Новости партнеров
Общество

«Акценты» Донецкого: Сельский час губернатора, Парад Победы и пьяный Питер

06.05.2016 16:34|ПсковКомментариев: 18

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Заголовки выпуска.

Сельский час губернатора. Андрей Турчак засеял поле ячменя.

Парад как символ. 9 мая псковичи вновь увидят парад бронетехники.

Бухать, так в Питере. Особенности туристического PR-a от группировки «Ленинград»

Иной раз, просматривая свежие новости, неожиданно нарываешься на своего рода реплики из прошлого, будто смотришь программу «Время» времен застоя или читаешь передовицу районки «Светлый путь» про успехи вывоза органики на поля. Вроде совсем другая страна, с миллионерами во власти и звериным оскалом капитализма, а нет-нет, и от новостной ленты повеет запахом ностальгии, прежде всего стилистической. Сколько га яровых, сколько га зерновых и озимых засеяли и еще планируют засеять сельские труженики. И непременно с участием первого лица региона, красиво позирующего на фоне полей.

Губернатор Андрей Турчак в четверг, 5 мая, оценил ход посевной в хозяйстве «Красное знамя» Новосокольнического района, сообщили в пресс-службе администрации области. Глава региона традиционно участвует как в севе, так и сборе урожая в хозяйстве, с чувством глубокого удовлетворения пишет корреспондент. Из-за дождей сев пришлось приостановить на неделю, но дождь только на пользу: все, что посадили восемь дней назад, уже взошло, бодро рапортует руководитель хозяйства, а губернатор, осмотрев обрабатываемые земли, садится за руль посевного комплекса и засеивает одно из полей хозяйства. Фотографии прилагаются. В концовке репортажа читатель узнает, что псковский губернатор, пусть и коренной горожанин, прекрасно осведомлен о необходимости расчистки придорожных полос и открытия контура поля. Мессидж прочитывается сразу: губернатор Псковщины - крепкий хозяйственник, и сельскохозяйственная техника ему по плечу, если надо, засеет поле, с чувством выполненного долга можно возвращаться на родной асфальт, к другим насущным проблемам.

Я, кстати, ничуть не иронизирую. Я - о другом. Понятно, что это простой административный пиар, точно так же позировали на фоне псковских полей и предшественники Андрея Турчака. Только у них были другие сельскохозяйственные игрушки. Евгений Михайлов заготавливал душистое сено при помощи сенажных комплексов «Салют-Пермь»; СМИ региона пару лет буквально носились с этими «Салютами» по всей области; помнится, вице-губернатор Тулькин радостно рапортовал, что научные кадры Великолукской сельхозакадемии буквально восхищены кормовыми комплексами и ряд ученых пишет кандидатские и докторские диссертации на эту тему. Сегодня хочется спросить: где эти докторские? Потому что, когда губернатора Михайлова сменил губернатор Кузнецов, о чудо-комплексах «Салют-Пермь» тут же напрочь забыли, а на Псковщине ударными темпами стали возрождать мукомольную отрасль. Опять же с безумной тучей пиара и рекламы в СМИ. Иногда создавалось впечатление, что Псковщина - просто монстр какой-то мукомольной промышленности, но... по прошествии лет и событий снова хочется спросить: ну и где наше хваленое мукомолье? С севом яровых, конечно, все попроще, чем с масштабными PR-проектами типа «Салют-Пермь», сев он и есть сев, если есть скотина, крестьянину каждый год нужно сеять и молотить урожай. Вот чего мне никак не понять, зачем вообще нужен этот губернаторский «Сельский час»? Что он добавляет к образу первого лица? Что губернатор умеет ловко управляться с сельхозтехникой? Да, это, разумеется, очень важное умение. Но уж, извините, отдающее откровенной показухой. Буквально те же самые лица, что с микрофоном и камерой бегали 12 лет назад за «Салютами», теперь бегают за посевным комплексом по контуру поля, вот и вся разница. А настоящий крестьянин смотрит на эту суету и в кулак саркастически посмеивается.

