Сегодня: Вторник, 23 Мая    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Мой Псков О налогах и зарплате депутата Праймериз Квартиры по 1 млн рублей Конкурс рисунка «Моя дружная семья» Дорожный беспредел Сразу две акции в «Глэдис» Требуются специалисты Лучшая интерьерная печать в Пскове Псков-ЭКСПО



Обзор техносферы: космос закрывается, роботы наступают

20.04.2017 20:43 ПЛН, Псков

Так уж получилось, что День космонавтики в этом году мы отметили из рук вон плохо. В каком-то городе школьников построили в виде ракеты, показали фильм «Время первых» про покорение космоса да залили в соцсети свежую порцию картинок с Гагариным. При том, что реальная ситуация в отрасли требует не пиара, а вдумчивого анализа и серьезной работы, чтобы не оказаться у разбитого корыта. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Победа «многоразовых»

На улице фанатов Илона Маска и компании Space-X праздник. Удалось добиться успешного повторного запуска ракеты-носителя Falcon 9 и возвращения на землю первой ступени. При этом на орбиту была выведена полезная нагрузка, коммуникационный спутник SES-10. Российские эксперты назвали это событие прорывом американской космонавтики, аналогичным программе «Спей-шаттл». И кисло добавили, что у России аналогичные технологии пока не дошли даже до стадии опытных образцов. Скептиков, впрочем, настораживает длительный многомесячный срок между первым и вторым стартом. Пока не известно, в какую копеечку обошелся осмотр и ремонт всех узлов первой ступени и какой процент из них вообще был использован вторично. А без этой информации сложно сказать, насколько вообще выгодно использование многоразовых ракет. Тем не менее, глава Space-X обещает нам в этом году еще целую охапку технологических прорывов – это и сверхтяжелая ракета-носитель, и лунный пилотируемый корабль.

Скоростной интернет по-китайски

А вот Китай отметил День космонавтики так, как его и надо отмечать. 12 апреля был запущен орбитальный сателлит «Шицзянь-13» для обеспечения доступа к широкополосному интернету пассажиров китайских самолетов скоростных поездов. Пропускная способность спутника больше, чем у всех аппаратов, которые ранее запускал Китай. Ожидается, что он будет работать ближайшие 15 лет и станет первым из серии спутников, которые создадут глобальную сеть Wi-Fi, которая сможет покрыть весь Китай. Скорость интернет-связи будет составлять 20 гигабит/сек.  Известно, что в текущем году аппаратов на орбите будет еще шесть, а к 2025 году сеть планируют завершить полностью.

Осторожно, космос закрывается!

За российскую космическую отрасль хотелось бы порадоваться, но не получается. Для начала были приостановлены запуски «Протонов», поскольку выяснилось, что ранее произведенные двигатели, предназначенные для установки на вторую и третью ступени единственной в стране серийной тяжелой ракеты «Протон-М», оказались бракованными. Разбор полетов (в прямом и переносном смысле) на Воронежском механическом заводе обещают завершить только в мае.

Далее, выяснилось, что многофункциональный лабораторный модуль «Наука», который собирались стыковать с МКС, а в перспективе использовать для собственной космической станции, никуда не полетит. Официально сообщается, что запуск модуля, который строят уже добрые два десятка лет, снова отложен, как минимум до конца 2018 года. Причина – «все резиновые элементы модуля уже устарели и не отвечают предъявляемым к ним требованиям». А неофициально пишут, что за три года центр имени Хруничева так и не смог справиться с очисткой топливной системы модуля. Если «Наука» не полетит, это означает, что после окончания контрактов с американцами по МКС, а это 2024 год своей орбитальной станции у России не будет.

Наконец, вишенка на торте – в очередной раз обрезали Федеральную космическую программу. Из нее выкинули работы по созданию лунного взлетно-посадочного комплекса (ЛВПК) и тяжелого кислородно-водородного межорбитального буксира (МОБ КВТК). В программе осталось только создание корабля «Федерация». «Роскосмос» пообещал финансировать лунную программу за свой счет, но, с учетом состояния дел в отрасли прозвучало это не слишком оптимистично.

