Новости партнеров
Общество

Всему свое время…

15.08.2008 12:18|ПсковКомментариев: 1

- Сказала  настоятельница Творожковского женского монастыря матушка Василиса.

Мало кто из жителей области знает, что на Псковщине появился еще один духовный центр. Не просто появился – возродился, буквально воскрес, ворвался в нашу привычную жизнь.

Речь о Творожковском женском монастыре. Его местоположение далеко от столичного, до райцентра – поселка Струги Красные и то тридцать километров по разъезженной грунтовой дороге. Но, честное слово, это дорожное испытание стоит пройти, чтобы оказаться в этих красивейших местах Псковщины, в небольшой деревеньке с необыкновенно мягким и добрым именем – Творожково. В нашем путешествии по Стругокрасненскому району в один из дней мы добрались до Творожково в послеобеденное время и сразу натолкнулись на рабочих, которые выкладывали из камня внешнюю монастырскую ограду и въездные ворота.

Этот монастырь, основанный в 60-х годах 19 века, гдовской помещицей А.Ф. Фон-Розе, в монашестве – матушкой Ангелиной, в прошлом был весьма известной обителью, особенно в кругах петербуржской знати. Но в 1929 году монастырь закрыли, и его современная история началась лишь восемь лет назад, когда его было принято восстанавливать. И вот четвертого августа нынешнего года прошел ровно год, как был торжественно освящен вновь отстроенный главный храм монастыря – Троицкий. Осмотрев, уносящийся в небеса куполами и белыми стенами собор, мы пошли искать настоятельницу монастыря матушку Василису, чтобы из первых уст услышать не только историю восстановления обители, но и то, как монастырь прожил этот год.

Маленькая, худенькая, опирающаяся на палочку, она твердо руководила хозяйственными и строительными работами, которые шли практически по всей монастырской территории.

- У нас здесь ежедневно заботы… А каждое дело проходит, как правило, с какими-то проблемами: то одного нет, то другого, то третьего – все приходится доставать и привозить сюда, – начала свой рассказ настоятельница, когда мы отошли подальше от работавшего трактора и присели на лавку в летней трапезной. – Когда начали восстанавливать монастырь с возведения маленького деревянного храма Всех Скорбящих Радости, мы даже не могли найти фундамент на котором он стоял раньше. Потом все же отыскали, и на нем поставили точную копию храма. А при входе в большой храм у нас есть фотостенд, где видно, каким он был еще десять лет назад: разрушенные стены почти до самой земли, на уцелевших участках крыши росли березы. Теперь он возрожден…  После освящения храма в прошлом году к нам приезжали уже тысячи людей из Питера. С каждым очередным автобусом с паломниками, мне казалось, что, наверное, это последний автобус из тех, что у нас еще не были… Но приезжают все новые и новые.

- Вы сказали, что в монастыре с первого дня восстановления, а когда он был?

- В 2000 году и эти годы пролетели, как один день. Я теперь уже с палочкой хожу, а тогда еще бегом бегала. За это время здоровье у меня подкосилось, и теперь я только хожу с палочкой показываю, где не то, и где не так - это вся моя работа (Улыбается).

- Как по вашим наблюдениям, местные жители, среди которых появилось много потерянных, слабых, пьющих, с появлением монастыря стали каким-то образом меняться?

- Когда я только сюда приехала – это было мое послушание – и мы начали восстанавливать монастырь, то было чувство, что люди, будто недовольные этим. Теперь уже совсем по-другому стали относиться, с доброй душой… Здесь много семей из Питера, купившие дома, они приходят в храм с семьями…

- В Европе монастыри сейчас не пользуются популярностью, молодежь в них не идет, наверное, там люди идут к Богу другим путем. Кто к вам в обитель  приходит, какого возраста женщины?

- И в России в монастыри идут меньше людей, если они находятся далеко от городов. Если монастырь расположен в городе, то люди, идут чаще. Мы вот далеко от городов и к нам реже идут. Нас всего двадцать человек… По возрасту старше меня  нет. Половина сестер у нас по 50-60 лет, другая половина – молодежь, самой младшей 23 года.  

- И какие виды послушания выполняют монашки?

