Новости партнеров
Общество

Псковский искусствовед Тамара Шулакова просит Ивана Цецерского не оставаться в стороне от проблемы разрушения фресок в Мелетово

18.11.2016 11:24|ПсковКомментариев: 19

Псковский искусствовед Тамара Шулакова просит главу города Ивана Цецерского не оставаться в стороне от проблемы разрушения фресок уникального храма Успения Богородицы XV века в деревне Мелетово Псковского района. «Дело по фрескам Мелетова много серьезнее, чем думала даже я», - сообщила она в обращении, поступившем в редакцию Псковской Ленты Новостей. 

«Городу быть в стороне нельзя. Ведь Мелетово расписали именно псковские мастера, их было до десяти, и они ездили, как мы бы сейчас сказали, вахтовым методом в это село два летних сезона, пока не закончили расписывать в 1465 году этот наш суперпсковский храм - завещание нам с вами, который именно мы в наше время довели до гибели! Срочно надо его спасать! Для Ганзы это был бы главный объект показа - в нем все лучшее от Пскова», - уверена Тамара Шулакова.

Искусствовед привела мнения экспертов, который дают фрескам храма 4-5 лет жизни, а их состояние оценивают как «стадию открытого чахоточного процесса». «Храм в Мелетове 1460-х гг. – мировой шедевр, который постепенно превращается в национальный позор. Несмотря на многократные обращения, на него не выделяется никакого финансирования уже много лет. И сейчас ситуация - остроаварийная, это стадия открытого чахоточного процесса, когда разрушения идут в режиме текущего времени и в любой момент могут привести к обрушению. Для этого есть все предпосылки», - так комментирует увиденное председатель секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Лев Лифшиц.

«Это наша Сикстинская капелла, блистательный памятник, в котором воплотилось лучшее за все века Псковской школы искусства - не уступающая наследию Микеланжджело, и погибнет она от нашего с вами мягко говоря небрежения... в наше время! Это на грани преступления. Хочется задать главные русские вопросы: Кто виноват? И что делать?» - написала Тамара Шулакова в письме к вице-спикеру Псковского областного Собрания депутатов Виктору Остренко.

Церковь Успения Богородицы в д. Мелётово (Псковская область, Псковский район) является объектом культурного наследия федерального значения. Это уникальный памятник архитектуры и монументальной живописи середины XV в.

Каменный храм был возведен в 1461-1462 гг. на древнем погосте, расположенном недалеко от новгородско-псковского пограничья. Заказчиками постройки выступили псковские посадники и бояре Яков Иванович Кротов, Иван Захарьевич Пучков и Зиновий Михайлович. В настоящее время это единственный памятник псковской архитектуры XVв. с сохранившимся сложным 16-ти скатным покрытием.

Это одноглавый, четырехстолпный храм. Он имеет три апсиды: центральную полукруглую и две боковые прямоугольные. Система сводов традиционная псковская - повышенные подпружные арки, несущие световой барабан. Декор фасадов – обычное для псковской архитектуры чередование лопаток и плоскостей. Апсиды и барабан декорированы псковским геометрическим орнаментом, сдвоенные окна северного и южного фасадов оформлены валиком. Стены древней постройки сложены из известняковой плиты.

В 1465 г. по заказу тех же посадников и бояр Успенская церковь была полностью расписана, включая западный перспективный портал. Древняя живопись была выполнена по сухой штукатурке. Церковь расписывала артель псковских мастеров, хорошо знакомых с иконописью и книжной миниатюрой.

Общая система стенописи Успенской церкви не выходит за рамки традиционного содержания. Иконографическая программа посвящена раскрытию идеи литургической жертвы и прославлению Богоматери-Церкви. Система росписи отличалась многочастностью, обилием сцен со сложными и уникальными сюжетами. Росписи церкви строились по принципу сочетания нескольких тематических циклов, обладающих внутренней повествовательностью и символической логикой. Многие сюжеты мелетовских фресок являются отражением событий и проблем, волновавших псковичей середины XV в.

В ХVI в. к Успенской церкви был пристроен теплый южный придел в честь Св. Николая Чудотворца. В 1790 г. в храме был устроен иконостас, а древняя роспись забелена. В 1778 г. древний притвор церкви был расширен к западу и к нему пристроена колокольня. В это же время были растесаны некоторые оконные проемы четверика и древней части притвора. К концу XIX в церковь уже имела четырехскатное покрытие. Главка и барабан придела оказались утраченными. В 1913 г. к югу от церкви была построена новая каменная церковь Св. Троицы. Приход был переведен в нее, а храм Успения пришел в запустение.

Впервые о существовании фресок упомянул в 1876 г. Н. К. Богушевский. В 1925-1926 гг. они вновь были открыты и осмотрены К. К. Романовым. В 1933 г. началась их реставрация под руководством Е. А. Домбровской. Было раскрыто 16 фрагментов росписи в алтаре и арках дьяконника и жертвенника, укреплен фресковый грунт. Обследование показало наличие фресок во всем памятнике. В 40-х гг. ХХ в. церковь Успения в Мелётово использовалась в качестве склада и хлебопекарни. В 1948-1949 гг. роспись расчищалась и укреплялась Ю. Н. Дмитриевым, тогда же были выполнены работы по консервации церкви.

Но, к 1957 г. памятник оказался в аварийном состоянии и в 1959 г. был разработан проект его реставрации (авторы М. И. Семенов и Н. С. Рахманина). Проектом предусматривалось восстановление церкви в формах ХV-ХVI вв. Архитектурная реставрация была завершена к 1961 г. Были выполнены следующие работы: укрепление стен и перекрытий; восстановлено сложное покрытие; разобран поздний притвор придела; поставлена главка притвора; разобраны поздние колокольня и притвор; восстановлена западная стена первоначального притвора; растесанным оконным проемам возвращены формы ХV в.; в древние гнезда от сгнивших связей заведены железобетонные связи. В 1964 г. церковь была оштукатурена и побелена. В 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР церковь Успения Богородицы получила статус памятника федерального значения.

