Новости партнеров
Общество

«Козырные» дамы Псковского ГТРК

07.11.2005 18:46|ПсковКомментариев: 14

4 ноября, ФГУП филиал ВГТРК «Россия» ГТРК «Псков», (в народе «ОБЛАСТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ»), отметило 45-летие своего рождения. Днем ранее, в зале областной администрации в присутствии представителей власти, глав районов и персонифицированных предприятий и ведомств, ветеранам псковского ТВ вручили «памятные подарки и юбилейные медали».

Перед ветеранами выступили музыканты областной филармонии и официальные лица. Позже им подали «сто фронтовых грамм», обняли за плечи, всплакнули и вывели из присутственного места вон. Отдыхать. Так принято. Потом пели песни и танцевали. Потом юбилярша Клара Дыкленко (40 лет на ТВ!) посыпая голову природным пеплом рассуждала перед «молодняком» о «лучших временах», потом кто-то говорил кому-то нелицеприятности, потом бегали за водкой и искали молодежь (не нашли), потом известный журналист «плюнул» в лицо известному продюсеру, и уж совсем и совсем потом, водили хоровод, терлись по углам, и, что называется… разошлись.

Говорят время – лучший учитель, но оно, к сожалению, пожирает своих учеников. В нашем случае время пожирает учеников, которые так ничему и не научились. Да и учились ли вообще? Псковское областное телевидение, в свое время (60-годы) блестящим образом ворвавшееся в общесоюзный спектр региональных отделений на протяжении последних пятнадцати лет умирает тяжелой и мучительной смертью на глазах у широкой областной общественности. Общественность помочь не может. Общественность стыдливо молчит, опуская глаза перед лицом смертельно больного объектива. Им нечего сказать друг другу. Ветер общественных перемен и новые технологии, постмодернистская, интерактивная журналистика и хай-тековский дизайн, «рваный» монтаж и стадикамовский эффект персонализации, все пролетело над головой и растворилось как послеобеденный, июльский сон. Осталась пустота и тревожное  подсасывание под ложечкой. По готическим коридорам ОБЛАСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ уныло ковыляют заслуженные старички и старушки, повествующие занесенным иногда беглым ветром выпускникам пединститута легенды и мифы (в лицах) областного ТВ. Благо некоторые лица есть еще и в наличии.

Отчего же так мучительно больно? Отчего так неловко перед гостями из Белгорода (Ярославля, Вологды, Твери и т.д.) за то, что они, переключая каналы, случайно попали на псковское ОБЛАСТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ и, сдерживая смех, спрашивают – это что?!...

Откровенно говоря, не хотелось бы рассуждать у постели больного (в нашем случае безнадежно больного) о природе его заболевания. Хотелось бы говорить о вещах более общего, системообразующего порядка. Однако в данном случае история болезни и есть основная системообразующая ГТРК «Псков». Так что без нее, как говорится никак.

Первые признаки заболевания псковское телевидение (в дальнейшем ПТВ) обнаружило на самом взлете демократического сознания, обрушившегося на усталый и по своему тоже больной СССР. В результате не состоявшегося путча и в силу общей растерянности в начале 90-х как-то неожиданно стали вакантными места председателя и директора студии Псковского ВГТРК. Председателем назначили бывшего главу псковского агропрома В. Игнатенка (такого же далекого  от телевидения человек как Ф. Кастро от монархической династии королевского двора Великой Бретани), а директором студии – В.Толкачева, скромного  журналиста «Псковской правды», тонкого философа, прекраснодушного человека  и гедониста по призванию. Последнего, говорят весьма смущенного и застенчивого в ПТВ привели за руку И.Лукина («Хорошее настроение») и М.Константинова («Хорошее настроение»). Обе, в настоящий момент, являются «созидателями смыслов» Псковского ГТРК.  

