твой день рожденья

Я заверить хотел бы тебя,

И спасибо сказать тебе, батя,

Человеком ты сделал меня.

Мама вспоминает, что сын никогда не бросал слова на ветер. Пообещал бросить курить — бросил сразу и навсегда. Во всём он был таким: дисциплинированным и ответственным.

Много сил отнимало строительство нового дома, нужны были не только рабочие руки, но и деньги на покупку строительных материалов. Алёша частенько утешал родителей, что скоро отслужит, будет работать и поможет родителям деньгами. Но жизнь распорядилась по-иному.

Когда начались боевые действия в Чечне, он написал несколько рапортов с просьбой об отправке в «горячую точку». К этому времени Алексей уже перешёл на контрактную службу и считал себя вполне подготовленным разведчиком-спецназовцем. Кроме того, в Чечне были уже его друзья, и он с завистью читал их письма с рассказами о настоящих боевых буднях.

О планах предстоящей поездки в Чечню Алексей ни с кем из родных не делился. Только спустя некоторое время, когда сына не стало, Антонина Васильевна поняла причину его настойчивого желания повидаться со всеми родственниками в канун Нового года. И когда это всё же удалось сделать, Алёша без конца твердил: «Мамуль, я такой счастливый, что всех повидал...». Он и не подозревал, что встреча эта была последней.

Никого не упрекают Антонина Васильевна и Юрий Алексеевич в гибели своего сына. Проявленную решимость поехать в Чечню они воспринимают с удивительным пониманием. Это было естественное качество сына — никогда не прятаться за чужие спины. Отец учил его с раннего детства быть сильным, выносливым, крепким мужиком. А слово отца было для Алёши равносильно приказу в армии. Принцип «надо — значит, надо» был главенствующим в семье Прокофьевых. Он стал нормой жизни и для Алёши.

Умные и любящие родители, безоблачное детство деревенского паренька и множество друзей, успешная учёба в школе и лицее, отличная служба в армии — всё это должно было стать крепким фундаментом для будущей счастливой жизни Алексея. Но по воле судьбы, на это фундамент встал гранитный памятник ефрейтору контрактной службы разведчику-снайперу Алексею Прокофьеву. Чуть более месяца не дожил он до своего двадцатилетия. 21 февраля 2000 года станет навечно «чёрным» днём в календаре для всех близких этого паренька.

Тяжело переживал потерю младший братишка. На тот момент Васе было 13 лет. Он замкнулся в себе, часто плакал тайком от родителей. Когда домой привезли гроб с телом брата, он убежал в баню и рыдал там навзрыд. Однажды мама в его столе нашла тетрадь — это был дневник, в который он записывал свои мысли о том, что не давало ему жить спокойно. Именно там он пообещал самому себе, что когда подрастёт, то отомстит за брата. Плакала мама, читая эти строки, потом долго разговаривала с сыном, успокаивала его. Сын подрос, окончил школу, получил специальность сварщика. Он не должен был служить в армии, так как его брат погиб при исполнении воинского долго. Тут бы работать и жить спокойно, но нет. Однажды пришёл он домой и сказал: «Мама, папа, я хочу служить, как брат». Сам поехал во Псков, пошёл в военкомат и попросился на контрактную службу. Сейчас он служит по контракту в Черехе, он механик-водитель. Родители приняли его выбор, хотя и с тяжёлым сердцем. Василий женился, у него родился сын. Отец решил назвать его в честь своего брата. Так что сейчас подрастает в семье Прокофьевых ещё один Алёша на радость родителям, бабушке и дедушке.

На могиле Алексея растут и цветут удивительные цветы: нежные, но выносливые, всех радужных оттенков, каковыми были мечты и планы Алексея. А он растёт «травинушкой» среди этого великолепия.

Л. М. Самсонова написала стихотворение об этом герое:

Травинушка моя — слова просты в звучанье.

Но сколько ж боли в них, тоски, отчаянья!