В 1963 г. началась реставрация живописи под руководством художника-реставратора Д. Е. Брягина. В период с 1963 по 1968 гг. были проведены следующие мероприятия: укрепление штукатурных грунтов и красочного слоя раскрытых композиций; расчистка всех сохранившихся фрагментов древней живописи из-под известковой побелки и поздней масляной записи. Оказалось, что в интерьере памятника сохранилось около 99 живописных сюжетов. Наиболее значительными и хорошо сохранившимися являются композиции: «Служба святых отцов», «Галла Милостивая и апостол Петр», «Чудо о жидовине», «Аит-скоморох», «Сретение»; «Омовение ног»; «Уверение Фомы», «Перенесение Ковчега Завета», «Пророк Илья и жрецы Ваала на горе Кормил», «Видение пресвитером Евстафием Богородицы», «Положение во гроб», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», «Неопалимая купина», храмозданные надписи в основании барабана и над перспективным порталом и др.

К хранительским обязанностям Псковский музей-заповедник приступил в конце 80-х гг. Были налажено регулярное посещение памятника с целью мониторинга его состояния, проводились работы по оптимизации температурно-влажностного режима. К началу 90-х гг. XX в. инженерно-техническое состояние архитектурного памятника ухудшилось, что не могло сказаться на сохранности фресок. В 1991 г. художники-реставраторы Межобластного научно-реставрационного художественного управления (бригадир В. Д. Сарабьянов) выполнили противоаварийные укрепления грунта стенописи в алтарной апсиде и арочных проемах в жертвеннике и дьяконнике. Летом 1995 г. Управлением охраны памятников Комитета по культуре при администрации Псковской области и Псковским музеем-заповедником был поднят вопрос о необходимости проведения срочных противоаварийных работ.

В 1996 -1999 гг. Ген. Дирекцией «Псковреконструкция» (гл. инженер В. И. Раскот) были выполнены следующие работы: косметическая побелка и ремонт фасадов памятника; сооружение отмостки по всему периметру; спил деревьев вокруг памятника; установка новых и ремонт старых водометов; выполнены двойные столярные заполнения в некоторых нижних и верхних окнах церкви и придела; ремонт известнякового пола; установка в интерьере четверика реставрационных 6-ти ярусных лесов. Специалистами Межобластного научно-реставрационного и художественного управления проведены противоаварийные работы по укреплению фресковой живописи. После замены столярных заполнений оконных и дверных проемов в 1999 г. впамятнике был введен ограниченный подогрев на осенне-зимний период. Сотрудники Псковского музея-заповедника стали проводить работу по организации микроклимата и оптимизации температурно-влажностного режима, включая систему оптимального нагрева и вентиляции.

В соответствии с намеченным в 90-е гг. XX в. объемом работы Ген. Дирекцией «Псковреконструкция» не было выполнено инженерное укрепление и комплекс архитектурно-реставрационных работ по западному притвору. С 1999 г. финансирование ремонтно-реставрационных работ прекратилось. Псковский музей-заповедник неоднократно поднимал вопрос об аварийном состоянии памятника и необходимости проведения противоаварийных работ. Но отсутствие бюджетного финансирования не позволило выполнить запланированные комплекс консервативно-реставрационных работ по архитектуре и живописи Успенской церкви в Мелётово.Только в 2006 г. специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (бригадир В.Д. Сарабьянов) были выполнены противоаварийные укрепления грунта стенописи в основании барабана и на сводах четверика.

Псковский музей-заповедник и Администрация Псковской области с 2011 года ежегодно направляли заявки в Министерство культуры Российской Федерации с целью получения средств на проектно-исследовательские работы, археологические изыскания и реставрацию фресковой живописи.

Государственным бюджетным учреждением культуры - Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области в период с 2013- 2016 годы были подготовлены и направлены заявки на проведение проектно-изыскательских работ. К сожалению, заявки не были поддержаны и финансовые средства на необходимые ремонтно-реставрационные работы по архитектуре и монументальной живописи в церкви Успения в д. Мелётово не выделялись.

В настоящее время треть сохранившейся живописи находится в аварийном состоянии: идет отставание грунта под живопись от кладки, появились места выпада живописи на штукатурке, красочный слой живописи частично находится в остро аварийном состоянии. Повсеместно присутствуют участки деструктированной живописи с мелящимся красочным слоем, в некоторых случаях слои живописи разрыхлились и распыляются.

Основной проблемой сохранения живописи является незавершенная архитектурная реставрация памятника. Основные несущие конструкции четверика находятся в удовлетворительном состоянии. Отсутствие отмостки, организованного водоотвода приводит к намоканию стен и подсосу влаги. В алтарной части фиксируется вертикальная трещина. В аварийном состоянии находится притвор, где идет проседание потолочного свода, отсутствуют полы и нет столярных заполнений окна и двери. Придел находится также в аварийном состоянии, наблюдаются растущие продольные трещины по всему периметру, что свидетельствует о сильных деструктивных процессах несущих конструкций этой части памятника.

В целях сохранения уникальной фресковой живописи церкви Успения Богородицы, необходимо выполнить комплексные противоаварийные работы в древней части церкви (архитектура, живопись), а также в возведенных в более позднее время притворе и придельной церкви; выполнить комплекс изыскательских (включая археологию) и проектных работ; провести реставрацию памятника и благоустройство прилегающей к стенам храма территории.

 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 173 человека
Лента новостей