Новости партнеров
Общество

«Акценты» Донецкого: Вольница имени Дурова, PR-выезд Цецерского и казус Месхиева

20.04.2018 21:04|ПсковКомментариев: 40

Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.

Телеграмщик. В России продолжается противостояние популярного мессенджера и Роскомнадзора.
Ударим рейдом по бездорожью и разгильдяйству! Псковское городское руководство совершило очередной выезд по городским территориям.
В подвешенном состоянии. Директор Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев заявил о том, что готов уйти.

В понедельник Роскомнадзор, как и анонсировал, попытался заблокировать один из популярных российских мессенджеров — Телеграм. Именно что попытался, поскольку, по сообщениям пользователей, и на пятый день блокировки Телеграм в России функционирует. Не без помех и сбоев, конечно, но «жив, курилка»! И это, вне сомнений, большой успех той глобальной цифровой революции, которая буквально на наших глазах свершается в России и мире.

Творец Телеграма, компьютерный гений Павел Дуров мало того, что отказался сотрудничать с властями, издевательски послав им фото металлических ключей, так еще и фактически объявил чиновникам Роскомнадзора войну в стиле: «Врешь — не возьмешь».

Роскомнадзор «банит» пользователей, попутно цепляя соседние интернет-платформы (к примеру, в начале недели пострадал крупнейший сетевой магазин Амазон), а Павел Дуров тем временем заявляет, что готов потратить миллионы долларов на то, чтобы обойти блокировки.

Очевидно, что от того, кто выиграет эту цифровую битву, контрольные органы или бесстрашные телеграмщики, будет зависеть не только будущее интернета в России, но и общая атмосфера в стране. Воля к борьбе конкретного Павла Дурова определит, так сказать, хартию о вольностях цифрового населения России. Звучит пафосно и, быть может, несколько преувеличенно, но некоторые комментаторы, опьяненные первыми успехами Телеграма в борьбе с государством, уже сравнили Дурова с персонажем фильма Матрица.

Мол, если все мы так или иначе находимся внутри этой Матрицы, то Дуров — наш русский Нео, уклоняющийся от пуль Роскомнадзора и уже проламывающийся сквозь стены. Сравнение тем более уместно, что Дуров даже внешне немного похож на исполнителя роли Нео - Киану Ривза. И сравнения эти не простые художества. Народ действительно надеется на гений Дурова, на его «избранность». На очереди в списке запрещенных ресурсов — любимый многими продвинутыми россиянами Фейсбук, и понятно, что если Телеграм сейчас выдержит испытание тотальным «баном», другие социальные сети смогут пойти по пути Телеграма.

Если Дуров победит самодурство чиновников, и Россия в ближайшие месяцы не превратится в Северную Корею, то это будет триумф технологии над ручным управлением, победа мысли над цензурой; если же Роскомнадзор в итоге возьмет верх, то это будет еще один удар по свободе, которая, как всем нам известно от первых лиц государства, лучше, чем несвобода.

Кто бы спорил, а пока мы все наблюдаем, как сценарий фантастического фильма воплощается в жизнь. Матрица уже здесь, и если Дуров — наш Нео, то президент Путин — это вездесущий, в многих лицах, агент Смит. Как говорилось все в том же фильме: «Не ясно, кто нанëс первый удар: мы или они, но вечный сумрак устроили люди».

Традиционно апрель — месяц борьбы с рукотворной пылью и грязью, делающих существование в городе довольно дискомфортным, а то и невыносимым, особенно для аллергиков. Да и здоровым людям не сильно нравится ощущать скрип песка на зубах и слезы на глазах, не говоря уж о приходящей в негодность обуви и грязной одежде. Достаточно выйти на улицу на полчаса, чтобы возвратиться домой поросенком.

На этой неделе горожанам немного помогла дождливая погода, прибившая пыль и грязь, но проблемы должны решать подрядчики УГХ, а вот с этим опять незадача. Граждане выкладывают в сеть возмущенные посты, часто с фото, на которых запечатлены разнообразные факты того, как рабочие создают пылевые бури то посредством спецтехники, то ручных ветродуев — не пылесосов, как хотелось бы, а неких «пыле-гонятелей». И трудно понять, а вот сами работники понимают, чем они заняты? И главное — зачем?

Да еще чиновники своими заявлениями вносят дополнительную смуту: то и. о. заместителя главы администрации господин Захаров неудачно пошутит, что хотел, дескать, убрать город, а теперь передумал из-за заведенного на него уголовного дела, то сам сити-менеджер Братчиков неожиданно заявит, что целое Завеличье рискует остаться без уборки из-за судебных разбирательств с фирмой, за которой на сегодняшний день закреплен этот обширный и самый густо населенный район Пскова.

При этом худо-бедно, а как-то город убирается, пусть где-то и при помощи нанятых за бутылку бомжей, и уже глава города Цецерский, наделав всероссийского хайпа своими феерическими высказываниям про «пиндосов, вернувшись в Псков, возглавляет очередной рейд по местам уборки города. Фото прилагаются.

Смотреть репортаж об этом выезде, ей-богу, как-то неловко, поскольку, опять же, не очень понятно, а какой, собственно, в этом мероприятии смысл?

Вот собралась толпа градоначальников, с ними журналисты с микрофонами и видеокамерами, и отправились все эти люди в рейд по заранее определенным адресам — на Октябрьский проспект и улицу Вокзальную, во двор по улице Яна Фабрициуса, на площадь Победы, на Степановский лужок, где власти строят планы разбить новый «народный парк».