В. Игнатенок в творческий процесс вмешиваться не стал. Был, что называется далек. В. Толкачев, не стал  вмешиваться по причине наличия на то причин. «Творческий процесс» возглавили телевизионные дамы «хрущевской оттепели», к тому времени уже пенсионного возраста – К. Дыкленко, Т.Недосекина и В.Лагунина. Дамы «строили» новое телевидение в рамках тех мировоззренческих принципов и той эстетики, которая в последствии, на протяжении пятнадцати лет определяла всю философию псковского телевещания,  да и по существу определяет в настоящий момент. Угнетаемые пенсионными фобиями и общей жизненной усталостью, дамы изобрели вполне работающий механизм собственного выживания. На работу приглашались молодые люди (вчерашние студенты) охваченные желанием осуществить ТВ – карьеру и с придыханием относившиеся ко всему, что с ТВ связанно. Им объясняли, что они, по сути «твари дражайшие», а по сему следует себя вести тихо, со старшими не спорить и лишнего не просить. Молодежь честно отрабатывала два-три года, привыкала к провинциальной славе и просила, как минимум прибавить в жаловании или на худой конец дать самореализоваться. И то и другое для дам было смерти подобно. На фоне любого успеха юного дарования геронтологические особенности коллектива становились неприлично отчетливыми, а прибавить «молодняку» копейку дамам не позволяло чувство социальной справедливости и классовое чутье. Молодежь плевала и уходила. Дамы, плевали им в след и брали новеньких (очередь стояла). В. Толкачев не вмешивался и наслаждался положением.  Да и дам этих он, в свою очередь, побаивался, поскольку именно с их молчаливого согласия был принят в свое время на работу.  

Шло время. Мужское население ПТВ спивалось, женское – уходило в себя и рожало. Понятие «авторское телевидение» было вытеснено на задворки ТВ сознания окончательно. На место В. Игнатенка пришел «голубой воришка Альхен» (как его называли в коллективе) Леонид Кузнецов который в течение всего своего срока был занят кропотливым перераспределением собственности между собственно телевидением как таковым и личным бюджетом «как он есть». В этом, кстати, ему существенным образом помог оборотистый зять В.Лагуниной, Ю. Миронович. Потом были попытки убрать В.Толкачева, суды, суды, суды… В это время завершилось техническое перевооружение региональных отделений ВГТРК, страна очнулась от пьяного угара ельцинских реформ и журналистика заговорила  на новом информационном языке, существенно изменился вектор телевизионной режиссуры и операторского мастерства, но ПТВ было не до этого.

Был смешной момент, когда Москва прислала читинского «варяга» Александра Груздева. Прискакав на лихом скакуне перемен, А.Груздев отчаянно помахал вокруг себя шашкой, напился, наговорил старухам кучу гадостей (часть вывел за штат) и ускакал восвояси. После него ПТВ руководил газетчик Петр Котов, и вот, наконец, сегодня у изголовья больного находится Аркадий Верейкин, до этого работавший первым заместителем председателя ГТРК "Кузбасс" (Кемеровская область).

Но что бы ни происходило, основные смыслы «развития» ПТВ все это время создавали дамы. А их механизм жизнеобеспечения студии с удовольствием брали на вооружение все председатели ВГТРК, включая ныне действующего. Результатом такой политики стал исход с псковской судии телевидения многой талантливой молодежи. (Вот и в канун юбилея пришло известие об увольнении с ПТВ единственного знакового журналиста ПТВ А.Донецкого и «лица канала», диктора  Ирины Цукановой…)

Рассуждать о спасении больного не представляется целесообразным, поскольку аргументов в пользу такого развития событий нет. Слишком, как говорят в таких случаях врачи, все запущено. Тем более что, скорее всего, в самом ближайшем времени Российское телевидение оставит в регионах только свои корпункты.  

Нужно ли Псковщине собственное адекватное телевидение – вопрос.

Дело в том, что современное журналистское сознание опирается сегодня не на идеологию, а на ментальные структуры, базовые ценности и страхи массовидного человека. Новая медиареальность определеннее всего выражается в изменении коммуникативного поведения аудитории. Психологическая компонента интерактивных форм журналистики приобретает типообразующее значение. Традиционный для массовой коммуникации «эффект присутствия» достигает предельных значений и перерастает в «эффект участия». Это уже другое психическое состояние, которое вряд ли может обеспечить провинциальное телевидение любого уровня. Сегодня человек не поглощает сведения, а оперирует с информацией. И что принципиально важно, это – индивидуальная активность. Человек сам находит информацию для сравнения в других источниках, тезаурусах библиотек или Интернете, в собственном образовании и личной ментальности. Он высоко ставит свои суждения и настаивает на том, чтобы их принимали в расчет. Это так же не в состоянии обеспечить провинциальное телевидение.

Впрочем, свято место, пусто не бывает. Если завтра на Псковщине появится коллектив профессионалов «отягощенных» техникой и волей к созданию профессионального продукта, то лично я буду этому только рад.

P.S. Хотелось бы выразить низкий поклон десяткам простых тружеников Псковского ВГТРК (водители, осветители, техники и т.д.), которые, не взирая на все вышеперечисленные безобразия отдали псковскому телевидению лучшие годы своей жизни.

А. Бертеньев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей