Новости партнеров
Общество

Доли, а не акции: Как россияне строят игровую экосистему

21.05.2018 20:15|ПсковКомментариев: 1

История краудфандинга насчитывает уже несколько сотен лет. Еще в начале XVIII века писатели собирали деньги, чтобы издавать свои произведения. Однако появление интернета и технологий электронных платежей дало новый толчок этому направлению.

Так, в 2003 году была запущена площадка ArtistShare, где пользователи могли помочь любимым музыкантам и пожертвовать деньги для организации концертов или выпуска новых альбомов. Но самое быстрое развитие идея привлечения «народного»

капитала получила в стране, где предприниматели действительно умеют вести бизнес. После мирового финансового кризиса 2007-2008 годов, в США были запущены две полноценные площадки для привлечения средств, которые быстро стали синонимом слова «краудфандинг». Речь идет об Indiegogo и Kickstarter. Сервисы быстро стали серьезным инструментом для привлечения финансирования в условиях проблем с кредитованием и традиционными инвестициями.

Правительство США быстро осознало перспективность такого финансового инструмента и в 2012 году на законодательном уровне упростило его регулирование. За время существования платформы Kickstarter инициативные люди и молодые предприниматели привлекли более 3 млрд долларов на реализацию различных проектов. Больше всего средств удалось привлечь разработчикам игр, промышленным дизайнерам и технологическим стартапам.

История российского краудфандинга куда проще. Все началось летом 2012 года, когда с интервалом в полтора месяца были открыты две платформы Planeta.ru и Boomstarter. В отличие от западных аналогов, основными направлениями в отечественном краудфандинге стали благотворительность и меценатство. За время их существования в России было собрано около 1 млрд рублей при среднем размере одного пожертвования около 500 российских рублей.

По результатам исследований Planeta.ru, основной мотивацией спонсоров становилась возможность стать сопричастными к созданию чего-то общественно полезного. Это подтверждают и цифры. Только 9% запущенных на платформе проектов имеют отношение к бизнесу и технологиям. По словам предпринимателей, такая ситуация связана с тем, что создатели платформы не пытаются изменить позиционирование, лишь продолжая продвижение сервиса, как общественно важного явления.

Еще одной проблемой для digital-предпринимателей стали правила размещения проектов на площадках. Они должны иметь четкую дату релиза и представлять из себя готовый продукт, который не нуждается в доработке и апгрейдах. Успех IT-продуктов часто зависит от того, насколько быстро он сможет интегрировать в себя новые технологии, а существующая система только препятствует этому.

Перед представителями бизнеса в России стала острая проблема отсутствия эффективных площадок для привлечения средств путем краудфандинга. Одни компании отказались от идеи реализовывать свой проект, столкнувшись с трудностями уже на первом этапе, другие предпочли выйти на западный рынок инвестиций. Оригинальное решение выхода из сложившейся ситуации показала российская Arcade Invest.

Компания строит геймерскую экосистему под названием 2DAY и в своем активе уже имеет полностью реализованные активы. Команда ставит перед собой амбициозную цель - сделать самодостаточную систему, состоящую из новостного портала и интернет-магазина, а также первой в мире запустить социальную сеть для геймеров. Задумка выглядит вполне актуальной, поскольку индустрия компьютерных игр сейчас находится на подъеме.

По данным аналитической компании Newzoo, доходы мирового рынка видеоигр составили 109 миллиардов долларов США, а сама индустрия за последние 4 года показала рост на колоссальные 56%. Это связано не только с внедрением новых способов привлечения средств, но и с применением инновационных бизнес-моделей. Только в России количество активных игроков оценивается в 54 млн человек. В абсолютных же цифрах, вклад РФ в мировой рынок компьютерных игр составляет 1,5 миллиарда долларов США или около 30 долларов на каждого играющего россиянина. Любопытно, что наша страна занимает третье место в мире по доли пользователей, играющих на компьютере. Специалисты Globalwebindex подсчитали, что количество таких геймеров в России - 67%.

Однако вернемся к инвестициям. Россияне решили отказаться от уже ставших традиционными методов привлечения средств: краудфандинг через существующие площадки и продажу акций. Вместо этого они продают инвестиционные доли. При такой модели взаимоотношений инвесторы получают свою долю прибыли и освобождены от различных бюрократических процедур. Удивительно, но группа Arcade Invest смогла привести свою деятельность под действующее законодательство России и при этом обеспечить максимальную защиту инвесторов.

Еще одним нетипичным моментом для компании, которая собирает инвестиции, является наличие в портфеле уже реализованного проекта. Речь идет о новостном портале Game2Day, на котором перед запуском краудинвестиционного проекта команда испытала ряд функционала будущих проектов.

Согласно информации с официальной страницы Arcade Invest во ВКонтакте, за первые две недели с момента запуска кампании было реализовано около 5 тысяч долей (из 60 тысяч). Ограниченное количество инвестиционных долей сможет серьезно повлиять на их стоимость при условии успешной реализации проектов. Поэтому, кроме получения дивидендов, инвесторы имеют шанс заработать на подорожании актива. В настоящий момент стоимость одной инвестиционной доли составляет 1 тысячу российских рублей, однако, по словам предпринимателей, стоимость доли уже в скором времени существенно вырастет.

Что касается сроков, то по плану реализация второго проекта компании - интернет-магазина Play2Day - должна была начаться в июне 2018 года. Однако в связи с быстрыми продажами долей работа над сервисом началась уже в мае. Ожидается, что первые дивиденды держатели инвестиционных долей смогут получить уже летом следующего года.

Готова Arcade Invest и к изменениям в законодательной базе. В конце марта 2018 года в Госдуму был внесен законопроект об альтернативных способах привлечения инвестиций. Инициатором проекта выступил председатель комитета нижней палаты парламента по финрынку Анатолий Аксаков. Планируется, что законопроект будет регулировать отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определит правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования.

Так, операторами инвест-платформ могут являться российские хозяйственные общества при условии их включения Банком России в соответствующий реестр. Совмещать подобную деятельность с банковской или некредитной финансовой организации за некоторым исключением. Размер собственного капитала подобных организаций не должен составлять менее 3 млн рублей. Также на лица, привлекающие инвестиции, будут наложены некоторые обязательства:

- указывать минимальный целевой объем привлеченных средств;

- возврат собранных средств инвесторам в случае, если не достигнут минимальный целевой объем привлеченных средств в срок;

- расчеты между инвесторами и компаниями должны будут вестись через номинальные счета;

- краудфандинговые площадки будут выступать налоговыми агентами по НДФЛ.

Кроме того, инвесторам дается срок в пять рабочих дней со дня передачи денежных средств, в течение которого можно отозвать инвестированные средства. После принятия закона, финансовым организациям будет дано 6 месяцев на приведение своей деятельности в соответствие с законодательством. Любопытно, что весной 2017 года ЦБ оценивал размер российского рынка краудфандинга в 1-2 миллиарда рублей. К минусам нового закона можно отнести, возможное ограничение на объем инвестиций для физического лица в размере 50 тысяч рублей на один проект.

Таким образом, государство дало четко понять, что у краудфандинга в России обширные перспективы, а главным для правительства будет обеспечение сохранности средств инвесторов и борьба с недобросовестными компаниями, привлекающими инвестиции.

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 262 человека
Лента новостей