Новости партнеров
Общество

Строим школу XXI века

15.02.2006 18:46|ПсковКомментариев: 0

Сфера образования сегодня становится реальным приоритетом государственной политики. Это объясняется тем, что роль и миссия образования как института государства связана с формированием новой генерации россиян, которые должны быть готовы к вызовам нового века, быть конкурентоспособными в современном мире. 

Исходя из этого, Президент России В.В. Путин  в числе четырех национальных проектов поставил перед властями всех уровней задачу: провести глубокую модернизацию современной  системы образования.  Псковская область уже  разработала программу выполнения социальных инициатив Президента России в сфере образования. Первым  нашим шагом  стало  введение  с 1 января 2006 года финансирования общеобразовательных школ  на основе нормативно-подушевого метода, а значит, деньги будут идти за учеником. Следующим этапом будет приведение заработной платы учителей в соответствие с современными требованиями и зависимость ее от качества предоставляемых образовательных услуг. После этого мы смело сможем сказать, что конкурентоспособны в  области среднего  и профессионального образования.

 Есть такой показатель для любой страны, по которому ООН оценивает ее статус и место в мире:  это индекс развития  человеческого потенциала. В числе главных его составляющих – ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, уровень образованности населения и реальный душевой валовой продукт. В советское время Россия находилась  по ИРЧП в числе развитых стран мира, в 90-е годы – лишь на 114 месте из 174 стран мира, а после 2000 года в связи с быстрым ростом экономики  ИРЧП России стал расти, в результате чего наше государство переместилось на 62 место.

Подобные расчеты существуют и в самой России – по ее отдельным регионам. По этому показателю Псковская область находится (данные за 2002 год) на 71 месте из 79 расчетных  территорий. Есть над чем работать.

Наш сегодняшний собеседник – начальник Государственного Управления образования Псковской области Вера Емельянова.

Время перемен

– Вера Васильевна, как известно, в расчетах индекса развития человеческого потенциала  знания населения, измеряемые уровнем грамотности жителей территории и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения, представляют собой одно из ведущих направлений. Как вы считаете, насколько быстрыми темпами развивается сейчас наша система образования, и Псковская – в частности?

– Расчетные  данные говорят о том, что нам еще есть над чем работать, несмотря на то, что всегда система образования в России отличалась высоким авторитетом и статусом. Престиж российского образования подтверждался и подтверждается до сих пор высокими теоретическими научными работами, большим количеством высококвалифицированных специалистов в различных областях знаний. Тем не менее, по целому ряду показателей, по которым оценивается страна, мы сегодня действительно находимся не на передовых позициях –  с точки зрения качества общего среднего образования, и профессионального образования в том числе. В последние годы количество высших учебных заведений выросло фактически в два раза, количество студентов тоже увеличилось более чем в два раза, появился рынок образовательных услуг, то есть сегодня идет очень мощная перестройка и в самой сети образования. Однако  проблемы от этого не исчезают. Если  человек хорошо образован, но он плохо живет, значит, что-то не так в нашем государстве… В  последние десять, а особенно пять лет мы проводим системные мероприятия по модернизации российской системы образования,  чтобы обеспечить более высокое качество образования, большую его доступность для всех слоев населения и большую эффективность действия самой системы.

– А в чем конкретно проявилась эта необходимость модернизации  всей системы на примере нашей псковской школы? Ведь это же не были только руководящие указания, спущенные вниз по административной лестнице?

– Нет, конечно. Мы уже в начале-середине девяностых годов отчетливо ощущали недостатки российского образования, неадекватность старой советской системы потребностям дня. Появилась большая потребность в предоставлении услуг за пределами школы. Родители активно стали искать репетиторов, возможности получения платного образования, учебные заведения  требовали оказания помощи в укреплении материально-технической базы… Рынок  повлек за собой развитие школ новой формации  –  лицеев, гимназий, выявил  разные варианты спроса на образовательные услуги, и они стали развиваться. Однако  их  нельзя было сделать равными  для всех слоев населения и во всех муниципальных образованиях. Происходили процессы, явно неадекватные потребностям населения с точки зрения и Закона об образовании, и Конституции РФ. В этом и состоит проблема доступности образования. И если мы сейчас проведем опрос жителей области  по этим вопросам – а сделать это было бы хорошо  и поместить на страницы вашего журнала – то, наверняка, проявится недовольство родителей тем, что по целому ряду предметов изучают «не  то», каких-то предметов нет в учебном плане, а они нужны, недостаточна подготовка по информационным технологиям, недостаточно практической ориентации по всем предметам, и дети, получив образование, не могут в полной мере использовать на практике полученные знания, существует несоответствие программ для поступления в вузы, а также  многое другое. Поэтому те, кто на самом деле  был  заинтересован, кто смог добиться своих целей и получить достаточный уровень образования  и получить качественные знания, все-таки оказались  в меньшинстве. Можно сказать, что под воздействием социально-экономических процессов 90-х годов система трансформировалась так, что базовые принципы о доступности и равенстве возможностей при получении образования  стали постоянно нарушаться.

Все дело в расчетах

– Так влияет ли на эти процессы существующая система финансирования образования?

– Конечно. Она сегодня несовершенна и не позволяет учреждению развиваться в полной мере. Поэтому не случайно, что в новых концепциях модернизации введен нормативно-подушевой принцип финансирования и обеспечения одинаковых возможностей для получения гарантированных государством  образовательных  услуг каждым  ребенком  – не зависимо от  места его  проживания и возможностей бюджета муниципального образования. Иными словами, «деньги должны следовать за учеником», как это было сформулировано Президентом страны.

– Нельзя ли пояснить это на конкретном примере? Почему мы сейчас говорим  о том, что руководитель школы  должен  быть, прежде всего,  менеджером? И что такое, по сути своей, нормативно-подушевое финансирование?

– Сегодня руководитель образовательного  учреждения  отвечает за эффективное использование бюджета, а  кроме того, важнейшей его задачей является  обеспечение высокого качества образования для всех учеников. Методика, которая разработана в Псковской области, учитывает расходы на заработную плату учителям и обеспечение учебного процесса, как того требует нынешнее федеральное законодательство. Вместе с тем, мы учли и особенности образовательных программ. Таких, как лицейские и гимназические, специальные и коррекционные. В систему расчетов мы включили также расходы, связанные с работой учителей в сельской местности и компенсационные выплаты педагогам  на приобретение методической литературы. Важно отметить, что в норматив включены также расходы, связанные с  транспортными затратами на подвоз школьников в базовые школы  из малонаселенных пунктов.

Решением администрации области введен специальный коэффициент на выравнивание расходов муниципальных образований, связанных с введением нормативного метода. Необходимо отметить, что при расчетах использовались максимальные показатели, принятые в системе образования. Например, надтарифный фонд оплаты труда педагогов установлен в размере 25%, коэффициент на гимназические программы – 1,2%, на коррекционные классы – 2,2 процента.

Финансирование меняется в корне. Нормативный принцип будет заложен в основу расчетов по всем видам деятельности системы образования. Это  коснется как нормирования  услуг ЖКХ,  так  и всех прочих, предоставляемых системой образования, включая и образовательные, естественно.  Второе направление новых подходов связано с целевыми направлениями средств  в виде грандов, чтобы стимулировать лидеров, передовиков, тех, кто определяет движение вперед. Такие люди и коллективы обязательно должны иметь дополнительную материальную поддержку в рамках текущего финансирования.

– А как будет поддерживаться одна из основных составляющих системы – образовательный процесс?

– В соответствии с разработанными программами, деньги будут выделяться  на каждого  конкретного ученика. Пока же у нас картина складывается такая: в сельской школе   затраты на образование одного ученика  составляют  пятьдесят тысяч рублей,  а в районном центре – пять, потому  что там школы крупнее,  в них можно сосредоточить ресурсы и более  рационально  их  использовать. Такая ситуация не может больше продолжаться, и это логично  приводит  к необходимости реструктуризации сети, укрупнению школ, подвозу учеников в крупные  школы. Это вызывает негативное отношение у части учителей, потому что кто-то из них может потерять работу. Вместе с тем,  педагоги в крупных школах  работают более  качественно, чем  их  коллеги  из малокомплектных школ. Это подтверждают и результаты ЕГЭ. Тому есть вполне объективные причины.  Например,  некая виртуальная сельская учительница Мария Ивановна, прекрасно владеющая методикой преподавания, скажем, русского языка, вынуждена вести ряд иных предметов, не имея соответствующей квалификации. Просто к этому и ее и саму сельскую школу вынуждают обстоятельства. За дополнительную нагрузку она получает немаленькие деньги… Конечно, для нее проводимая реформа неприятна, потому что учительница  многое теряет в финансовом смысле. Это одна из причин того, что возникают опасения: если   закрывают школу, значит  конец всему – конец селу, жизни… На самом деле, это  миф. Да,  школа – важный центр. Но если будет работать,  развиваться сельскохозяйственное производство, то  будут и семьи, и  дети, будут и  школы. Ну, а сейчас, если в деревне двое-трое детей, то, конечно, их надо учить в хорошей школе с хорошим уровнем  организации учебного процесса.

Школьная сеть должна соответствовать реальным потребностям в ней региона. Важно понять, что проблема оптимизации сети – это не синоним закрытию учреждений образования. Сейчас у нас идет процесс создания наиболее благоприятных условий организации учебной деятельности в связи с повышением качества учебного процесса. Например, мы недавно открыли детский дом в Великих Луках, который позволяет организовать обучение и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на совершенно новом уровне. При этом, объективно, закроются некомфортные учебные заведения, что в целом  будет служить  улучшению  положения детей… Еще раз подчеркну: мы не ставим перед собой задачу сокращения школ для экономии средств на образовании, но и не будем искусственно содержать те, где нет элементарных условий содержания детей, а порой нет и самих детей.

– Вера Васильевна, а как будут складываться в дальнейшем межхозяйственные отношения между образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами в связи с модернизацией системы?

– Мы сейчас разрабатываем систему обеспечения подвоза детей к базовым школам. В некоторых случаях нам придется оставить существующий  вариант, при котором доставка учащихся   к месту учебы осуществляется школьными автобусами, а там, где есть возможность, транспортную доступность будут обеспечивать  автотранспортные предприятия. Главное, чтобы эта услуга была предоставлена всем, кто в ней нуждается. И задача, я уверена, будет решена. Как вы знаете, в Псковской области из средств областного бюджета уже куплены 50 автобусов марки «ПАЗ» различных модификаций на общую сумму более 30 млн. рублей. Решение о приобретении автобусов мотивировано двумя целями – улучшить обслуживание населения Псковской области в районах и сельских поселениях, а также обеспечить подвоз школьников к учебным учреждениям. По всем законам, этот вопрос  относится к компетенции  муниципальных образований, в ведении которых находятся школы, но губернатор планирует  сейчас заложить средства на расходы, связанные с транспортными услугами для школ, в субвенцию районам.

Модернизация образования – процесс перманентный

– Можно ли уже сейчас говорить о новой региональной концепции развития, модернизации системы образования?

– У нас есть концепция развития социальной сферы, которая была разработана еще в 2000 году, а в ней –  раздел «Образование». Суть этой программы как раз и заключается в системных изменениях работы отрасли, направленных на повышение  качества, доступности, эффективности образования. И все это через изменение содержания работы,  финансово-экономических   механизмов деятельности  всех учреждений образования, их структуры и сети. К сожалению, в предыдущие годы по целому ряду причин многое из намеченного не было реализовано, но нельзя говорить, что сегодня мы начинаем работать с нуля. Обновление системы образования – это постоянный процесс реализации конкретных проектов и инноваций.

Вот, например, раздел, касающийся  изменения содержания образования. В его рамках мы участвуем в различных Всероссийских экспериментах  –  по профильному обучению в школах, по единому государственному экзамену, по изменению структуры и содержания общего профессионального образования. Это вполне конкретные действия,  поддающиеся  анализу и оценке. Например, мы реально видим изменения в сети учебных учреждений, вследствие чего становится более удобной  организация  учебного процесса. Меняется и само его содержание. Нельзя, конечно, говорить о глобальных изменениях. Теорему Пифагора или Закон Ньютона никто не переписывает, но то, что изменяются подходы или появляются новые предметы – это уже конкретный результат. Например, изучение информатики со второго класса, или иностранного языка уже в  начальной школе… Таковы потребности времени, и мы на это откликаемся. Появляется большое число предметов социально-экономической направленности, ведь мы стремимся  обучать школьников толерантности, уважать законы гражданского  общества. Создаются новые модели образовательных учреждений, например, школа  – социокультурный комплекс… За три последние года внедрено столько нового и прогрессивного в образовании, что мы с полной ответственностью констатируем: качество учебного процесса заметно улучшилось, больше выпускников школ стало поступать в различные средние и высшие учебные  заведения, у детей и подростков появилось больше возможностей для получения  хорошего образования. Другое дело, что пока еще может случиться и такое:  ученик поступил, например,  в Баумановский институт по результатам ЕГЭ, но доехать он туда не смог, потому что  учиться очень трудно по материальным соображениям. То есть здесь есть еще очень  много вопросов…

– Сколько лет, по вашим расчетам,  займет работа по модернизации системы образования в целом?

– Конечно, это потребует значительного количества времени. Но этапы этого пути определены. И первый такой осязаемый, завершенный  результат  мы получим к 2010 году. А дальше будут новые акценты, новые приоритеты. Модернизация образования – это перманентный процесс. Надо понимать, что информационная база, знания появляются в нашем обществе в геометрической прогрессии. Невозможно угнаться за всеми информационными потоками, поэтому возникла новая задача: обучить школьников и студентов умению самим добывать эти знания, при этом, безусловно,  давая им фундаментальную  образовательную базу. Наших выпускников надо научить находить любую информацию и использовать ее в своем деле, в своей профессии, в жизни – по мере необходимости.  И в этом тоже состоят изменения в системе образования. А для того, чтобы перестроить все звенья в этой парадигме, нужно время: на изменение менталитета, материально-технического оснащения,  а самое главное – на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров.

Обучая, обучаемся сами

– Но готово ли само педагогическое сообщество к таким радикальным изменениям?

– Пока нет. Но все эти изменения подтолкнули нас  к переобучению учителей самых разных специальностей.  Только за последние три года у нас прошли переобучение более пяти тысяч учителей!  А вообще-то пока еще нет простых индикаторов, по которым можно было бы с достаточной степенью точности  определить,  улучшилось или нет положение дел в образовании, ведь процесс этот долгосрочный, следовательно, и  результат его – отсроченный по времени. Но если использовать формализованные показатели, то можно с уверенностью сказать, что  у нас хуже не стало. Это можно сказать со всей ответственностью. Например, в Питере и Москве известны случаи, когда учителя вообще не имеют никакого образования, потому что в столицах значительная  текучесть кадров. На Псковщине же   процент педагогов, имеющих высшее образование,  очень высок,  в сельских школах в том числе. У нас даже нет резкого оттока из сельских школ.  И это держит систему.

– Но даже при таких условиях нужна четко сформулированная и выверенная по всем векторам  программа по системной переподготовке кадров…

– Она у нас создана. Вы верно говорите, это действительно жизненная необходимость, потому что нам надо, во-первых, переобучить всех реально работающих педагогов и сотрудников учебных заведений, учить молодежь уже с учетом новых задач, а  во-вторых, переобучить  тех специалистов, которые высвобождаются в результате изменения структуры образовательных учреждений. Некоторые считают, что это проблема отделов службы занятости, у нас же  иная точка зрения. Мы не можем так бездумно разбрасываться кадрами, поэтому  организуем переподготовку этих специалистов. Если педагог потерял квалификацию учителя начальных классов, например, то мы вполне можем дать ему дополнительную профессию, скажем, учителя русского языка (этих специалистов у нас в области не хватает), или специальность социального педагога, психолога…

Президентская задача решается с использованием  регионального компонента

– Насколько региональная концепция модернизации системы образования соответствует национальным задачам, сформулированным Президентом РФ?

– Она соответствует ей полностью. Единственная деталь: государственные задачи ставятся  в общенациональном масштабе, глобально, для всей страны. При этом каждый регион имеет свою собственную специфику, свой собственный уровень развития. Псковская  специфика состоит, например, в том, что территория наша небогата, а социальная сеть огромная, так как очень  много населенных пунктов, где проживают порой лишь несколько человек. Поэтому  у нас нет ресурсов для того, чтобы запустить все реформы единомоментно. Хотелось бы, но мы не  можем себе позволить  перейти на режим новых информационных технологий  уже через год. Для этого нужны следующие условия: каждому учителю-предметнику старших классов   следует купить персональный компьютер плюс использовать общие школьные базовые  компьютерные классы. Кроме того,  нужны деньги  на широкомасштабное обучение сразу всех учителей, а также на подключение к Интернету всех  школ без исключения. Тогда можно было бы начать обучение и учителей, и учеников  в дистанционном режиме.  Другой уровень? Другой. Но мы  себе этого  позволить пока не можем. Или, например, нам сложно выйти на новый уровень сберегающих  здоровье технологий, который связан, прежде всего,  с оборудованием кабинетов физкультуры. Таким образом, ограничения экономического плана вызывают некоторые затруднения. Вместе с тем,  в нашем регионе на первый план выходит человеческий ресурс и профессионализм учителей. При   скромных экономических затратах учительское сообщество все-таки добивается  высоких результатов и положительной динамики довольно быстро, даже по сравнению с другими регионами, которые считаются донорами… Вот, например, была я недавно на совещании в одном из регионов, так там губернатор заявил, что на программу развития образования (на такое же количество учеников, как у нас) территория выделила 500 миллионов рублей, а в Псковской области –  5 миллионов. Но  в конечном итоге  продукт у них, мягко говоря, ниже нашего. Например, по результатам единого государственного экзамена…

Знаете, есть у наших педагогов определенный менталитет, есть повышенная амбициозность с точки зрения своего профессионального результата… Поэтому, когда задаются и достигаются какие-то планки, то основная масса работает уже не за деньги, а за совесть. Я помню девяностые годы, когда зарплата учителям вообще не выплачивалась, проходили забастовки, мы просто головы ломали: что делать, как выйти из ситуации, как помочь людям пережить этот сложнейший период. И единственное, что могли  предложить учителям из наших скудных средств, это активную работу по повышению квалификации и вовлечению учительства в экспериментальную и творческую работу. Возможно, это был и не самый лучший выход, ведь людям,  в буквальном смысле, нечего было есть, но это сработало. Просто педагоги  почувствовали свою востребованность, уважение к их  личности, и это отчасти нивелировало то человеческое унижение, которое неизбежно возникает в условиях, когда специалистам не платят за работу. Но это вовсе не означает, что сотрудникам  не надо выплачивать и регулярно индексировать  достойную  заработную плату, подчеркиваю – заработанную плату за труд, ведь это еще и моральный, а не только экономический показатель оценки труда профессионала. Учитель не должен бедствовать и постоянно думать о том, чем накормить семью или, извините,  на что купить новую кофточку, поскольку сейчас многие ученики, особенно в городских школах, одеты весьма прилично… Это ведь очевидно: униженный учитель не воспитает хороших учеников.

– Каким образом федеральный центр будет оказывать нам поддержку в работе по модернизации системы образования?

– Это происходит через целевые программы образования. Ежегодно, начиная с 2000 года, мы имели федеральное софинансирование по основным направлениям этих  программ. Нам  выделяются средства и на проведение эксперимента по единому государственному экзамену, и на приобретение учебников по целевым программам, и на разработки новых курсов, и на программу информатизации, которая благодаря федеральному финансированию позволила нам оснастить техникой практически все школы – на том или ином уровне, а также организовать работу центров дистанционного образования. Второй этап этой помощи связан с реализацией национальных проектов: выделение грантов учителям, талантливой молодежи, инновационным образовательным учреждениям, то есть  тем, которые явно являются лидерами и идут первыми в эшелоне преобразований, гранды передовым университетам и на поддержку классных руководителей, которые тоже будут получать доплату за свою деятельность. Тем самым подчеркивается важность воспитательной функции школы.

