Новости партнеров
Общество

Самый молодой участник проекта «Марс-500» Алексей Шпаков: Об эксперименте длиной в 105 суток

12.04.2017 08:27|ПсковКомментариев: 0

В преддверии Дня космонавтики самый молодой участник проекта «Марс-500», выпускник Великолукской государственной академии физической культуры и спорта  Алексей Шпаков рассказал Псковской Ленте Новостей о том, как проходил эксперимент по имитации пилотируемого полета на Красную планету.

В 2009 году выпускник Лычевской средней школы и ВЛГАФК Алексей Шпаков стал участником второго этапа эксперимента «Марс-500» по имитации пилотируемого полета на Марс, проведенного Россией с широким международным участием. Сегодня молодой человек возглавляет Отдел экспериментальной физиологии НИИ космической медицины Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства России.

Волею судьбы оказался в Москве

С выбором будущей профессией Алексей Шпаков определился уже в выпускных классах.

- После окончания Лычевской средней школы выбор вуза для поступления особо не стоял. В школе я активно занимался спортом. Сначала это был туристический кружок, затем спортивное ориентирование. С 10-го класса стал тренироваться под руководством преподавателя кафедры теории и методики легкой атлетики Великолукской государственной академии физической культуры и спорта Валерия Ершова. Уже тогда выбор вуза был очевиден - решил связать свое будущее со спортом, - рассказал Алексей.

После окончания учебы в Великолукской государственной академии физической культуры и спорта он решил продолжить обучение в аспирантуре академии, однако все сложилось иначе.

- Накануне вступительных экзаменов меня вызвал ректор академии Руслан Михайлович Городничев и предложил попробовать поступить в аспирантуру Государственного научного центра Российской Федерации - Института медико-биологических проблем Российской академии наук. К слову сказать, для меня это было большой неожиданностью. И после непродолжительных раздумий я дал свое согласие, хотя была какая-то боязнь неудачи. Через два дня я уже был в Москве и проходил собеседование с профессором Инесой Бенедиктовной Козловской, которая стала в дальнейшем моим научным руководителем по кандидатской диссертации, - вспоминает Алексей.  Так он оказался в Москве

Поступив в аспирантуру в 2006 году, параллельно с учебой Алексей начал работать в Отделе сенсомоторной физиологии Государственного научного центра Российской Федерации - Института медико-биологических проблем РАН под руководством Инесы Козловской в должности лаборанта-исследователя.  

- С этой должности начинает любой человек, который приходит в научный центр или институт, - поясняет Алексей.

Скучать времени не было

Государственный научный центр Российской Федерации являлся головной организацией по проведению эксперимента «Марс-500», участником которого в 2009 году стал Алексей. «Марс-500» стал международным экспериментом по имитации пилотируемого полета на Марс, в котором был смоделирован ряд условий такой экспедиции. В процессе проведения эксперимента исследовалась система «человек - окружающая среда», а также были получены экспериментальные данные о состоянии здоровья и работоспособности экипажа, длительно находящегося в условиях изоляции в герметично замкнутом пространстве ограниченного объема при моделировании основных особенностей марсианского полета. И, как вспоминает Алексей, отбор участников эксперимента был очень непростым.

- Надо было пройти строгий медицинский отбор, который можно сравнить с медицинской комиссией в отряд космонавтов. Дополнительно оценивались профессиональные качества, психологическая устойчивость и психологическая совместимость с другими членами экипажа, - рассказывает Алексей

- Я принимал участие во втором этапе проекта, который предполагал 105-суточную изоляцию. Эксперимент проходил в наземном экспериментальном комплексе, состоящем из нескольких модулей. Основная особенность эксперимента «Марс-500» заключалась в том, что он проводился в полной изоляции от внешнего мира. В этом и заключалась его цель – проверить, как будут взаимодействовать между собой члены экипажа в ограниченном пространстве и в условиях ограниченного использования различных ресурсов и систем жизнеобеспечения. Связь с внешним миром осуществлялась только через наземный пункт управления экспериментом, аналог Центра управления полетами в Королеве. Ни интернета, ни телефона, ни телевизора, ни радио у нас не было, - вспоминает Алексей.

В состав экипажа входили шесть человек, в том числе два действующих космонавта - Сергей Рязанский и Олег Артемьев.