- Все. Человек, пришедший в монастырь, проходит абсолютно все послушания. Никто не может сказать: я вот этого не умею, или, я не пойду на те работы – везде человек должен потрудиться и все уметь. У нас есть огороды, мы обеспечиваем себя своими продуктами всю зиму, у нас есть хозяйственный двор – коров нужно подоить, молоко превратить в творог, в сметану и т.д. Есть и лошадь, с ней тоже надо уметь обращаться, есть куры… Когда начинается грибной и ягодный сезоны, то заготавливаем и их. У нас на зиму всегда есть соленые грибочки, варенье.

- Если молодые женщины и девушки идут в монастырь, зная, что здесь жесткий режим, много работы, никаких развлечений, даже телевизора и радио нет, то что, по-вашему, их приводит в обитель?

- Их приводит вера в Бога… Они не случайно сюда пришли, а спасать свои души. Они понимают, что работают здесь не для меня, не для храма, они работают для Господа Бога. Они знают, что каждую их работу оценивает Господь, как человек трудится: отдает все силы, или делает абы как, лишь бы день прошел. У нас в обители люди осознают – почему и для чего они здесь. К тому же у нас не только ежедневная работа, молитва постоянно идет: два раза в день, утром и вечером – это тоже трудно, это не просто… Каждый раз нужно встать рано утром и пойти на молитву, к 11 часам закончить, потом только трапеза, а после люди идут на послушание – наверное, сознательно они это делают, иначе пришлось бы каждого за ручку водить. Во-первых, здесь каждый понимает, что если они не будут от души трудиться, то, как предстанут перед Господом Богом. Если на миру, может быть, не все верят, что нам придется отвечать на том свете за то, что делали на этом, то в монастыре все знают об этом, все верят и каждая боится… То есть у них в душах постоянно есть страх Божий, поэтому они идут и трудятся. А если страха нет, то человек не будет ничего делать, скажет, какая разница: работал я сегодня или нет… Во-вторых, просыпается совесть. А если у человека совесть проснулась, то он будет честно трудиться и отдавать все свои силы.

- В 19 веке Творожковский монастырь был весьма популярен и известен среди петербуржцев, сейчас слава обители у жителей северной столицы вновь растет, хотя в нашей области о монастыре знают не многие. Что находят здесь петербуржцы?

- Да, к нам много приезжают паломников из Питера: и артисты, и художники, люди других творческих профессий… Некоторые живут  не один день, готовят свои работы. Здесь очень красиво - рядом три озера. Прямо у монастыря – Монастырское, мы его называем «наше озеро». Чуть дальше – Дубенское, на середине его есть остров, где поставлена часовня, и куда тоже очень любят переправляться паломники. Третье Рокинское - тоже рядом... Да, и расстояние все же небольшое для поездки.

- Мы так поняли, что в монастыре вы уже задумываетесь о строительстве гостиницы для паломников?

- В планах такое строительство есть. К тому же есть частично сохранившееся с прошлых веков здание. Мы его привели в порядок снаружи, теперь остались внутренние работы. Но в это лето вряд ли начнем доделывать, потому что скотный двор, который сейчас располагается на том месте, где должна быть дорожка к озеру, переносим за пределы монастыря, и к зиме должны его построить на новом месте. Тем более, что паломников пока можем размещать на ночлег в домах, которые находятся рядом с монастырем. Кроме того, у нас есть кельи, куда можем поселить женщин-паломниц. А придет час – будет и гостиница. Всему свое время.

Матушка Василиса провела нас по монастырской территории, показав и сказочный деревянный храм Всех Скорбящих Радости. И не отпустила в обратный путь, пока не организовала для нас монастырский обед в светлом и большом трапезном зале.

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

PS: Стругокрасненская земля имеет большую монастырскую традицию и своих святых. Взять хотя бы Черное озеро, посреди которого на острове стоял когда-то очень богатый Чернозерский монастырь. В 1582 году остров захватили ливонцы и после разграбления сожгли обитель. Монахи отстроили монастырь заново. Но ровно через сто лет после первой трагедии, в 1682 году Чернозерье уничтожили шведские войска. Или другой пример – Феофилова пустынь в деревне Николаево, остатки которой видны всякому, кто проезжает по трассе Петербург-Псков-Киев. Вернее, остатки Успенской церкви, выстроенной здесь по желанию Александра I в 1824 году в знак благодарности российского императора за избавление от болезни, когда он побывал у раки с останками старца Феофила. И вот теперь идут и едут люди во вновь обретенную святыню – Творожковский женский монастырь. Значит, и впрямь, всему свое время.

Газета "Псковская провинция" от 14 августа 2008 года

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей