Новости партнеров
Общество

«Акценты» Донецкого: Ва-банк Брячака, мастер-класс Млечина и живой Довлатов

22.09.2017 14:57|ПсковКомментариев: 42

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Заголовки выпуска.

Попытка - не пытка. «Объединенная оппозиция» попыталась переиграть «Единую Россию» в борьбе за пост главы областного центра.

Сталина на вас нет. Мастер-класс в Пскове дал известный телепублицист Леонид Млечин.

«Живой и молодой хулиган». На Псковщине завершился третий фестиваль искусств имени Сергея Довлатова «Заповедник».

Эти и другие темы в программе «Акценты». У микрофона — Александр Донецкий. И мы начинаем.

Главный итог муниципальных выборов 10 сентября — Псковская городская Дума вновь стала региональным «поставщиком новостей», эдаким политическим «шоу-румом», в котором сцепляются языками какие-никакие, но ньюсмейкеры. В начале недели мы узнали, что депутат Псковского областного Собрания Олег Брячак решил сдать мандат регионального депутата, перейти в гордуму и побороться за кресло главы областного центра. Свои шансы он оценил 50 на 50, и это, вне сомнений, был оптимистический прогноз. Потому что чисто арифметически «партия власти» получила в городском парламенте большинство.

Сразу стало понятно, что либо мы чего-то не знаем, и некие тайные консультации способны преподнести «партии власти» неприятный сюрприз, либо Олег Брячак, что называется, решил «играть в долгую». Не получится сейчас с главой, можно будет побороться за те или иные кандидатуры на пост сити-менеджера, инициировать проверку исполнения муниципальных контрактов, поднять вопрос о земле и так далее. То есть превратиться в своего рода постоянный раздражитель для руководства «Единой России» и лично Андрея Турчака.

Если в областном Собрании оппозиции ловить особо нечего (там у «ЕР» подавляющее большинство в прямом смысле), то в гордуме, этой как бы новой PR-площадке оппозиции, еще можно развернуться. Все-таки Дума — представительный институт самого крупного муниципалитета, в котором проживает треть населения области, и ее реально превратить в демонстрационную комнату, где на каждой сессии аншлаг. Это свежая ситуация, когда из любой повестки дня можно устроить нешуточный хайп.

Собственно, так на сегодняшней гордумской сессии, выбиравшей себе главу, и получилось: за 15 с небольшим минут своего выступления Олег Брячак раздал всем «сестрам по серьгам», и, к примеру, обвинил вице-губернатора Жаворонкова в том, что он накануне сессии вызывал всех вновь избранных единороссов на ковер и запугивал, настоятельно рекомендуя «голосовать правильно». Судя по жесткости вопросов, далеко не всем мундепам от «партии власти» спич Брячака пришелся по душе, но в этом и заключается «фан», то есть забава, получение удовольствия от игры.

Как и ожидалось, конференция «Единой России» решила борозды не портить, и выдвинула в мэры Ивана Цецерского, который уж точно владел информацией, и в своих пятнадцати мундепах был уверен на сто процентов. Но возникли трения по процедуре голосования. Олег Брячак настаивал на том, что в бюллетенях надо ставить исключительно галочки, а не какие-либо другие знаки: нолики, крестики, сердечки, квадратики, треугольнички, церковные купола и прочее. Мол, только галочки сделают голосование тайным. Потому что все другие значки были заранее обговорены с «серым кукловодом» сессии — Максимом Жаворонковым. Вот такая, извиняюсь за неуклюжий термин, «практическая конспирология» от оппозиции. И если это правда, то действительно очень похоже на цирк, но только не с добрыми клоунами, а с клоунами злыми, из фильма «Оно».

Определение «цирк» по отношению к сессии, кстати говоря, сегодня употребляли оба оппонента — и Цецерский, и Брячак, и это, согласитесь, симптоматично. Итог: 16 голосов — за Цецерского, 8 — за Брячака. Иначе говоря, «партия власти» даже перевыполнила свой первоначальный план. За Цецерского, очевидно, проголосовал представитель ЛДПР Барабанов, что, учитывая формат взаимоотношений бизнесмена с городской властью, совсем не удивительно. Яблочник Гайдук сохранил обещанный накануне нейтралитет. Олег Брячак, опять же, вполне ожидаемо, тут же не признал голосования, назвав его «голосованием под нажимом». Поводом к такому заключению послужили все те же разнообразные значки в бюллетенях, которые в глазах оппозиционера исполнили роль своего рода шифра для кукловодов из Дома Советов. Почтенной публике остается верить или сомневаться, а нам вспомнить старую поговорку про «хлыст и пряник».

Что дальше? Смею предположить, что публичная движуха продолжится. Теперь уже по кандидатуре следующего сити-менеджера. Новая интрига такая — сохранится ли тандем «Цецерский-Калашников»? Если сохранится, то можно будет констатировать, что для города в практическом плане сентябрьские выборы не дали ничего. И с началом зимы улицы и тротуары Пскова снова завалят тоннами вязкой отвратительной грязи, которая весной превратится в новые пыльные бури. Зато на ближайших сессиях гордумы будет «биток» и весело.

В Псков в рамках программы 4-го медиафорума «Человек и вера», организованного ВГТРК, приехал известный российский телевизионный публицист Леонид Млечин, в последнее время сотрудничающий с Общественным телевидением России. Он дал журналистам мастер-класс, который точнее было бы назвать просто беседой. Как выразился Млечин, «Я имею морально право стоять перед вами просто потому, что набил больше шишек». Удивительно, но во многом мысли почтенного лауреата престижной премии «Тэффи» сошлись с приезжавшим не так давно в Псков главредом радио «Эхо Москвы» Алексеем Венедиктовым.

Млечин убежден, что российская журналистика пребывает в очень тревожном состоянии, а такие ее жанры как расследование и анализ практически умерли. Почему? Первое: из-за давления власти. Журналисты (речь, понятно, прежде всего шла о журналистах телевизионных), от Калининграда до Владивостока делают одно и то же, чуть ли не слово в слово. «Когда я смотрю сюжеты из провинции, то почти всегда угадываю следующий кадр, следующую фразу. Все делается, как под копирку», - признался телеведущий.

Вторая беда: интернет. Если раньше казалось, что это просто средство доставки контента, и мы расширяем горизонты, то теперь стало понятно, что интернет — это тоже инструмент манипулирования общественным мнением. И огромный вред наносит так называемая пост-правда, то есть ситуация, когда человек, зритель или читатель, не способен отличить правду от лжи. Причем речь не только о так называемом «простом зрителе», но и о профессионалах. Целые интернет-компании работают над созданием нарочито фальшивой информации, и верно оценить этот пестрый и бесконечный новостной поток может далеко не каждый.

Кроме того, вдруг выяснилось, что человеку интернета в принципе никакая правда не нужна. Ему необходимо только подтверждение его мнения. А в силу того обстоятельства, что современный пользователь сам формирует свою новостную ленту в социальных сетях, сам создает свой круг, у него возникает предельно искаженная картина мира. Грубо говоря, существует круг академиков, и круг двоечников, и круг двоечников в сотни раз шире. Это — новое средневековье, в котором пользователь легко находит подтверждение любому своему предрассудку, например, верит, что солнце вращается вокруг земли. Понятно, что пока ситуация — патовая, от обвинений в дилетантизме журналистике никуда не уйти, и здесь остается только уповать на профессионализм в каких-то отдельных сферах знания, к примеру, истории, которой сам Млечин посвятил даже не годы, а десятилетия своей жизни.

Дальше преимущественно про историю Млечин и говорил, точнее, про зеркало истории, в которую мы все смотримся, и отраженная в нем свирепая рожа нам совсем не нравится. Отсюда — многочисленные мифы, и драматическое столкновение с прошлым. Даже молодежь, по мнению Млечина, не желает видеть будущего, а постоянно заглядывает назад. В чем секрет популярности среди народа товарища Сталина? Вовсе не в том, что кто-то хочет жить при Сталине. Народ, мол, не дурак. А вот на оппонентов как раз Сталина и не хватает. Когда человек грезит о «крепкой руке», он почему-то убежден, что уж его то самого эта «крепкая рука» никак не затронет. Отсюда и распространенное ныне выражение: «Сталина на вас нет!». «На вас, - подчеркнул Леонид Млечин, - не на меня».