Тем временем американцы грозятся через пару лет перестать покупать места на пилотируемых кораблях «Союз» и отказаться от двигателей РД-180. Практически нет у нас собственных научных космических экспедиций – обе миссии к Марсу «Фобос-грунт» и «Скиапарелли» оказались провальными. При этом по итогам 2016 года Россия уже опустилась на третье место в мире по числу космических пусков. В целом, ставка на пиар, коммерциализацию и проедание советского задела может дорого обойтись российской космонавтике.

Подводный ГЛОНАСС

Некоторым утешением после звездных неудач может служить новость о развертывании подводной системы глобального позиционирования на арктическом шельфе. Комплекс без лишних затей назвали «Позиционер», его разработчиком стал санкт-петербургский концерн «Океанприбор». Конструкторские работы и испытания завершены, система полностью готова к внедрению.

Она состоит из автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА), гидроакустических буев с аппаратурой спутниковой связи «Гонец-Д1М» и навигации ГЛОНАСС. Подводные роботы патрулируют районы на глубине до 8 км, ориентируясь по находящимся на дне гидроакустическим буям-маякам. В них заложены сверхточные координаты, получив которые, беспилотник уточняет свое местоположение и продолжает движение. Также буи служат для передачи информации на поверхность.

Первым районом развертывания станет дно вблизи газодобывающей морской платформы «Приразломная». В системе «Позиционер» предполагается использовать несколько типов буев: подводные, плавающие и даже вмораживаемые в лед. Аппаратная часть буя состоит из радио- и гидроакустической частей с общей системой электропитания, помещенных в корпус из пластмассы.

Отметим, что аналогичная программа существует и у США под названием «Посейдон». Она позволяет подлодкам и беспилотникам ориентироваться в пространстве с помощью GPS и обмениваться информацией.

Мирная атомная подлодка

Самое прямое отношение к подводному ГЛОНАССу имеет другая технологическая новинка. Российские учёные ведут разработку первой в мире гражданской атомной лодки, задачей которой станет поиск полезных ископаемых подо льдами в Арктике.

Как сообщают разработчики, а это группа направления физико-технических исследований Фонда перспективных исследований, за базовую модель взята обычная атомная подводная лодка, только вместо пусковых установок у неё будут шахты с роботизированными комплексами, автономными необитаемыми подводными аппаратами, которые обеспечивают сейсморазведку и поиск любых полезных ископаемых

Длина подлодки составит 135,5 м, ширина – 14,4 м, скорость – 12,6 узла, глубина погружения – 400 м. Правда, цену проекта, сроки реализации и самое главное – кто и в какой мере готов его финансировать, не сообщается.

Главсевморпуть оживает

На «северах» вообще происходят весьма интересные и не очень афишируемые процессы. Иногда складывается впечатление, что пока общественное мнение отвлечено ближним востоком и постсоветским пространством, в районе Арктики формируются некие новые контуры российской экономики.

Например, первый российский газовоз «Кристоф де Маржери» завершил свой рейс по Севморпути, проводятся ходовые испытания в арктических условиях. Судно было построено в ноябре 2016 года в Южной Корее для проекта «Ямал-СПГ» (освоение Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения). Танкер назвали именем гендиректора францзуской компании «Тотал», трагически погибшего в авиакатастрофе в 2014 года.

Судно уникальное: оно имеет ледовый класс Arc7, способно работать при температуре до -52 С и проходить льды толщиной до 2,1 м. Вместимость танков составляет 172,6 тыс. кубометров сжиженного природного газа. В перспективе на линию перевозок СПГ должны встать 16 танкеров, которые будут построены по заказу ПАО «Совкомфлот». Первую заправку газовоза планируют в ноябре сего года.

