Новости партнеров
Общество

По рецептам племени Наскапи

02.11.2005 13:52|ПсковКомментариев: 0

Псков посетил известный политолог ельцинского призыва, президент Фонда ИНДЕМ (ИНформатика для ДЕМократии) Георгий Сатаров, чье добродушно-колоритное лицо знакомо всем, кто смотрел телевизор в период с 1994 по1997 годы. Тогда Георгий Александрович служил помощником первого президента России по внутренней политике и не скупился на публичные оценки и комментарии происходивших в стране событий.

Понятно, что Сатаров приехал в Псков не частным порядком, дабы полюбоваться на древности и красоты, а с определенной целью, точнее, для участия в заседании дискуссионного клуба на тему: «Сценарии политического развития России в 2005-2008 годах: существует ли альтернатива действующей партии власти?» Круглый стол привлек внимание как региональных законодателей (в частности, пришли спикер областного Собрания депутатов Борис Полозов и председатель Псковской городской Думы Леонид Трифонов), так и общественных деятелей, плюс к тому немногочисленных журналистов. Регламент встречи был прост: сначала Георгий Сатаров «презентовал» заявленную тему, после чего ответил на вопросы и «подбил итоги».

Вкратце выступление главного эксперта Ельцина сводилось к тому, что политические прогнозы, в принципе, вещь невозможная, но, тем не менее, социологи занимаются этим неблагодарным делом. Но не ради того, чтобы, аки Кассандра, заглянуть в ближайшее будущее и мысленно развернуть веер вероятных сценариев развития ситуации, а исключительно ради установления некоторых логических связей между этими пресловутыми сценариями и повседневной политической текучкой. Социологическая теорема, почти не требующая доказательств, звучит так: «Человеческие представления материальны по своим последствиям». Словом, интеллектуалы, подвизавшиеся на поприще социальных предсказаний, совсем не идиоты, потому и изучают вовсе не будущее (что выглядело бы как сеанс «черной магии» с последующим разоблачением), а только свои представления о нем.

Каковы же эти представления? Всего математик и кандидат технических наук Сатаров предложил пять сценариев под следующими этикетками: «Вялая Россия», «Диктатура развития», «Охранная диктатура», «Революция» и «SmartRussia» (в оригинальном переводе Сатарова – «смышленая» Россия, так сказать, «голубая мечта западника и либерала»). «Распад» в качестве сценария не рассматривался, ибо в этом случае объект анализа исчезает. Если первый сценарий отражает инерцию, сохраняющую тенденции неустойчивости, то второй характеризуется ужесточением режима силами какой-то политической группировки (хрестоматийный пример генерала Пиночета); соответственно, в третьем варианте имеем ужесточение с желанием «Россию подморозить», дабы сохранить существующий порядок, тогда как четвертый – Революция – предполагает нелегитимную смену режима с опорой на уличную активность. Ну, а «Смарт Раша» - это, разумеется, модернизация по западным лекалам. Как видно, не случайно у авторов исследования русского термина для описания не нашлось, воспользовались английским словцом.

Каждый сценарий содержит список сюжетов (допустим, «досрочная отставка правительства» или «раскол в правящей верхушке») и набор исходов (над чем в основном, по словам лектора, и размышляли эксперты). В результате получилось, что наиболее реальный сценарий на ближайшие пару лет это «Вялая Россия», обеим «Диктатурам» отвели примерно по 24 и 23 процента. «Революция» и «Смарт» маловероятны. Ответив на вопросы аудитории, выступающий завершил встречу таким аллегорическим умозаключением (позволим себе воспроизвести этот сатаровский пассаж):

- Мы, к сожалению, чрезвычайно преувеличиваем наши возможности управления социальным миром, - с грустью констатировал Георгий Сатаров, - потому что сейчас мы находимся на стадии примерно такой, на которой находились наши предки, когда они впервые узнали, что такое огонь. Они могли и лес сжечь, и мамонта поджарить. Мы так же управляем социальным порядком, как они управляли тогда огнем. В силу этого обстоятельства (особенно сложного, современного, достигшего колоссальных физических ресурсов: взорвать планету при желании – раз плюнуть), мы должны быть крайне осторожны. В этом смысле любые монополии на знание пути крайне опасны. И все потрясения последних двухсот лет связаны именно с тем, что человек или какая-то группа людей заявляли, а другие признавали, монополию на истинный и единственно правильный путь. Это всегда неизбежно приводило к тупику и краху.

Я позволю себе отвлечь вас на один симпатичный исторический пример, – продолжил свой спич оратор. - У индейцев племени Наскапи в Северной Америке был такой ритуал. Когда племя должно было идти на охоту, вождь брал старую кость лопатки оленя. Такой большой, треугольной, и коптил ее над костром. Потом смотрел на направление самого длинного языка и говорил: «Идти охотиться надо туда». В чем был смысл этого ритуала? Копчение кости – это датчик случайных направлений. Экологически - это супероправданно: нельзя охотиться всегда в одном и том же месте. Умрете с голоду. В играх с Природой, а Природа вокруг нас играет по случайным правилам, единственно выигрывающая стратегия – случайная (математическая теория игр). Вот они (Наскапи) в результате естественного отбора пришли к такой стратегии (в долгосрочной перспективе – выигрышной). Но мы-то знаем, что животноводство лучше! Так вот, с точки зрения социальной, мы еще, как те Наскапи, мы охотники, мы не знаем животноводства. Мы не владеем проектированием. Поэтому единственная наша оптимальная стратегия – это отсутствие монополии. Пробуем - туда, пробуем – сюда… Для меня демократия – это не проблема ценностей идеологических, а проблема оптимальной технологии, точно так же, как это было у индейцев племени Наскапи.

После этого (вольного или вынужденного?) «откровения» я в очередной раз утвердился в мысли, что социология - наука чисто прикладная, и в своих теоретических эмпиреях явление весьма созерцательное, как знаменитые «эйдосы» философа Платона. То есть, наука-то сама по себе штука увлекательная и дарующая радость познания (в талантливом изложении - особенно), но для практической политики – вещь абсолютно бесполезная. Кто знает, как завтра повернутся события? Сатаров признал, что он не гений и не экстрасенс, и сделал несколько глубокомысленных выводов. Псковские политики и журналисты провели пару часов в приятном интеллектуальном напряжении. Между тем, История (с большой буквы) двигала и расставляла события по своим, одной ей ведомым, законам и местам.

Александр Донецкий        

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 287 человек
Лента новостей