Так к сыну обращаться может только мать,

Которая, похоронив, все продолжает ждать...

Ждать, видя черный траур на его портрете

И мысли тайные держа от всех в секрете:

А вдруг живой, а вдруг похожи просто,

Сомненья мучают: уж что-то мал «он» ростом...

От сердца нет подсказки, оно закаменело,

Со дня того февральского мать будто онемела.

Лишь на могиле сына немного оживает,

Листы воспоминаний не торопясь, листает.

А помнишь ли, Алёшенька, как нянчил ты братишку,

Укачивал в коляске, читал смешные книжки,

И говорил насупясь: «Я не хочу сестрёнку,

Вдвоём мы будем с братиком, не надо нам девчонку!»

Колышутся травинки от ветра дуновенья,

Ответ от сына шепчут — у мамы нет сомненья.

Погладила былинки, как будто шёлк волос,

Солдатский, видно, «ёжик» у Лёшеньки отрос.

Вот так они беседуют, без устали часами.

Не покидай, мать просит, живи, сыночек, с нами...

Но замерли травинки, сынок не отвечает.

Все понимая, горько мать головой качает.

Ну ладно, спи, Алешенька, земля пусть будет пухом.

В ответ — кивок травинок: и ты не падай духом.

Крепись, моя родная, прости меня за муки.

Ты чувствуешь, не ветер, а я целую руки.

О Боже! Справедлив ты и горю знаешь меру...

Не отнимай у матери Любовь, Надежду, Веру.

День памяти о погибших псковских спецназовцах отмечают ежегодно 21 февраля в Пскове. Все имена погибших разведчиков, кровью вписанные в историю, высечены на гранитных плитах памятника, возведённого на территории части. У подножия часто горят поминальные свечи, всегда лежат живые цветы. Их приносят родственники, возлагают сослуживцы. Не в величии памятников величие памяти, а в способности сердца помнить и любить. Помнить тех, кто отдал свою жизнь за то, чтобы другие смогли жить спокойно.

В записной книжке командира разведгруппы Александра Калинина после его смерти мать нашла стихи, написанные рукой сына:

Для чего тебе жизнь даётся?

Чтоб отдать её, когда надо.

Всё равно умирать придётся,

В жизни ведь не одна услада...

Я о чём вам хотел напомнить:

Нужно жить с большой буквы, ребята!

И отдать свою жизнь, если надо,

Не боясь быть забытым когда-то.

В этих строках заключается жизненная позиция не только командира разведгруппы, но и всех тех, кто погиб тогда вместе с ним.

Сейчас мой двоюродный брат Андрей Топалов служит по контракту в воинской части №32515 76-ой гвардейской десантно-штормовой Черниговской Краснознаменной дивизии. Его служба началась в 2008 году, сейчас он старшина. Из его рассказов я знаю о всех тяготах жизни воинов-десантников. Когда я спрашиваю брата о том, что он хотел бы изменить в своей жизни, он отвечает: «Ничего. Я всем доволен.» Андрей гордится, что является достойным продолжателем славных дел десантников, тех самых десантников, которые всегда проявляли высокую боевую выучку, мужество и героизм при выполнении заданий. Мой брат для меня является примером дисциплинированности и ответственности. Я им очень горжусь и хотел бы вырасти похожим на него.

День за днём будут уходить в историю трагические даты. Но будут оставаться в памяти молодыми, красивыми, любимыми солдаты, которые до последней минуты оставались верными воинской присяге.

Задача нас, поколения 21-го века — сделать имена погибших нетленными, преодолевая время и пространство. Надо сделать так, чтобы души ушедших в мир иной почувствовали, какой болью и страданиями наполнены до сих пор сердца близких людей. Их помнят, любят, ими гордятся.

Нам, современному поколению, нужно ценить мир, спокойствие, возможность любить и просто жить. Мы обязаны с благодарностью относиться к тем, кто буднично, но честно и самоотверженно выполняет свой воинский долг по защите Отечества».

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 90 человек
Лента новостей