Сегодня: Пятница, 24 Марта    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
 Участки на берегу реки Великой Псков-ЭКСПО Форум предпринимателей День национальной гвардии Конкурс на звание лучшей Лучшая интерьерная печать в Пскове



Бакалавры и магистры – с чем их едят

19.06.2008 14:21 ПЛН, Псков

С 1 февраля текущего года в Псковском Государственном педагогическом университете им. С. М. Кирова приступил к своим обязанностям новый ректор – Александр Владимирович Гоголевский. Чуть позже в качестве первого заместителя ректора – проректора по учебной работе в университет пришел доктор исторических наук, бывший начальник Псковского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России Александр Всеволодович  Седунов.

За несколько месяцев в Псковском педиуниверситете многое изменилось, еще больше – измениться в ближайшее время.

Прежде всего, отметил Александр Всеволодович, с 1 сентября в ПГПУ появится ряд новых образовательных программ.

Псков

- В мае университет прошел процедуру лицензирования и аккредитации. Работала комиссия из Москвы, включая экспертов Рособрнадзора, Федерального агентства по образованию, и деятельность вуза получила самую высокую оценку на российском уровне. Было заявлено, что университет соответствует лицензионным показателям и готов к освоению новых образовательных программ, которые мы заявляли и заявляем. Это, прежде всего, экономика, менеджмент, прикладная информатика, государственное и муниципальное управление. Может, эти дисциплины не совсем новы для области, но новы для нашего университета. Наконец, новым направлением для Псковщины будет регионоведение. Оно предусматривает европейские исследования, причем, обращать внимание мы будем на страны Восточной Европы, Балтийского региона, с которым мы граничим. Регионовед по окончани вуза будет получать второй диплом переводчика в сфере профессиональных коммуникаций и будет владеть двумя языками. На базе физико-математического факультета открывается отделение прикладной информатики. Также в будущем планируется преобразовать существующий в ПГПУ социально-гуманитарный факультет в факультет социологии со специальностями «социальная работа» и «связь с общественностью», которые, кстати, существуют в университете с 2007 года.

Кроме того, университет получил разрешение Всероссийского Учебно-методического объединения на преподавание юриспруденции.

- Юриспруденция будет существовать в ПГПУ как отделение при каком-либо факультете или как самостоятельный факультет?

- Мы планируем, что в университете будет создан юридический факультет. Это будет сделано в самое ближайшее время. Мне думается, что присоединять юриспруденцию в качестве специализации или отделения к какому-либо факультету было бы неправильно. Речь должна вестись о том, что в рамках юридического бакалавриата люди должны получать самое хорошее образование. Тем более что есть договоренность с нашими корпоративными партнерами и коллегами в области, с московскими и петербургскими исследователями. Думаю, будем активно продвигать это направление.

- Насколько актуально открытие факультета юриспруденции в ПГПУ с учетом того, что в нашем городе выпускают юристов и другие вузы. К тому же, бытует мнение, что на рынке труда дефицита юристов не наблюдается.

- Прежде всего, это связано с тем, что университет по своему потенциалу полностью соответствует позициям классического университета. Это кадровый, научный потенциал, научная деятельность, которая ведется нашими преподавателями. Наконец, университет пошел по пути открытия бакалаврских и магистерских программ. Со следующего учебного года мы будем постепенно вводить магистерские программы – это высший уровень образования. Как известно, закон о высшем образовании гласит о том, что образование теперь будет двухуровневым – бакалаврским и магистерским. Специалитет постепенно будет уходить в прошлое. Он останется лишь на инженерных, врачебных и военных специальностях. И коль уж мы стремимся к классическому университету, нужно понимать, что он немыслим без классических факультетов, таких как филологический, юридический, факультеты, связанные с научно-естественными направлениями (физико-математический, естественно-географический). Кстати, на ЕГФ будут также вводиться новые направления подготовки. Во-первых, мы будем позиционировать географию со страноведением и международным туризмом, экологию и природопользование. На других факультетах - лингвистику, журналистику, русский язык как иностранный, музейное дело и охрану памятников. Наконец, те направления, которые были по разным причинам мало известны в городе – это направление «связи с общественностью» и «социальная работа».

Создание юридического факультета – одно из важнейших направлений вуза, хотя далеко не единственное. В городе, конечно же, много учебных заведений, где готовят юристов, и ряд из них, безусловно, себя зарекомендовал позитивно. Но мне думается, что наш университет тоже достоин того, чтобы соответствовать классическому университету и иметь все направления, включая юриспруденцию.

- Александр Всеволодович, сколько абитуриентов планируется принять в педуниверситет на бюджетной основе в этом году? И ваш прогноз, на какие факультеты будет наибольший конкурс?

- В этом году в педуниверситете будет 485 мест. Традиционно для абитуриентов наиболее привлекателен исторический факультет, лингвистический, факультет психологии. Конечно, весьма активно люди будут идти на факультет русского языка и литературы. Новые направления, связанные с социальной работой и связям с общественностью, думаю, также будут востребованы. Ситуация сегодня такова, что университет должен предоставлять человеку больше возможности выбирать свой образовательный маршрут – не только получать единственное образование в начале своей трудовой карьеры, но и идти к тому, чтобы учиться в течение всей жизни в зависимости от ситуации и тех вызовов, с которыми человек сталкивается. Это то, о чем говорил премьер Владимир Путин, будучи еще президентом, и нынешний президент Дмитрий Медведев – обучение через всю жизнь путем повышения квалификации, переподготовки, получения дополнительного образования. Сегодня в университете открываются отделения и центры дополнительного образования и повышения квалификации, в которых любой желающий может повысить квалификацию или пройти переподготовку по тем направлениям, на которые будет ориентироваться при планировании своей карьеры.

- А логопеды и педагоги-дефектологи нынче в почете?

- Да, и логопеды, и те, кто заканчивает отделение по коррекционной педагогике, факультет психологии, факультет начального образования, безусловно будут востребованы и в системе образования и в других сферах, поэтому подготовке педагогов и психологов университет уделяет самое большое внимание.

- Какова доля студентов, поступающих в ПГПУ на платной основе, по сравнению с теми, кто попадает на бюджетные места?

- Сказать сложно. ПГПУ всегда позиционировал себя как вуз, который, прежде всего, выполняет социальную роль в регионе. Мы должны предоставлять возможность получения образования всем желающим. Те, кто не смог попасть на бюджетные места, сможет поступить на платное отделение. Это естественный процесс, по которому идут университеты во всем мире. Поэтому мы обязаны дать возможность доступа к качественному образованию. Тут надо говорить даже не о  бюджетных или не бюджетных деньгах. Вопрос ставится в России по-иному: сегодня главное – качество образования. Для того чтобы мы достигли высокого уровня в предоставлении качественного образования, сегодня прикладываются все усилия. Университет идет и будет идти по этому пути.

- Какие еще новшества ожидают будущих студентов педагогического университета?

- Во-первых, университет планирует постепенный переход на модульную систему обучения, которая существует во всем мире. Эта система подразумевает включение студента в модульный процесс в обучении, когда несколько близких дисциплин осваиваются в рамках одного модуля. Также мы постепенно будем вводить систему европейских зачетных единиц. Речь идет не только о всем известной системе оценок «пять, четыре, три и два», а о европейской системе, связанной с иным рейтингом студентов. При этом мы ориентируемся на то, чтобы по окончании университета давать студенту европейское приложение к диплому. С этим дипломом человек может планировать свою карьеру не только у нас, но и за рубежом. Наконец, новшеством будет являться использование дистанционного образования, когда человек получает некие ситуационные задания – кейс-технологии, и в их рамках выстраивает образовательный маршрут. Мы будем выходить на образовательные, компетентностные уровни, прописанные в Болонских документах и новых федеральных стандартах.

В течение последних нескольких месяцев состоялось несколько весьма серьезных контактов руководства ПГПУ с партнерами стран ближнего и дальнего зарубежья. В частности в ходе июньской поездки ректора Александра Гоголевского в Эстонию была достигнута договоренность о совместных образовательных программах в области экономики, русской филологии и программах повышения квалификации. Состоялась также плодотворная встреча с партнерами из польских университетов, которые также предлагают программы повышения квалификации образовательные программы по русской филологии и русскому языку. Думаю, студенты, которые поступают к нам сегодня, смогут уже через год – два ездить на стажировку в европейские университеты. Соответственно, на выходе из ПГПУ, мы надеемся, они будут иметь европейское приложение к диплому, а возможно и двойной диплом, то есть диплом не только ПГПУ, но и, скажем эстонского или польского вуза.

- Еще недавно в числе насущных проблем ПГПУ называлось состояние общежитий, в которых для студентов были созданы, мягко говоря, не самые лучшие условия для проживания и подготовки к занятиям. Как сейчас обстоят дела?

- Александр Владимирович Гоголевский сегодня сделал очень много. Во-первых, сейчас идет активный ремонт в общежитиях. Ремонт проводится для того, чтобы студенты и те, кто приезжает к нам по обмену или на курсы повышения квалификации, имели бы не только необходимые жизненные позиции, но и могли чувствовать себя комфортно в условиях, максимально приближенных к дому. Университет тратит действительно большую долю бюджетных средств на поддержание жизнедеятельности в общежитиях. Это и решение проблемы доступа к Интернету, и различные спортивные мероприятия. В будущем мы будем вводить тренажерные залы, модернизировать существующие комнаты отдыха, закупать учебную литературу для самостоятельных занятий студентов  непосредственно в общежитии.

- Все эти мероприятия и планы равнозначно распределяются по двум общежитиям, на К. Маркса и К. Либкнехта?

- Безусловно. Потому что все студенты одинаковы в независимости от того, где они учатся, на бюджетном или платном отделении. Вопрос в том, что они должны обладать всеми благами цивилизации, которые мы сегодня можем им предоставить. Конечно же, сделать все сразу как по мановению волшебной палочки, сложно, но мы к этому стремимся, чтобы постепенно все стало выглядеть на должном европейском уровне. Кстати, наши общежития были проверены в рамках проверки общежитий СЗФО, и было признано, что  они соответствуют предъявляемым требованиям.

- А материально-техническая база корпусов университета вызывает удовлетворение руководства, или тут еще есть над чем работать?

- Думаю, ни в городе, ни в стране нет ни одного вуза, в котором бы руководство полностью все устраивало. Корпуса соответствуют всем предъявляемым требованиям, но ректор вуза считает, что необходимо модернизировать существующую базу, прежде всего, выходя на уровень IT-технологий. Должна происходить максимальная компьютеризация. Мы уже участвовали и будем участвовать в ряде проектов, связанных с внедрением IT-технологий. Сегодня этого требует жизнь, и от этого никуда не денешься.

- А как у вас обстоят дела с библиотеками?

- У нас очень хорошая научная библиотека, одна из самых больших в городе и насчитывает около 600 тысяч томов. Она имеет многолетнюю историю. Университет был образован в 1932 году, и на протяжении всей своей истории, как институтской, так и университетской, он всегда поощрялся и награждался. В 80-е годы это был Знак Почета, в 90-е – благодарность Верховного Совета РСФСР, в этом году нам вручили благодарность от Президента России. Заслуги университета очевидны, в том числе и по созданию хорошей мощной научной библиотеки. Сегодня она отвечает требуемому уровню. На данный момент мы работаем над тем, над чем работают и многие другие вузы – над созданием электронной библиотеки. Это необходимость, но без этого жить дальше не сможем. Мы вводим электронные каталоги и переводим в электронный вид отдельные книги и журналы. В будущем процесс будет наращиваться, и возможность доступа студентов к электронной библиотеке будет расширяться.

- Давайте немного вернемся в начало беседы, к теме о бакалавриате и магистратуре. Насколько псковичи готовы к введению уровней высшего образования?

- Для многих людей, которые к нам приходят, непонятно слово «бакалавр» или «магистр». Сегодняшнее законодательство ориентирует нас на бакалавриат. Но это не недоучка, как многие предполагают, а такой же человек, получивший высшее образование. Только он получает базовое высшее образование, а затем может выбирать свой дальнейший образовательный маршрут. Иными словами, если он окончил бакалавриат по физике, но ему нравится магистратура по региональной политике, почему бы не выбрать этот образовательный маршрут, тем более что закон позволяет это делать.

- А как быть со студентами, которые уже обучаются в педуниверситете? Они тоже неожиданно станут бакалаврами или магистрами?

- Нет. Они получат в итоге диплом по специальности, на которую поступали. Студент не превратится в бакалавра в течение секунды. А если он получил диплом логопеда, но захотел поступить в магистратуру, нет проблем. Кроме того, существует аспирантура с 15 направлениями. У нас есть плодотворно работающие советы по филологии и педагогике и мы планируем открывать новые диссертационные советы по истории и физике.

- Ведете ли вы разъяснительную работу со студентами? Ведь наверняка не каждому из них понятно, что такое бакалавр и магистр, и с чем их едят?

- Мы уже ведем эту работу, и не только с абитуриентами, но и с их родителями, со всеми нашими корпоративными партнерами Мы рассказываем, как развивается образовательная система в стране, на что следует обращать внимание, какие будут нужны специалисты в будущем. А нужны будут активные молодые люди, которые смогут профессионально  осваивать информационное пространство и приобретать умения, навыки, иметь уровень базовой компетенции. Конечно же, университет обязан научить их пользоваться новыми технологиями, работать с информацией, анализировать ее, активно включаться в самые разнообразные жизненные процессы на уровне вуза, организации, предприятия, города, региона. Но самое главное – это возможность планировать карьеру, имея образование, полученное в вузе, и выстраивать дальнейший образовательный маршрут. Как говорится, обучение через всю жизнь…

Беседовала Татьяна Иванова

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Как вы относитесь к идее восстановить в России монархию?














Loading...


Голосование

Как вы относитесь к идее восстановить в России монархию?














Календарь