Сегодня: Суббота, 25 Февраля    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Все на масленицу в «Покровский»! «Кубок Ростелекома» Patron - товарная марка, которой можно доверять Январский топ продаж в магазинах «Соловьи» Ежик в тумане Сплошные праздники Кинокайф Лучшая интерьерная печать в Пскове  Европа Плюс - радио №1 в России



Эстония не сможет улететь на Луну

11.03.2008 12:35 ПЛН, Псков

Когда эта книга вышла в свет она заставила по настоящему вздрогнуть не только читателей, прочитавших ее содержание, но и тех, кто не хотел бы, чтобы она вообще появлялась. А таких в Эстонии было не мало. Особенно среди тех, кто упорно старается перевернуть с ног на голову недавнее прошлое и черное выдать за белое. Спросите, почему? Все просто. Увесистый фолиант объемом в пятьсот тридцать страниц в скромной белой обложке называется «Преступления нацистов и их пособников в Прибалтике (Эстония)». В нем материалы судебных процессов над фашистскими убийцами, проходившие в Эстонии в 1962 году, впервые опубликованные списки лиц, объявленных в розыск репрессивными и полицейскими структурами нацистского оккупационного режима. Целая глава книги посвящена деятельности эстонских карателей на Псковщине в годы фашистской оккупации – материалы опубликованы впервые. Если бывает гром среди ясного неба. Так, это он самый… Причем, родившийся не где-то, а в самой Эстонии. Мы хотим вас познакомить с инициатором этого смелого шага.

Секретаря Общественного союза против неофашизма и национальной розни Эстонии Андрея Заренкова как политика хорошо знают на родине, в Эстонии, и в самой России. Но сегодня мы разговариваем не просто с политиком, а с книгоиздателем Андреем Заренковым и нам открывается неожиданный и глубокий портрет нашего современника.

Псков

- Что вас подтолкнуло к созданию этой книги, богатый жизненный опыт?

- Прежде всего, моя абсолютно нормальная гражданская позиция человека, который достаточно ясно видит  угрозу возрождения, реинкарнации фашизма и нацизма в их современных видах… При  утверждении  экономического превосходства высокоразвитых стран и их совместных корпораций, навязывании ими определенных мировых режимов в управлении самостоятельными государствами территория Эстония, Латвия и Литва – это своего рода экспериментальная площадка для отработки новых технологий. У меня такое ощущение, что подобные социальные технологии сначала отрабатываются вот в таких малонаселенных и малоизвестных в мире местах, а потом могут быть распространены и на другие страны. И мы это с вами видим в событиях с памятниками, в попытках пересмотра истории, с переиначиванием итогов  Второй мировой войны. То есть, люди, служившие во время  войны в войсках СС, вдруг в одночасье становятся героями, а те, кто воевали против фашистов, освобождали родину на стороне Советского Союза, стали оккупантами.

Отзвуки  этих моментов сейчас начинают звучать в других странах: в Чехии, в Польше, Украине, где к памятникам Второй мировой войны уже другое отношение. То, что мы получили в апреле прошлого года из-за переноса эстонскими властями памятника советским солдатам-антифашистам в Таллине – это и есть последствия эксперимента над историей. Поэтому и появилась идея создания книги о забытом времени…

Это время в Эстонии не любят вспоминать, поскольку трактовка его сегодня неоднозначна – это я мягко сказал… В книге, которую мы издали, а это сборник документов, есть свидетельства разного, в том числе бытового характера. К примеру, документ, свидетельствующий - кого можно было пускать в Эстонии во время немецкой оккупации в офицерскую столовую, а кого нельзя. Например, туда нельзя было пускать эстонцев: и офицеров, и солдат – они могли посещать только столовую для немецкого рядового состава. В книге есть документы, в которых расписана строгая дозировка количества овса и отрубей в хлебе для заключенных.

Известно, что в Эстонии было уничтожено очень большое количество  евреев  Восточной Европы из Чехии,  Польши, среди которых были в основном гражданские люди, захваченные с оккупированных немцами территорий, а вовсе не военнопленные. И мы даем в книге документы, которые свидетельствуют что за  люди были среди заключенных, и самое главное - фамилии их палачей,  каким образом производились расстрелы, и что в этих казнях, по немецкой, конечно, указке в первую очередь участвовали эстонцы. Если об этом в Эстонии сейчас пытаются забыть, то нам приходится напоминать. Так же, как мы никогда не должны забывать о том, что одним из первых докладов фашистов был «Эстония Юден Фрай».

Это был сигнал  Гитлеру и Гиммлеру от Эрвина Викса, начальника служба безопасности  Эстонии, что задание  выполнено - Эстония освобождена от евреев. В книге есть и уникальные документы, которые никогда не публиковалась даже в СССР, они не могли быть напечатаны по определенным этическим соображениям, которых придерживались в многонациональном государстве. Это список на эстонском языке для служебного пользования из архива гестапо,  в котором содержится около десяти тысяч фамилий и имен людей, которых гестапо разыскивало с целью ликвидации. Если посмотреть внимательно на этот список, а он составлен в алфавитном порядке, там и  коммунисты, и комсомольцы, и работники милиции и лица, помогающие властям, и даже студенты и учителя.

Этих людей разыскивало гестапо. Эстония – маленькая страна, всего проживающих около 1 миллиона 300 тысяч человек, из них эстонцев меньше миллиона и многие фамилии на слуху, многие друг друга знают. В этом списке можно найти несколько человек под фамилией Ансип (фамилия нынешнего премьер-министра Эстонии), целый десяток Ильвесов (фамилия президента Эстонии)... Сегодня потомки и родственники тех, кого разыскивали фашисты, с успехом управляют эстонским государством и осуществляют внешнюю политику. И когда я предлагаю свою книгу вип-персонам, то всегда обращаю их внимание на тот факт, что было бы с их родственниками, если бы Эстония оставалась под немецкой оккупацией. Книга называется «Преступления нацистов и их пособников в Эстонии (Прибалтике)». Такую же книгу мы подготовили и по Латвии. И думаю, что в следующем году получится книга и по Литве.

- А где вы издавали книгу?

- В Эстонии. Было сложно, потому что это был как раз период нагнетания истерии. Но книга вышла и, слава Богу! Сейчас она уже продается в Эстонии. Это было мое требование, чтобы книга продавалась в Эстонии. И самое главное, что ее покупают и эстонцы, и русские - она очень хорошо расходится среди читателей.

- Совсем недавно вышла и новая книга, которая уже получила высокую оценку специалистов?

- Да, она называется «Русские судьбы Эстонии», написал ее Владимир Иляшевич – человек в Эстонии известный, возглавляющий Эстонское отделение Союза писателей России. Он пытается проследить судьбы русских людей, которые жили в Эстонии, работали и служили России, начиная от древних времен, и до сегодняшнего дня. Книга получилась очень интересной и охватила около ста судеб. Среди героев книги и предки Александра Пушкина, и нынешний патриарх Алексий II, который родом из Эстонии, и большое число выходцев из эстонских земель, получивших службу при российском дворе и, остававшихся верными на протяжении десятилетий и российскому императору, и России.

- Ваше пристрастие издавать книги, которые воспроизводят давнюю и совсем недавнюю историю и напоминают людям о том, что могло бы быть, если история пошла как-то по-другому, происходит от ваших политических убеждений, или политические убеждения идут от вашего увлечения издавать книги на эти темы?