– Россия – велика, и в ее регионах, наверняка, есть  интересный опыт, на который можно опереться, чтобы не изобретать давно сконструированный  велосипед…

– В российских регионах есть разные модельные площадки, на которые можно опереться и увидеть что-то интересное для себя.  В числе таких лидеров Самарская, Ярославская  области, Чувашская республика,  наши соседи новгородцы… Мы постоянно общаемся с коллегами, идет процесс взаимного обогащения. Однако нельзя взять в чистом виде чей бы то ни было опыт,  слепо скопировать его и перенести на свою зону. Можно лишь заимствовать идею и транслировать ее на собственные условия. По крайней мере, на сегодняшний день федеральными органами нам всем заданы основные векторы, и каждый регион по ним движется с учетом своих  ресурсов и собственного видения решения задач.

Дошкольное образование – часть программы модернизации школы

У населения возникает много вопросов, связанных с дошкольным образованием. Возможно, пришло время проводить модернизацию системы образования в комплексе, начиная с ее первичного  звена?

–  Так и происходит.  Сегодня мы многое делаем для повышения качества образовательных услуг. Но, с точки зрения разграничения компетенций, полномочий между районами и областью, как субъектом Федерации, ответственность за  предоставление мест и организацию условий для деятельности дошкольных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления. Поэтому мы, конечно, ожидаем в этом отношении адекватных мер с их стороны. В том числе,  и увеличения  количества групп кратковременного пребывания, полного охвата детей на последней ступени дошкольного образования, что, по сути, является предшкольной подготовкой, а также создание условий для получения образовательных услуг разного формата – как социальных (при низком уровне жизни семей), так и полностью платных (при возможности к тому родителей).

– Расскажите, пожалуйста, что такое предшкольная подготовка в ее современном виде?

– Это еще одно направление модернизации системы образования. Мы намерены  всех детей в возрасте пяти-шести лет вовлечь в подготовку к основной школе. Это даст им минимальные систематизированные знания, обучит навыкам общения в коллективе и дисциплине. Пока такая работа  проводится в качестве эксперимента, но,  вместе с тем,  создаются и реальные условия для решения этой задачи. Сейчас мы ждем выхода в свет правительственного нормативного документа, который разъяснил бы в деталях,  как  это должно быть  сделано правильно.

Право на творчество

– Вера Васильевна, о проблемах образования можно беседовать часами, и каждая отдельная тема, вопрос вполне претендуют  на объемную самостоятельную статью. Но ответьте, пожалуйста, как вам удается многие годы  стабильно руководить таким большим и неоднородным коллективом чиновников, педагогов, в котором едва ли ни каждый – яркая, экспрессивная личность, явно или подспудно претендующая на неповторимость и особый подход к ее внутреннему миру?

– Я – человек командный, поэтому налаживаю взаимодействие внутри своего коллектива. Перед нами ставятся вполне конкретные задачи, и их решение зависит от того, как каждый из нас будет работать на своем месте. Мы не лишаем людей права на творчество, но при этом у всех нас есть конкретная общая цель и точные сроки решения тех или иных вопросов. Они обязательны для всех. В то же время, руководитель просто обязан замечать, как работают другие. Конечно, хорошо, если есть возможность выдать премию, наградить грамотой, но если такого нет, все равно надо найти способ поддержать того, кто хорошо справился с работой, и показать, что чьей-то работой ты недоволен. Здесь все очень индивидуально. От того, насколько адекватна реакция руководителя на успехи и неудачи сотрудников, зависит успех дальнейшей творческой работы, а именно таковой и является наша учительская деятельность.

Справка

Емельянова Вера Васильевна

Родилась в городе Себеж Псковской области. Имеет два высших образования. Окончила Псковский государственный педагогический институт по специальности «Русский язык и литература», а также Северо-Западную академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление». Работала пионервожатой, организатором по внеклассной и внешкольной работе, директором средней общеобразовательной школы №15 города Пскова, первым заместителем Государственного Управления образования и науки Псковской области. В настоящее время – начальник Государственного Управления образования Псковской области. Имеет почетное звание «Заслуженный учитель школы РФ», награждена медалью Пушкина, Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ, Благодарностью Министерства образования РФ за большую работу по пропаганде передового педагогического опыта, подготовке и проведению IV Московской международной выставки «Школа-2000», Золотым знаком Нарвского колледжа Тартуского университета (Эстония). Кандидат экономических наук. 

Беседовала Наталия Туробова, журнал «Новая прагматика»

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей