Сегодня: Вторник, 28 Марта    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
 Участки на берегу реки Великой Псков-ЭКСПО Для женщин-автомобилистов Форум предпринимателей Черное молоко Лучшая интерьерная печать в Пскове Конкурс на звание лучшей



Ушедший Патриарх

08.12.2008 10:30 ПЛН, Псков

В своей резиденции в Переделкино в пятницу, 5 декабря, скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Хотя ещё в четверг он служил праздничную литургию в Успенском соборе Кремля, затем молебен у раки с мощами Патриарха Тихона, но сердечный приступ сделал из реального человека уже только факт истории и одну из главных тем большинства СМИ России.

Псков

Алексий II не был главой государства, руководителем партии или какой-то крупной компании, и вообще не занимался какой-либо привычной, обычной для всех нас деятельностью. По определению конечная цель служения Патриарха лежала за пределами известного нам мира. Бог является и первым источником, и последним судьей его пути.

Тем не менее, влияние православной церкви на жизнь сегодняшней России таково, что об Алексии II пишут не только и даже не столько как о предстоятеле, а больше всего как о деятеле общественном и политическом. И уже само это обстоятельство, то, что РПЦ занимает в России одно из важнейших мест, многие ставят в заслугу именно ушедшему Патриарху. Действительно, двадцать лет назад религия для большинства ассоциировалась со словом «поп» и дремучими бабушками, которые ходят в церковь от безграмотности и нечего делать. И хотя десять заповедей и сейчас назовут лишь несколько процентов жителей страны, изменения всё равно гигантские. В 1990 году, когда Алексий II был избран на высший церковный пост, многие даже не представляли, что такое десять заповедей, а выражение «знать, как Отче наш» воспринималось как непонятно откуда взявшееся.

В последние годы РПЦ часто обвиняют в том, что она всё активнее занимается бизнесом. Но, во-первых, православная церковь, согласно существующему законодательству – это огромный хозяйствующий субъект, и его надо содержать в порядке. И не как-то, а как следует. К тому же при Алексии II хозяйство это значительно увеличилось. По данным «Известий», в 1987 году во всей России было зарегистрировано 6 800 приходов, а сегодня уже 27 300. Тогда по стране насчитывалось 19 монастырей, сейчас - 716. И во многих случаях речь идет не только о религиозных сооружениях, но и об объектах русской истории и культуры.

Хозяйственную деятельность и возвращение части церковных ценностей удалось организовать без впадения в зависимость от государства. Более того, нынешняя власть извинилась за действия своей советской предшественницы, что для новейшей истории страны случай довольно редкий. Что касается занятия бизнесом – то его в целом удалось вполне удержать в церковных рамках. Да и отчитаться есть чем: помимо множества восстановленных и вновь построенных храмов, РПЦ развернула довольно серьёзную социальную деятельность с бездомными, семьями, «трудными» детьми, больными, осужденными.

Православие стало и культурным явлением последнего времени. Взять хотя бы не так давно вышедший фильм Павла Лунгина «Остров». Или довольно необычную для России серию концертов «Рок – к небу», которая состоялась по благословению Алексия II. На них выяснилось, что музыка Кинчева, Бутусова, Шевчука и других рокеров очень хорошо сочетается с церковной проповедью.

Несмотря на сложности, которые возникали в общении РПЦ с другими религиозными организациями, особенно с Римско-католической церковью, неразрешимых проблем не возникало ни с кем. Неслучайно глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер заявил, что «заслуги Святейшего Патриарха в деле возвращения людей к вере и сближении христиан бесконечно велики», добавив, что со смертью Алексия II закончилась целая эпоха в истории церкви. А апостольский нунций в Москве Антонио Меннини после известия о смерти патриарха совершил в своей домовой часовне заупокойную службу (lenta.ru).

Показательны и последние награды, врученные Патриарху: за свою миротворческую деятельность (а он пытался установить мир и в 1993 году в конфликте Б.Н. Ельцина и Верховного Совета, в первой и последней грузино-осетинской войне, в конфликтах на Балканах, на Северном Кавказе, в Приднестровье, в войне между Арменией и Азербайджаном) Патриарх Московский и всея Руси был удостоен международной премии «Голубь мира». 4 июля 2006 года ему была вручена высшая награда мусульман Кавказа - орден Шейх-уль-ислам. Он также был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Конечно, одна из самых удавшихся его инициатив – это подписание Акта о каноническом общении, в результате которого исчезла пропасть, разделявшая с 1917 года Русскую православную церковь и Русскую православную церковь зарубежья.

Как отмечают многие, в патриаршество Алексия II церковь впервые оказалась в ситуации, когда над ней не было никакого внешнего давления: ни Византии, ни царской власти, ни ока ЦК КПСС. И тут Патриарх показал себя как хороший государственный деятель. В отличие от политиков, которым не удалось сохранить ни территориальной целостности страны, ни её материального, человеческого и духовного потенциала, церковные власти даже укрепили положение РПЦ, и не только на территории бывшего СССР. В то время как страна разваливалась под аккомпанемент митинговых побоищ, Алексий II запретил священникам участвовать в любой политической деятельности, сохранив тем самым двери открытыми для сторонников любых, даже самых крайних, политических убеждений. В стране осталась хотя бы одна реальность, в которой никому ничего не надо было доказывать, где ничто, кроме настоящей веры не имело значения.

Несмотря на обвинения в «сговоре» с властью при Алексии II, вряд ли эти разговоры можно считать обоснованными. Вот и совсем недавно Синод отказался поддержать Абхазскую и Осетинскую церкви, которые, следуя политическим реалиям, решили отделиться от Грузинской православной церкви. Не поддерживала РПЦ и отношения государства к своим гражданам и стране. И это вполне, без дипломатических иносказаний, отразилось в принятой пару лет назад социальной концепции церкви. И приглашение к миру противоборствующим политическим сторонам тоже вряд ли можно объяснить одобрением какой-то из них, ведь каждая вряд ли видела что-то за пределами собственных амбиций.

Государство в долгу не оставалось: так и не осуществилось предложение Патриарха о введении в школах предмета «Основы православной культуры». Кто-то решил, что это может кого-нибудь обидеть. Просто решил, без всякого изучения вопроса по существу. Забавно, зарплата в четыре тысячи никого не обижает, а такой школьный предмет обязательно обидит… Да и многие церковные ценности музеи по-прежнему продолжают считать своей собственностью, отказывая тому, кто их создал, тем, для кого эти вещи вовсе и не вещи никакие, а имеют настоящее значение, в любом праве, кроме как посмотреть на них вместе с каким-нибудь зевакой в бейсболке и шортах. И то, что составляет смысл русской культуры по-прежнему заперто в кунсткамере.

Скорее всего, традиция отношение к власти, сформировавшаяся при Алексии II, которая части сторонних наблюдателей  кажется верноподданнической, вполне согласуется со словами ап. Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против ​властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы ​поднебесной» (Еф.6,12). Им, как кажется, ушедший Патриарх и старался следовать.

Безусловно, бесспорным его достижением стало немалое количество простых человеческих воспоминаний. О том, как любил он сено косить, грибы собирать, что за столько лет не забыл эстонский язык и свободно говорил на нём, когда приезжал в Таллин. О том, как с людьми общался, как любил животных.

Дай Бог каждому.

Константин Шморага

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Ваше отношение к митингам оппозиции?














Loading...


Голосование

Ваше отношение к митингам оппозиции?














Календарь