Что меня удивляет в современной российской пропаганде, так это когда она начинает пугать нас НАТО. Просто невероятная вещь. Возможно какой-нибудь пропагандист с Первого канала, который ходит в телевизор, как на работу, и может чем-то напугать жителя Новосибирска. Но чем он напугает жителя Псковщины, которому до НАТО буквально рукой подать? Мы уже больше 10 лет живем по соседству с северо-атлантическим блоком. Вот она, НАТО - в сорока километрах от Пскова. Устраивает масштабные маневры «Весенний шторм-2016» буквально на границе Эстонии и Псковской области, на территории Тартуского, Выруского и Пылваского уездов. Но мы живем и как-то понимаем, что сегодня не 1941-й год, и танки под Тарту почти ничего не решают. Пока «Искандеры» на боевом дежурстве, можно смело резаться в «Ворлд оф тэнкс». К чему же тогда готовятся натовские генералы под Тарту? Неужели к захвату Псковской области? Нет, конечно. Они просто осваивают военные бюджеты. Ну и, понятно, тренируются «на кошках». Если есть армия, то она же должна чем-то заниматься, повышать боевую и политическую подготовку. А чтобы повышать, нужен, насущно необходим соответствующий образ врага. У нас этот образ - озверевшая от вседозволенности американская военщина со своими сателлитами вроде соседней Эстонии. У них - это Россия, поднимающаяся с колен. Буквально вчера новый главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Кертис Скапаротти заявил о необходимости быть постоянно готовыми к противодействию угрозам со стороны России. По его словам, альянс сталкивается с «возрождающейся Россией, которая стремится показать себя как мировая держава». Свои заявления он сделал во время церемонии вступления в должность, сообщают СМИ, ссылаясь на официальный сайт Пентагона. Так что ничего нового: политики и военные по обе стороны железного занавеса одинаковы. Они пугают свое население военной угрозой. Кто - с Запада, а кто с Востока. И при этом никак не могут покончить с запрещенным у нас ИГ (Исламским государством), у которого бронетехника еще имеется, а вот ни ракет, ни самолетов нет. И что-то пока не слышно о капитуляции ИГ.

Между тем, в Пскове 9 мая пройдет Парад Победы с участием воинов Псковского гарнизона, 45 единиц автомобильной и бронетанковой техники. Это как бы Парад «на бис», «по просьбам зрителей», Парад-повторение того, что мы увидели год назад, на 70-летие Великой Победы. Мы знаем, что юбилейные даты отмечаются более пышно и широко, чем обычные годовщины. И праздник 9 мая - здесь не исключение. В Москве, например, сообщили, что праздничные торжества, да и сам парад на Красной площади, будут в этом году гораздо скромнее, чем в прошлом.

Но к Пскову это не относится. И честное слово, на ум сразу приходят аналогии со знаменитым парадом на Красной площади 7 ноября 1941, когда враг стоял буквально у ворот столицы. Нужен был этот парад, как и любой парад вообще, прежде всего в пропагандистских целях - показать, что дух солдат не сломлен, что оружие готово к бою. На фоне натовских учений, что развернулись сейчас в приграничных уездах соседней Эстонщины, псковский парад Победы - более чем символичен. Это, конечно, тоже мессидж потенциальному противнику, послание: у нас тоже бронетехника имеется, и не из Нидерландов, а тутошняя, наша. Сие послание, разумеется, не означает, что бронетехника прямо с парада пойдет в бой, как это было в грозовом 41-м, но участники «Весеннего шторма-2016» о нашем параде наверняка узнают, и кто-то, командиры в основном, получат дополнительный повод постращать подчиненных старым кличем: «Русские идут!», а солдаты сделают вывод: русский бронепоезд - на запасном пути.

Еще немного о Дне Победы, точнее, о его атрибутах. Леденец на палочке, раскрашенный в цвета георгиевской ленточки, вызвал волну возмущения в интернете, наперебой сообщают новостные сайты. Называется конфета вполне одиозно «Вкус Победы», и сразу даже не поймешь, чего тут больше: холодного коммерческого расчета, торгашеского цинизма, глупости или подлости. Стоит карамель цвета георгиевской ленточки 69 рублей и продается в одном из интернет-магазинов. Так и представляешь себе ребенка, которому с молоком матери (здесь - со вкусом карамели) прививают «патриотизьм». Он идет и сосет нашу общую славу и вместе с быстрыми углеводами медленно усваивает «духовные скрепы».

Интернет возмущается цинизмом кондитеров, а пипл, как водится, хавает. Блогеры строчат посты о том, что леденец оскорбляет чувства немногих оставшихся в живых ветеранов, а по неофициальной информации, «георгиевские» леденцы раскупаются как горячие пирожки, сообщает сайт Росконтроля. «Использование цветов георгиевской ленты в дизайне изделий, в частности конфетах, недопустимо с моральной точки зрения, но, увы, ненаказуемо. Георгиевская лента не запатентована, а следовательно может использоваться кем угодно и когда угодно», - прокомментировал ситуацию сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов.