- Я секретарь Антифашистского комитета Эстонии, председателем которого является Арнольд Константинович Мери, Герой Советского Союза и создание таких книг – это не просто пристрастие, я вижу необходимость выпуска подобных изданий… Когда моя дочь, которая сейчас уже выросла, будучи в шестом классе писала контрольную работу по истории, и один из вопросов школьной учебной программы был о том – имела ли место оккупация Эстонии Советским Союзом, дочь позвонила мне и спросила, что ей ответить на этот вопрос. Я сказал, что она должна ответить то, что сама думает. Она сказала мне: «Папа, если я напишу, что оккупации не было, то мне поставят «двойку», а если я напишу, что оккупация была, то это будет неправда, и я не хочу так писать…». Я тогда ей сказал: поступай по совести. И ей в результате поставили «двойку». История в школах Эстонии сегодня преподается именно так, как я описал в вышеприведенном примере. Я считаю это неправильно, поэтому и издаю  книги, которые помогают людям увидеть правду.

- В Россию сейчас приходит достаточно противоречивая информация о том, что происходит с Арнольдом Мери, как складывается сегодня его судьба, есть ли какие-то изменения в ходе процесса преследования его со стороны властей?

- Вы знаете, этот процесс идет уже, если не ошибаюсь, около десяти лет. В последнее время он активизировался, потому что следственная часть закончена и дело передано в суд. И теперь суд должен определить степень вины Арнольда Мери, которого огульно обвиняют в организации депортации эстонского населения в Сибирь. Я очень хорошо знаю Арнольда Константиновича, мы много говорили на эту тему, и я хочу всем сказать, что наоборот, совсем наоборот, именно благодаря ему сотни семей остались в Эстонии, он спасал их. Он был, конечно, не один… И это было время о котором не нам судить. Но многие люди, их дети, целые семьи  благодаря ему сегодня живут на родной земле, он их спас. Обвинения, я в этом уверен, безосновательны, но история знает очень много таких примеров... Я думаю, если будет суд честный и объективный, если судья сможет посмотреть на это дело без  пристрастий, то Арнольда Мери не должны осудить. Во-первых, ему восемьдесят восемь лет, он плохо себя чувствует, у него обнаружены тяжелые болезни. И как он сам говорит, он может просто не дожить до конца этого суда.

Хочу сказать, что подобные дела судебной машиной Эстонии запущены неслучайно и это страшно. Вы ведь знаете, что идет процесс по делу ребят, которых обвиняют совершенно бездоказательно в организации массовых беспорядков в апреле прошлого года. Если подобные  процессы станут системой, то это явный сигнал того, что  Эстония постепенно двигается к созданию в Европе полицейского государства.

- Часто слышатся мнения, что «русское направление» в эстонской политике постепенно сходит на «нет», и через 10-15 лет может совсем раствориться, потому что новые поколения русскоязычных детей в основной массе европеизируются гораздо больше и быстрее, чем их родители… В такой перспективе писать и издавать книги на русском языке в Эстонии имеет свое будущее и какой глубокий смысл в этом книгоиздании должен быть, чтобы эти книги были востребованы в обществе?

- Если посмотреть с высоты нашего времени, в котором мы все живем, а это всего 20 лет прошедших после развала СССР – то разве это время? Эстония не сможет улететь на Луну, не может, как айсберг куда-нибудь дрейфануть… Она всегда будет на краю России. И всегда будет находиться в зоне интересов огромного российского государства. Посмотрите на историю Эстонии: триста лет под немцами, столько же под Россией,  двести лет – шведов и датчан, – вот и вся история. Поэтому, что говорить о сегодняшних позициях, когда прошло всего лишь двадцать лет… Да, в этом году Эстония будет отмечать 90 лет образования эстонского государства, но эти годы ведь не тот срок, за который можно сформироватть и заложить настоящие традиции государственности,  воспитать у населения государственный подход к проблемам. Эстония является многонациональным государством… А что такое многонациональное государство? Как решать появляющиеся проблемы, как решать проблемы национальных меньшинств? Как добиться толерантного отношения населения к другим нациям и интересам неэстонцев? Если сегодня в Эстонии к власти пришли представители нового поколения, которые думают, что на них строится государство, и они олицетворяют саму государственность, то я бы назвал это большой ошибкой. Проблема Эстонии в том, что у нас очень мало государственных деятелей, которые могут из за кустов видеть лес, мыслить хотя бы в среднесрочной переспективе, не говоря уж о долгосрочной. Они живут нынешним днем, историей исключительно своего поколения.  Это пройдет через 10–15 лет, и тогда пелена спадет и народ поймет, что  Эстония  ближе к России, чем к Америке или Германии. Ведь в 40-м году, когда перед Эстонией  встал вопрос: «чтобы сохраниться – под кого ложиться?», то они выбрали не Германию, а Россию, потому что в памяти народной немецкие бароны триста лет пороли эстонское население на своих конюшнях, пользовались правом «первой ночи», а русские их учили грамоте. Поэтому отношение к России у эстонцев было гораздо приветливее, и они заключили договор с Россией, чтобы в этой надвигавшейся страшной войне между фашизмом и остальным миром, быть на стороне СССР. Самой России надо тоже посмотреть на свои отношения с такими странами, как Латвия, Литва, Эстония, быть деликатнее. Россиянам и России уже пора учиться быть не старшим братом, а партнером, учитывающим менталитет маленьких, затерянных в северных болотах народов. И я уверен, что когда это понимание придет, у нас будут нормальные отношения и вся грязь, которая есть сегодня, уйдет, как пена схлынет. Но для этого надо делать определенные усилия. И мои книги, моя деятельность, как члена Всемирного Координационного совета российских соотечественников, секретаря Антифашистского комитета, как раз направлены на этот результат: убрать эту пену.

- А насколько в молодежи Эстонии, которая сейчас подрастает и воспитывается, имеют силу проявления нацизма и почитание истории с негативным оттенком, не станут ли они преобладающими взглядами?

- Молодежи нужен пример для подражания - всегда так было. Молодой человек к чему-то стремится и что-то хочет нового. Со временем человек сам определяется, что для него главнее: нормальная жизнь с общечеловеческими ценностями или ложные герои. В истории народа Эстонии почти не было своих героев, былинных Муромцев, Суворовых, Кутузовых, Сусаниных. И вот во времена подъема национального самосознания, когда герои для подражания очень нужны, новые «историки» в угоду политическому моменту начинают героизировать людей в эсэсовской форме. Дескать, вот они – настощие герои, которые вынуждены были надеть чужую форму немецкой армии, чтобы защищать Эстонию...  Так сегодня, как я уже говорил, преподается новейшая история Эстонии. Если говорить об эстонской молодежи, то есть сегодня ощущение, что многие ее представители  одурманены ложными представлениями о национальной свободе, которой якобы угрожает  Россия. Но это искусственно создаваемый миф,  чтобы определенные люди в этой грязной воде смогли «выловить свою рыбку» и остаться у власти. Что касается русской молодежи в Эстонии… То, к сожалению, между русской и эстонской молодежью сейчас вбит большой клин – целая  пропасть разделяет этих ребят. По хроникам апрельской «бронзовой ночи», как у нас называют прошлогодние события, можно увидеть, что эстонская молодежь ходила по улицам с эстонским флагом и кричала: «Эсти! Эсти!». А русскоязычная молодежь, которая родилась в Эстонии, которая прекрасно знает эстонский язык, и которая не имеет другой родины, кроме Эстонии – кричала: «Россия! Россия!». Это разделение - результат чудовищного пропагандистского настроя, который, к сожалению, создан в нашем обществе извне.

- Подобный настрой больше похож на ошибку кого-то из руководства или это, действительно, специально выстроенная линия, как вам кажется?

- Сложно сказать… Я все-таки придерживаюсь мнения, что это результат эксперимента, который проводится на деньги глобалистов по изучению возможностей подчинения национальных государств будущему всеобщему мировому порядку. Начали с Эстонии, потом появилась Грузия, на очереди Украина, Сербия. Эстонцев тоже можно понять - конечно же, они хотят сохранить свой язык, свои традиции. Потеря хоть одного языка для многополярного мира, для всего человечества – это огромная невосполнимая  потеря, однако почему сохранять национальные приоритеты надо столь воинственным образом, я не понимаю.