И я завершаю. Буквально несколько слов о прошедшем фестивале искусств «Заповедник». Идешь по Октябрьскому проспекту, а на тебя из-за стекла рекламного слота угрюмо и пристально взирает писатель Довлатов. Невероятно! До сих пор не верится, что вот уже третий раз подряд в Пскове и окрестностях проходит фестиваль, вдохновленный фамилией Довлатова и названием его культовой повести. И где-то между турбазой и сельцом Михайловское бродит по «довлатовской тропе» экскурсионная группа, и все это действо называется «спектаклем-вовлечением», и принимает дорогих гостей «домик Михал Иваныча», быть может, самый удивительный литературный музей в стране, и шумит винтажный фуршет на газетах. И открываются выставки, читаются лекции, играются спектакли, звучит музыка, показывается кино, и всё под звонкий раскрученный бренд - Dovlatov.

Нынче фестиваль «Заповедник» в Пскове «соперничал» с питерским «Днем Д» и «Днями Довлатова» в Таллине. «Соперничал», понятно, условно, подтверждая статус «нового классика» и печально намекая на старую истину: чтобы добиться признания на Родине, гению необходимо умереть. Что, опять же, не гарантирует книжных тиражей и проведения фестивалей сразу в трех городах. Однако Довлатову повезло. Горькая реплика лирического героя «Заповедника»: «Сперва угробят человека, а потом начинают разыскивать его личные вещи» - сбылась лишь частично. Посмертно «угробить» Довлатова не получилось, он прогремел в девяностые и не утратил актуальности в нулевые, и две подлинные железные кровати, на которых спал и валялся писатель, теперь — самые ценные экспонаты домика-музея в Березино.

Что касается собственно фестиваля, то он, на мой взгляд, полностью подтвердил статус самого интересного культурного события года в регионе. Причем в этом году организаторы постарались привлечь молодежную аудиторию, и, кажется, им это удалось: особенно я выделил бы концерт группы «Anacondaz», открывшей фестиваль, и выступление «The Retuses», фактически закрывших. Во всяком случае ребята полностью оправдали фразу Дмитрия Месхиева: «Довлатов был живой и молодой хулиган, и мы хотим, чтобы и фестиваль тоже был живой и молодой».

Что до мэтров, то и они по большей части, уж извините за сленг, не подкачали, достаточно упомянуть встречу зрителей с прославленным Андрееем Звягинцевым и его фильмом «Нелюбовь», вчера выдвинутым Оскаровским комитетом России на соискание главного кинотрофея мира. Где еще, кроме «Заповедника», можно встретиться с прославленным режиссером, приезд которого уже сам по себе событие? В этом и состоит, на мой взгляд, драйв фестиваля — возможность увидеть и пообщаться с тем, что, в принципе, не встретишь нигде. Ну, или встретить весьма затруднительно. Я, конечно, говорю сейчас не о кино, и даже не о музыке или театре, а о людях, которых Довлатов втягивает в свой круг.

Как это произошло, к примеру, с Александром Стройло, сделавшим замечательную концептуальную выставку «Довлатов и Ленин», причудливую смесь из литературы, комикса и поп-арта. Сначала художник сочинил рассказ о том, как Довлатов посетил Псков вместе с тартусскими структуралистами, а потом его проиллюстрировал. Или — наоборот. Сначала нарисовал картинки, а потом их концептуализировал. Но это совершенно не важно — что чему предшествовало, важно, что его работы, как всегда, оригинальны и полны иронии. На одной из них — уместилось сразу 18 портретов Довлатова. На других — писатель гуляет по Пскову семидесятых, которого практически уже нет. Тот Псков сохранился только на этих рисунках. А чего стоит «иконостас» легальных марксистов! Если кто еще не видел это маленькое изобразительное приключение, еще не поздно — выставка уютно украсила Псковский железнодорожный вокзал.

За сим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите мозги!

Александр Донецкий  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 135 человек
Лента новостей