Что тут можно добавить? Ну что значит «не запатентованная»? Разве память и святость можно запатентовать? Увы, следует признать, что чем дальше мы будем отдаляться от 9 мая 1945 года, тем проще будет обращаться публика с символами Победы, это неизбежный процесс смены поколений и трансформации моральных ценностей, общих для всего народа. Вроде общих, а на самом деле? Два моих родных дяди воевали на фронтах Великой Отечественной, были ранены, и, получается, что я с той войной кровно связан, пусть через родственников, но как-то соотношу свое существование с событиями семидесятилетней давности. А вот те, кто родился в 90-ые? Они соотносят свою личную биографию с историей страны? Вряд ли. Для них День Победы почти то же самое, что Отечественная война 1812-го года, если вообще не Куликовская битва. То есть нечто далекое, преданья старины глубокой. Как личную, свою боль и утрату они не воспринимают колоссальные потери в той войне, а то ведь и вообще — просто мало что знают. Отчего на праздничных плакатах в качестве символа вместо Т-34 вдруг появляется немецкий танк. Это известная история 2012-го года, случившаяся в Екатеринбурге. Напомню, что тогда, четыре года назад, жители Екатеринбурга были возмущены ошибкой на плакатах, расклеенных по всему городу: накануне Дня Победы мэрия выпустила поздравительные объявления с фашистскими танками «Пантера» вместо советских машин! Уральцам эти плакаты встали поперек горла, поскольку рядом, в Нижнем Тагиле, находится собственный танковый завод, а тут такой косяк. Но как так получилось? А просто - по невежеству и лени. Дизайнер плаката, нанятый мэрией Екатеринбурга, недолго думая, взял да и скопировал известную историческую фотографию, на которой советские солдаты празднуют победу на броне трофейных «Пантер». Известно, что во время войны все армии воюют трофейным оружием. В сети имеются фотографии Т-34 со свастиками на башнях. Но это ведь не значит, что их тупо нужно переносить на праздничный плакат. Повторюсь, что чем дальше, тем этого пропагандистского «добра» будет только больше, и торты в цвета георгиевской ленточки последуют, и юбки, и штаны, и модные прически. В псевдо-патриотическом угаре да при отсутствии нравственного чувства и мозгов можно натворить и не такое.

Представьте себе, власти Петербурга не стали расписываться в ханжестве и похвалили группировку «Ленинград» за их новый видеоклип «В Питере — пить». «Размещенный в интернете клип привлечет в город больше путешественников», высказался глава городского комитета по развитию туризма Виктор Кононов. В интервью изданию «Фонтанка» он сказал, что после просмотра ролика появляется желание посетить Петербург, и добавил: «Мы можем только поблагодарить Сергея Шнурова за то, что не забывает родной город». Клип «В Питере — пить» вышел 30 апреля. За несколько суток он собрал на YouTube три миллиона просмотров.

При этом некоторые деятели культуры северной столицы отнюдь не в восторге от нового творения Сергея Шнурова и команды его креативщиков. Да что там говорить, многие попросту осуждают Шнура за то, что тот якобы позорит город на Неве, изображая его жителей пьяницами и матерщинниками. Более того, общественные организации Санкт-Петербурга направили в прокуратуру города письмо, в котором требуют проверить новый клип группы «Ленинград» под названием «В Питере — пить» на предмет пропаганды алкоголизма, хулиганства и насилия в отношении представителей власти. Цитирую: «Мы считаем, что этот клип позорит наш город…. Мы считаем, что такого рода безнравственное произведение не должно быть доступным для граждан нашей страны».

Подписи под обращением поставили, в частности, представители совета ветеранов Выборгского района Петербурга, Общества жителей блокадного Ленинграда муниципального образования Шувалово-Озерки, Выборгской местной организации Всероссийского общества инвалидов. Видимо, это примерно те же люди, по инициативе которых несколько лет назад закрывали телеканал «Дождь». Что ж, реакция вполне понятная. В Америке в свое время некие общественные и религиозные организации запрещали «Битлз», причем весьма успешно по тем временам; в Англии общественные организации осуждали панк-рок и песню группы Sex Pistols «God Save the Queen», но где теперь те общественники, и где музыканты? За общественников не поручусь, а «Битлз» и «Секс пистолз» точно в зале славы рок-н-ролла, и неотъемлемая часть масс-культуры XX века. Не сомневаюсь, что нечто подобное произойдет вскоре и с группой «Ленинград».

Новый клип, конечно, зачетный, и действительно способен привлечь туристов, как привлекает туристов любое яркое или культовое произведение искусства, связанное с «гением места». Так, в Дублин едут поклонники Джеймса Джойса, и именно 16 июня, поскольку действие романа «Улисс» происходит в этот день; поклонники Венички Ерофеева путешествуют на электричке между пунктами «Москва-Петушки», а читатели повести Сергея Довлатова «Заповедник» устремляются в деревеньку Березино, что затерялась среди заповедных пушкиногорских холмов.

Потенциальным туристам достаточно того, что персонажи «В Питере -пить», клерк, продавщица, водила такси, гаишник, экскурсовод не просто бухают, а бухают на фоне потрясающих панорам северной столицы. При этом сам смысл текста легко выражается насквозь матерным припевом другой давней песни Сергея Шнурова, - я перефразирую в рифму: «Все задолбало! Пипец! На хер дать!». Некоторые публицисты уже сочинили проникновенные философские эссе на тему «Не приходя в сознание» Нам же остается пожалеть, что у Пскова нет своего Шнура и, стало быть, никто не снимет талантливый видеоклип с тремя миллионами просмотров «В Пскове - пить», хотя пить в Пскове никогда не перестанут.

Александр Донецкий      

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 221 человек
Лента новостей