- Кроме исторической литературы и книг на околополитическую тему, чтобы еще, как издателю, хотелось выпустить в свет?

- Я сейчас серьезно занимаюсь иследованием теории резонансной энергетики контакта цивилизаций, изучая эту тему, мы можем заглянуть в будущее. Мы с Владимиром Иляшевичем готовим такую книгу, и буду очень рад, если мне удастся ее издать.  Могу на руках показать и пояснить: когда происходит контакт различных цивилизаций, между двумя геокультурными платформами возникает огромная социальная энергия, которая может влиять на события или созидательно или разрушительно. В Эстонии начинается соприкосновение Русского мира и мира западной цивилизации, у нас совершенно четко видно разделение и границы этих миров. И именно на стыке взаимопроникновения этот резонанс следует изучать, чтобы последствия его влияния, скажем, не деформировали  менталитет таких малых народов, как эстонцы. Я думаю, что своевременное изучение резонансной энергетики цивилизационного контакта смогло бы предотвратить исчезновение некоторых северных народов в России. Эта книга, думаю, найдет своего читателя.

- Вы сказали, что у эстонцев никогда не было своих героев…

- Кто-то считает им первого президента Эстонии Константина Пятса или шахматиста Пауля Кереса, певца Георга Отса или адмирала Питка, тяжелоатлета Яна Тальтса, певицу Анне Вески… Но в понимании героя как образа национального достояния все эти фигуры воспринимаются слабо. Настоящих былинных героев практически не было

- Но, ведь не секрет, что и в прошлые годы и сейчас литература многое может сделать, в том числе и героя подкинуть. Вам, как издателю, не хочется Эстонии героя «подбросить», пусть даже литературного, вымышленного, но который мог бы положительно встряхнуть общество? Так же, как, например, Борис Акунин подбросил обществу Эраста Фандорина.

- Кстати, это классная идея, и молодец Акунин! Знаете, я над этим пока не думал. У эстонцев есть самая распространенная поговорка: «Хороший сосед – это хороший забор». То есть, это закрытый народ… Как эстонцы раньше селились? По принципу, чтобы дым из соседнего хутора был не виден на твоем хуторе… Это народ лесной, у многих из них внутри до сих пор язычество сидит. А герои и героизм – это все-таки символы несколько иного мира, мира социальных государственных отношений. Знаете, у эстонцев есть любимые и уважаемые в народе фольклорные персонажи, такие как Хитрый Антс – это народный герой, литературный образ которого нарисован эстонским писателем А.Х Таамсааре. Это крестьянин, который немного лукавит с соседями, но обманывает в основном власть имущих и чертей. Если вы хотите понять эстонца - то в этом и есть один из принципов его жизни: перехитрить, чтобы выжить. Дай Бог, чтобы в этом глобальном мире новых хозяев эстонский народ выжил, чтобы демография улучшилась. Стабильное развитие и умение жить в дружбе со своими соседями поможет эстонцам сохранить свое государство, вот тогда и герои появятся, и, может быть, настоящие.

- А что из книг на сегодняшний день эстонцы читают?

- Будучи рядом с Россией, с таким кладезем истории и литературы, безусловно, многие читают русских авторов, но в большинстве своем   -  современные западные бесселлеры, которые переводятся на эстонский язык. Есть и переводная русская классика, есть и Акунин… Но, если брать не литературу, а, например, такой нелюбимый мною, но самый массовый жанр – телевидение, то в последнее время, на трех каналах, которые наиболее популярны в Эстонии, очень мало собственных продуктов на эстонском языке. Вечером, включая любой канал, можно увидеть либо голливудский боевик, либо передачу о жизни китайцев, но своих передач мало, своих фильмов практически нет. Это очень большая проблема. Потому что, если мало авторов, если нет продукта интеллектуальной деятельности, то нет и потребителя этого продукта. А если нет национального продукта, то люди потребляют что-то другое и живут чужими ценностями, которые чаще приходят из Европы, из Европы двойных стандартов. Мы ведь знаем, что западные ценности – это четкое соответствие логике двойных стандартов и этого они не стесняются, для них это нормально… Но такие принципы совершенно неприемлемы для русских, привычных к единству слова и дела.