На всякий случай, стоит напомнить, что рынок сжиженного газа – это традиционно американская вотчина. Что же касается Севморпути, то речь идет о развитии важнейшей транспортной артерии, между Европой и Азией. В прошлом году объем перевозок по этому маршруту составил рекордные 7,48 миллионов тонн. Для его бесперебойной работы будет обновлен и ледокольный флот. Сейчас на верфях «Балтийского завода судостроения» идет строительство головного универсального атомного ледокола «Арктика» (будет передан заказчику в 2019 году) и двух серийных универсальных атомных ледоколов «Сибирь» и «Урал» (спуск на воду в 2020-2021 годах) для госкорпорации «Росатом».

Помощник хирурга – сделан в России, но никому не нужен

Если в космических исследованиях, атомных технологиях и освоении Арктики наша страна традиционно лидировала, то вот российское здравоохранение традиционно не слишком котируется. Иначе, как объяснить, что высокопоставленные чиновники и бизнесмены, имеющие доступ к лучшим российским клиникам, предпочитают лечиться на Западе? Тем не менее, и у наших медиков есть, чем удивить мир.

В апреле директор ИКТИ РАН доктор технических наук Сергей Шептунов презентовал российский прототип новейшего ассистирующего роботохирургического комплекса. С его помощью можно не только проводить высокоточные операции даже на расстоянии, но и полностью заменить невероятно дорогой американский аналог – в стране и мире.

Сообщается, что точность манипуляций составляет всего три микрона, что позволяет работать даже на клеточном уровне (размер клетки – около десяти микрон). Платформа позволяет настроить робота под задачи урологов, а также для нейро- и кардиохирургов, абдоминальных и вертебральных врачей. Оригинальная архитектура дает возможность присоединять любые инструменты к манипулятору в необходимом количестве и работать даже без монитора – в одних 3D-очках.

Впрочем, судьба перспективной разработки под вопросом. Работы проводились на грант ФАНО и правительства Москвы. Деньги закончились, нужны солидные вложения для проведения клинических испытаний комплекса, запуска производства, внедрения. Ученые ищут частных инвесторов и есть большие опасения, что все разработки будут просто перекуплены на корню и запатентованы иностранными конкурентами. Новинкой уже заинтересовались компании Финляндии и Китая.

От робота-кадровика до робота-директора

В Южно-Уральском государственном университете обещают к лету 2017 года представить работающий экземпляр искусственной нейронной сети, которая может применяться кадровиками крупных корпораций. По словам разработчиков, нейронную сеть, которая будет распознавать психотип человека по Юнгу, смогут применять кадровые службы крупных холдингов и психологи. Она позволит подбирать персонал на каждую конкретную позицию с учетом психологических свойств соискателя. 

Другой новинкой от того же ЮУрГУ станет нейронная сеть, которая будет способна анализировать работоспособность оборудования. Она сможет сообщать не только о неисправности устройства, но и выдаст рационализаторские предложения по изменению диагностируемой конструкции.

В общем, роботы понемногу теснят не только технарей, но и гуманитариев, а в перспективе и управленцев. Вот и британцы так считают. На днях Тим Бернерс-Ли, один из создателей WWW и гипертекстового протокола заявил, что в ближайшее время искусственный интеллект станет возглавлять корпорации. Для начала ИИ станет оценивать выгоду инвестиций и оценивать кредитную историю потенциальных заемщиков. Следующим логическим этапом в развитии финансового ИИ будет управление компаниями, создание холдингов и генерация дочерних копий собственной программы для управления этими новыми компаниями.

Технологии обозревал Илья Петров

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Верите ли вы в чистоту и безупречность проведения государственных и муниципальных конкурсов (аукционов) в Псковской области?











Loading...


Голосование

Верите ли вы в чистоту и безупречность проведения государственных и муниципальных конкурсов (аукционов) в Псковской области?











Календарь