Новости партнеров
Общество

В российских городах пересчитают наночастицы в воздухе

25.10.2016 09:15|ПсковКомментариев: 2

Научно-образовательный центр «Нанотехнологии» Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) завершает исследование влияния на здоровье людей наночастиц, содержащихся в воздухе. После окончания работы ученые представят результаты исследования Роспотребнадзору и Минздраву с предложением изменить СанПиНы и ГОСТы. Сейчас стандарта по нано- и микрочастицам (менее 10 микрометров) в воздухе не существует, пишут «Известия».

Дальневосточные ученые изучают не столько сами мелкие частицы размером 10 в минус девятой степени метра, сколько опасность, которую те несут людям.

«Мы активно мониторим наночастицы, которые летают в атмосфере. Среди них есть вещества природного происхождения: вулканическая пыль, эрозивные частицы, остатки микрометеоритов. Но они представляют наименьшую опасность для человека. Наш организм к ним адаптировался, - рассказал «Известиям» руководитель центра Кирилл Голохваст. - С другой стороны, люди научились производить новые синтетические наночастицы: углеродные, силикатные, металлические. Есть очень много технологических процессов, которые являются источниками их появления. Опасность исходит от гальванических предприятий, процесса сварки, работы ТЭЦ на мазуте, выхлопных газов автомобилей. Самая большая беда городов - машины. Они дают от 90 до 95% загрязнения».

Ученый рассказал о проведенном эксперименте. В автосалонах Владивостока было взято 40 абсолютно новых автомобилей. Выхлопные газы этих машин ничем не отличались от выброса 20-летних авто с большим пробегом.

«Все современные автомобильные стандарты - «Евро-4», «Евро-6» и т.д. - учитывают только газовую компоненту загрязнения. Но совершенно не учитывают твердых частиц, если не считать скромного показателя 0,005 грамма на километр пути. Этот показатель - ни о чем. Ведь надо еще понять, что находится внутри этих граммов. А это могут быть наночастицы сажи и драгоценных металлов, микрочастицы пепла, токсичных металлов, полиароматические углеводороды (ПАУ), присутствие которых вредно для человека», - объяснил Кирилл Голохваст.

Если говорить о радикальных способах оградить людей от вредных наночастиц, специалисты видят только один: людям нужно пересаживаться на электромобили и велосипеды. Но поскольку в нынешних условиях это невозможно, то нужен жесткий контроль за выхлопом автомобилей.

«Стране нужен стандарт по наночастицам в воздухе всех городов, - утверждает Кирилл Голохваст. - Действующие СанПиН и ГОСТ их вообще не учитывают - есть только стандарты по содержанию частиц микронного размера, один микрон (микрометр) равен 1 тыс. нанометров. Оценивается лишь количество взвешенного вещества в миллиграмме на кубический метр. Но ведь это могут быть и природные минералы. Нужна дифференциация. По завершении работы мы готовы предложить наши нормативы Роспотребнадзору и Минздраву».

По оценке специалистов, воздух всех городов России можно «изучить» за год и постоянно следить за изменениями. Сейчас образцы уже взяты во многих городах Дальнего Востока, в десятках поселков и заповедников, а также в Москве, Екатеринбурге и некоторых городах Европы. Нормативы по загрязнению ученые разрабатывают, опираясь на «чистые места», парки, где наночастиц до 5% в пробе. Рядом с гальваническими предприятиями их уже 60-70%, у дорог - до 20-30%.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 233 человека
Лента новостей