Что сегодня в Эстонии мало национального интеллектуального продукта – очень жаль… Долгие десятилетия в разное время у нас был популярен Ленинградский-Петербургский университет, очень много молодых людей училось в этом вузе, потом возвращались и привносили в Эстонию русскую духовность, русское знание, русскую широту взглядов. Я всегда считал, что человек живет территорией своей страны и когда мы жили огромным Советским Союзом, то большинство из нас и мыслили такими же большими масштабами, как сама страна. А когда все расселились по своим территориям и национальным «квартирам», то и наша страна превратилась в маленький квадратик на карте, где три часа на машине туда, три часа обратно и все – вроде бы и другого мира больше нет…

- А что в вашей личной жизни происходило в последнии десятилетия?

- В семнадцать лет я приехал из  Эстонии в  Москву учиться  в  театральном институте, ГИТИСе им. Луначарского, на отделении режиссуры массовых представлений. Закончил в  в 1982 году и  долгое время работал как организатор мероприятий практически со всеми советскими «звездами» эстрады, с артистами и коллективами, делал большие театрализованные программы. Но позже, когда на эстраду пришли огромные  деньги и появились другие отношения в этой сфере, более прагматичные, когда это стало действительно шоу-бизнесом – из Москвы уехал и вернулся в Таллин. В то время как раз начинались системные нападки на русскоязычное население Эстонии, и меня увлекла идея политической деятельности – направление по защите прав соотечественников. Сегодня ситуация чрезвычайно тревожная, русских пытаются лишить собственной идентичности, а кто не согласен интегрироваться, того превратить в маргиналов. Я был избран сначала в правление, потом стал председателем Конституционной партии Эстонии. После апрельских событий прошлого года полиция безопасности в своем отчете, появившемся во всех средствах массовой информации, назвали меня и моих товарищей, пытавшихся отстоять памятник «Бронзовому Солдату» экстремистами и людьми, которые работают против Эстонии. Это – неправда, тем более что это обвинение  видвинуто против всей партии безосновательно и голословно! Выражаясь фигурально, вот уже около года я хожу как в концлагере с наклееным на спине ярлыком врага народа. Поэтому я решил уйти из руководства партией и сложил с себя полномочия председателя. Сейчас партия действует, готовится к выборам уже в новых условиях. Мы надеемся на успех, потому что ситуация сейчас такова, что русские в Эстонии начали «просыпаться» как вулканы на Камчатке.

- А кроме политики и книгоиздания что в вашей жизни еще есть?

- Еще есть умная жена, дочь, много друзей. Есть еще интересная работа – я депутат городского Собрания города Маарду, где работаю по организации культурных программ. Есть еще праздники, которые я продолжаю делать для людей. Один из проектов, который начался у нас – фестиваль «Виват, Россия!» - разросся так, что мы уже проводим его не только в Эстонии, но и в Латвии, и собираемся  его проводить  на Украине и в Турции. Есть другой проект, Масленица, делаем ее действительно по русским обычаям, и на ее празднование собирается тьма народа, приходит много эстонцев – они очень любят этот праздник, потому что он веселый: мы встречаем всех русской водочкой с соленым огурчиком.

А еще я очень люблю собирать грибы… Люблю для гостей, которых часто собираю у себя в доме, готовить настоящие суши – у меня есть несколько рецептов с копченным  угрем и соленым лососем , просто «пальчики оближешь».

Игорь Докучаев

Фото автора

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Как вы относитесь к идее правительства ввести продуктовые карточки для малоимущих?














Loading...


Голосование

Как вы относитесь к идее правительства ввести продуктовые карточки для малоимущих?














Календарь