- На тот момент, в 2009 году, они еще готовились к полетам, а в настоящее время уже слетали и в этом году уже готовятся к своим вторым полетам на Международную космическую станцию. Также в состав экипажа должен обязательно входить врач. Им у нас был Алексей Баранов. Француз Сирилл Фурнье и немец Оливер Кникель выполняли функции исследователя и инженера. На меня же в силу моего образования возлагалась функция ответственного за физические тренировки экипажа. Началу эксперимента, он стартовал 31 марта 2009 года, предшествовали три месяца тренировок и обучения. Это обучение проведению отдельных исследований внутри гермобъекта, изучение технического устройства каждого из модулей экспериментального комплекса и тому подобное, – рассказывает участник эксперимента и признается, что не так уж просто было провести в изоляции 105 суток. Правда, к таким условиям человеческий организм может привыкнуть, нужно только время.

– Но трудно было, наверное, первые две недели, – вспоминает Алексей. – Представьте, что вас лишают всех средств коммуникации. Буквально вчера вы могли взять телефон и позвонить родителям, друзьям, почитать новости и так далее. И вот вы заходите в экспериментальный комплекс и лишаетесь возможности использовать телефон, смотреть телевизор, слушать радио. Это все наиболее тяжело ощущалось в первые две недели эксперимента. А потом, где-то с середины эксперимента, ты чувствуешь, как все просто. Тебе не надо ехать на работу или куда-то бежать, – отмечает Алексей.

Эксперимент был насыщен большой научной программой. Члены экипажа за время 105-суточной изоляции провели около 100 научных исследований и экспериментов. Каждый из них был ответственным за проведение и выполнение отдельных исследований. Каждые две недели проводился мониторинг их состояния здоровья.

– После окончания эксперимента всем нам шестерым предстояло пройти ряд медицинских осмотров и обследований, которые проходили в течение 3-4 недель. Ну а потом – обычная жизнь как у всех остальных людей. Кому-то предстояло продолжить готовиться к космическим полетам, кому-то – продолжать лечить людей. Мне же предстояло сдавать экзамены кандидатского минимума и готовиться к защите кандидатской диссертации. В целом же каждый из нас продолжил жить прежней жизнью, как и до эксперимента, – рассказал Алексей.

На  вопрос о том, если была бы возможность поучаствовать в подобном проекте еще раз, отвечает, что, скорее всего, согласился бы.

Молодые и перспективные

С 2013 года Алексей Шпаков работает в НИИ космической медицины Федерального медико-биологического агентства России. В настоящее время является руководителем Отдела экспериментальной физиологии НИИ космической медицины Федерального научно-клинического центра специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий.

Научно-исследовательский институт космической медицины – это молодая организация, которая функционирует четвертый год. И одним из направлений деятельности этого института является выполнение функций головной организации в системе ФМБА России по координации работ, проводимых в целях медико-санитарного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия работников, занятых на работах при подготовке и выполнении космических полетов, а также на этапах создания и эксплуатации пилотируемых космических аппаратов.

– Что касается функций возглавляемого мной отдела, то одна из них заключается в экспериментальном и теоретическом обосновании принципов и методов гравитационной терапии. Также мы занимаемся разработкой методов гравитационной терапии заболеваний для использования в практическом здравоохранении и исследованием влияния космогенных факторов на организм человека на Земле. Изучаем и влияние факторов космических полетов на организм человека применительно к перспективам длительных космических миссий на Луне и Марсе, – поясняет Алексей Шпаков.

В настоящее время сотрудники отдела плотно работают над моделированием в условиях Земли физиологических изменений в организме человека, которые могут произойти во время пилотируемого полета к Луне. Это, как поясняет Алексей, предполагает проведение серии экспериментальных исследований, направленных на изучение различного набора факторов, которые будут воздействовать на организм человека в условиях пребывания человека во время полета как на Луну или Марс, так и во время пребывания на поверхности данных небесных тел.

Проект «Марс-500» был реализован Государственным научным центром Российской Федерации – Институтом медико-биологических проблем РАН под эгидой Роскосмоса и Российской академии наук. В него входили ряд экспериментов, имитирующих те или иные аспекты межпланетного пилотируемого полета. Основой стала серия экспериментов по длительной изоляции экипажа в условиях специально созданного наземного экспериментального комплекса.

Проект проводился в три этапа:  14-суточная изоляция (завершена в ноябре 2007 г.), 105-суточная изоляция (завершена в июле 2009 г.) и 520-суточная изоляция (завешена в ноябре 2011 г.

 

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 186 человек
Лента новостей