И вроде все правильно говорит глава, да, плохо убирают песок у дорожных бордюров, да, это — общегородская беда, и, наверное, от посещения чиновниками и журналистами этих мест была какая-то польза: все-таки выметут грязь от того уникального бордюра, в который ткнул пальцем «мэр», однако всем обывателям понятно, что этот показательный выезд не более, чем PR-акция, толку от которой на самом деле ноль. Все это бессмысленная показуха, в которую на самом деле никто давно не верит.

И вот идет прохожий по центру города мимо закрытого на засов кинотеатра «Октябрь» и заглядывает в туалетные кабинки напротив Кремля и видит там форменный ужас, фотографирует и посылает снимки в СМИ - «поглядите, мол, какой кошмар творится на глазах псковичей и гостей города», и этого оказывается достаточно, чтобы уже к вечеру приехали ассенизаторы и, устроив для горожан газовую атаку почище британского «Новичка», выкачали дерьмо из баков.

И ведь никакого вам дешевого пиара, никаких вам ритуальных плясок, никакой административной галочки. Все быстро и четко. А вот почему Цецерский и Ко упустили этот пункт заезда — вопрос другой, и крайне интересный. Понятно, что легче устроить пиар-заезд по бездорожью, по заранее намеченным адресам, чем решить проблему цивилизованного отхожего места раз и навсегда. В результате перманентное позорище Пскова продолжается уже который год, а нормального общественного туалета на месте пересечения всех туристических маршрутов, то бишь у Кремля, как не было, так и нет.

И я завершаю. На этой неделе мы узнали, что подвисла в административной пустоте дальнейшая судьба Дмитрия Месхиева, руководителя одного из крупнейших культурных учреждений области — Театрально-концертной дирекции. По городу давно циркулируют упорные слухи, что Дмитрий Дмитриевич якобы намерен уйти со своего поста, и вот наконец гендиректор ТКД расставил точки над «i», рассказав журналистам, что у него был серьезный разговор с врио губернатора региона Михаилом Ведерниковым.

Оказывается, «по совокупности разнообразных причин» Месхиев не может «сочетать в себе роли и генерального директора, и художественного руководителя». Стало быть, директором станет кто-то другой, а Дмитрий Дмитриевич сохранит за собой пост худрука, но только в том случае, если к этому готово руководство региона. «Если они не готовы, чтобы я остался в роли худрука, то я уйду», - заявил Дмитрий Месхиев. Уже тот факт, что Месхиев пошел на столь откровенный разговор с медиа, свидетельствует: все здесь более, чем серьезно, и в ближайшее время мы можем увидеть уход Месхиева из учреждения культуры, которое он в свое время фактически и создал.

Меж тем как раз в начале мая исполняется три года, как известный российский кинорежиссер официально занял свой пост, и значит можно подвести некоторые итоги: что удалось, а что нет? Со стороны трудно судить, насколько эффективную именно в финансовом плане организацию создал Дмитрий Месхиев, привело ли «слияние и поглощение» двух театров и одной филармонии под крышей дирекции к оптимизации расходов, росту зарплат работников и развитию искусств, как это декларировалось три года назад?

Но что несомненно произошло, так это заметное оживление культурной жизни внутри и вокруг ТКД. Если Месхиев уйдет, то его будут поминать как добрыми, так и плохими словами. Дмитрий Дмитриевич — человек яркий, масштабный, часто резкий, рубящий с плеча. За три года своей бурной деятельности Месхиев успел много чего сделать, освоить, предложить, и понятно, что нажил себе множество недоброжелателей, явных и скрытых, которые сейчас спят и видят, как он уходит.

Одновременно Месхиев ввел в ежегодный календарь два современных фестиваля — «Заповедник» и «Другое искусство», и существенно модернизировал традиционные: Пушкинский театральный фестиваль и Всероссийский праздник поэзии. Сохранились в календаре «Крещендо» и фестиваль русской музыки. Очевидно, что с уходом Месхиева формат, содержание и форма этих культурных событий изменится, и я боюсь, не в лучшую сторону, все-таки Дмитрий Месхиев, во многом благодаря своим личным связям, придал им европейский уровень.

Кроме крупных событий, я бы выделил еще и не столь заметные для широкой публики, но очень интересные проекты, например, долгоиграющий и уникальный во всех смыслах цикл поэтических вечеров «Поэтопроектор».

Получается, с уходом Месхиева, все это кончится?

Тут еще необходимо иметь в виду, что, когда Месхиев создавал ТКД, то сразу взял на себя множество масштабных проектов, начиная от Дня Скобаря и заканчивая реконструкцией кинотеатра «Октябрь», и что теперь? «Дня Скобаря» нет, «Октябрь» стоит пустой и гулкий, наглядно напоминая о том, что между громким прожектом и реальностью дистанция огромного размера. Мне, к примеру, известно, что до предполагаемого фестиваля «Другое искусство-2018» осталось меньше месяца, а денег на его организацию еще не выделено ни копейки. Судьба фестиваля зависла в неизвестности, как и судьба «Заповедника», и самого Месхиева. И как в таких условиях прикажете работать?

Так выходит, что все удачи и промахи завязаны, по сути, на одного человека, роль личности которого в истории непропорционально велика. Кто будет делать качественный художественный контент? Месхиев уходит, и все валится в тартарары. Потому что мы не знаем, найдется ли преемник, который захочет продолжать начатое? Чиновники комитета по культуре? Увольте! Они и так все, что могли, уже бездарно провалили. А вот за теми, кто будет бурно радоваться уходу Месхиева и в небо чепчики бросать, дело, разумеется, не станет.

Засим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя!

Александр Донецкий

 

 
опрос
Какой вариант названия парка на Завеличье (у стадиона «Электрон») вам нравится больше?
В опросе приняло участие 541 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.