Новости партнеров
Общество

Несостоявшийся «псковский Арбат»

22.09.2005 15:46|ПсковКомментариев: 7

Когда-то в псковских средствах массовой информации любили поговорить на тему, «Каким быть Пскову в таком-то году?» Сегодня, к сожалению, вопрос все чаще ставится по другому: не «каким быть?», а «как быть?» Проще говоря, после провода шумных юбилеев, оказалось, что город не только утратил способность к развитию, но и его элементарное жизнеобеспечение поставлено под угрозу. Недавний газовый кризис, с трудом преодоленный местной властью, служит тому прекрасным доказательством.

В городе нет бюджета, нет генерального плана развития, нет хороших дорог, нет удобных парковок, нет, наконец, мест для отдыха. На последнем и хотелось бы заострить внимание. Про дороги, про памятники, про туристов у нас говорено переговорено. А вот тема отдыха как-то не замечается, словно считается проблемой второй, а то и третей степени. На самом деле, еще со времен Древнего Рима хорошо известно, что требуется народу для полного счастья – хлеба и зрелищ. Применительно к нашим дням это переводится, как возможность работать и зарабатывать и, соответственно, иметь возможность полноценно отдохнуть.

Прогулка по городу с семьей, с друзьями, с гостями – это, ведь, тоже разновидность отдыха. Псковичи это смогут сделать в Петербурге, Москве, при наличии загранпаспорта – в Таллине, в любом из европейских городов. Наконец, в набившем оскомину соседнем Новгороде… Словом, везде, но только не в родном городе. Псков приспособлен для чего угодно, но только не для пеших прогулок – таких, от которых получаешь удовольствие. У нас до сих пор нет полноценного Детского парка. Тот, в сторону которого выходят окна мэра Пскова, и парком-то назвать язык не поворачивается. Может, он и был хорош для послевоенной разрухи, но сейчас, в XXI веке способен вызывать разве что чувство жалости. Про взрослый же, или семейный отдых и говорить не приходится.

Лет 10-20 назад такое положение вполне устраивало, по крайней мере, подавляющее число горожан. Тому были объективные причины. Послевоенный и безлюдный Псков заселялся в основном выходцами из деревень области. То есть основную массу псковичей составляли горожане первого поколения. Проблема отдыха для них не существовала. Отработав (отбыв!) неделю на заводе или в учреждении, вчерашние крестьяне рвались на малую родину к своим заветным соткам, сенокосам, оставленным папам и мамам. Гены давали знать свое, создавали парадокс (или трагедию) жизни для таких людей. Для большинства из них город так и не стал своим – всего лишь средой обитания. Настоящее, «свое» оставалось там, где они рождались на свет, где проходило их детство, где проходила последняя дорога на погост.

Теперь ситуация изменилась. Псков становится городом псковичей второго и третьего поколений. Проблемы «зова предков» для них не существует. Но появилась другая проблема, которую они и сами-то осознать не в состоянии: как можно было бы жить в родном городе! Сказывается сила привычки. «До нас положено – и лежи так во веки веков», - этот девиз «неистового» протопопа Аввакума на бессознательном уровне во многом задает жизненные ориентиры для провинциального города.

Увы, инерция мышления определяет и деятельность городских властей. «Наша главная задача – обеспечивать нормальную жизнедеятельность города», - любят повторять в псковской мэрии. Не знаю, можно ли назвать «нормальной» жизнь в условиях, как принято говорить в армии, максимально приближенных к боевым. Яркий пример – дороги Пскова. Из года в год повторяется одна и та же картина. С января по май дороги разбиваются до такой степени, что по ним не только ездить, но и ходить опасно. И тогда на разбитых направлениях появляется дорожная техника, составляются графики ремонта дорог, применяются, как нас заверяют, новые технологии и… Народ успокаивается. До следующего года. В следующем году картина аналогичная. Думается, не надо быть большим экономистом, чтобы посчитать, что тех денег, что зарыты в псковские дороги, хватило бы на то, чтобы замостить улицы Пскова золотыми булыжниками.

Это называется эффективность работы власти. В администрации города есть все. Есть управление архитектуры и главный архитектор города. Есть главный художник города. Есть управление генерального подрядчика и комбинат благоустройства. Есть управление культуры. Есть много еще чего. Но до сих пор Псков не имеет даже генерального плана развития. В переводе на обыденный язык это означает, что никто в городе не ответит на вопрос, что будет с Псковом завтра, послезавтра, через три, через десять лет. На практике это означает хаотичное, бессистемное строительство в городе, непродуманная инфраструктура, что ведет к одному – к окончательной потере «лица» города.   

Помните, как псковичи обрадовались «псковскому Арбату» - булыжному тротуару вдоль Рижского проспекта у магазинов «Фондор» и «Орбита». Но и здесь власти умудрились все испортить. Псковский Арбат уперся в «курятник», возведенный напротив «Универсама».

Но ведь были неплохие идеи. Например, устроить только пешеходное движение на улицах Пушкина и Ленина, запретив въезд туда автомобилям. Этот район вполне мог бы стать одним из любимых местечек для отдыха псковичей. Об этом никто теперь и не вспоминает. Вместо этого, турфирмы предлагают псковичам одну из самых популярных поездок – посещение аквапарка в эстонском Тарту. Не смешно ли? А где псковский аквапарк, о строительстве которого сам мэр неоднократно заявлял в своих интервью и пресс-конференциях?

В большинстве городов одними из самых посещаемых и любимых мест для прогулок считаются набережные рек. Пскову судьба подарила целых две реки. Многие древние памятники псковской архитектуры как раз соседствуют с Великой и Псковой. Но разве наши набережные приспособлены для гуляния?         Грязь, неухоженность, какие-то мрачные и страшные строения, овраги, помойки…

Учится никогда и никому не зазорно. Чиновники городской администрации, депутаты без конца разъезжают по заграницам, бывают в других городах России. Недавно первые лица города в сопровождении внушительной свиты побывали в шотландском Перте. И что-то не припомнится, чтобы что-то полезное для своего родного города привезли они со стороны. Для чего тогда ездят? С какой целью? Не для отдыха ли, которого не сыскать в Пскове? Разумно ли городскому бюджету (то есть нам с вами) тратить на их поездки немалые суммы денег?

Конечно, рано или поздно во власть придут люди, чтобы нацелить город не на ежедневное выживание, а на нормальную достойную жизнь. Жаль, что время проходит, а отставание Пскова даже от соседей становится все заметнее. Как бы не отстать навсегда.

Иван Фаворский

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей