Новости партнеров
Общество

Прозрение вместо коричневой слепоты. Свидетельства эстонских ветеранов-освободителей Великих Лук

19.01.2009 11:37|ПсковКомментариев: 6

Среди гостей Великих Лук, приехавших на торжества по случая 66-й годовщины освобождения города, особое место занимала делегация из Эстонии. Не только потому, что эта республика теперь является так называемым «дальним» зарубежьем и не только потому, что пригород Таллина, эстонский город Маарду стал недавно побратимом Великих Лук.

С особым чувством граждан Эстонии в лице руководителя делегации, председателя городского Собрания Маарду Лео Абрамовича Реппонена, председателя ветеранской организации 8-го Эстонского стрелкового корпуса Валентина Йоханесовича Виллемсоо, ветерана 8-го ЭСК Пауля Дмитриевича Хайдла, председателя совета ветеранов Маарду Владимира Ивановича Зайцева, Бориса Викторовича Крупнова встречали также потому, что четверо из них являлись ветеранами Великой Отечественной войны, а двое воевали в составе 8-го Эстонского стрелкового корпуса, освобождавшего в 1943 году Великие Луки, то есть являлись самыми дорогими и самыми непосредственными участниками праздника.

Все, с кем им удалось пообщаться за эти дни пребывания на великолукской земле, с большим вниманием слушали ветеранов, бережно ловили каждое их слово. Чего уж греха таить, благодаря СМИ и некоторым эстонским политикам в России имеются немалые опасения, что некогда единое боевое братство советских воинов дало в современной Прибалтике трещину, что для многих в Прибалтике ценности Великой Отечественной уже не так очевидны и что вопрос исторической памяти там рассматривается очень уж часто с коричневатым оттенком.

Вспомнить хотя бы историю с позорным судилищем над Героем Советского Союза эстонцем Арнольдом Константиновичем Мери. Многие великолучане писали письма и обращения в его поддержку, а городская газета «Великолукская правда Новости» переслала все эти слова понимания и поддержки на домашний адрес ветерана в Таллине. Более того. Арнольд Константинович через «Российскую газету» благодарил Великие Луки за слова признательности и пожелания стойкости в борьбе с современными последователями коричневых.

 

Кроме того, вызывает существенные опасения отношения эстонских властей к тем, кто воевал на стороне фашистов. Ветеранов СС уже прямо называют борцами за освобождение Эстонии. Хотя нетрудно себя представить, чем была бы Эстония в составе нацисткой Германии: рабской провинцией. Да и существовала бы сама Эстония? Впрочем, здравомыслящие эстонцы на гримасы отдельных своих политиков внимания обращают мало.

Не удивительно, что слова эстонских борцов с фашизмом в Великих Луках в День освобождения, в день закладки камня на месте установления будущей стелы в честь присвоения городу почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы» были очень ожидаемы и значимы. Они поистине давали надежду и зримо объясняли всем умеющим думать, что нечистоплотные политики политиками, а на уровне народной памяти ещё не всё потеряно и далеко не всё так однозначно, как можно подумать при виде телекадров с демонтажем Бронзового солдата или с картинкой марша эсэсовских недобитков.

Эстонские ветераны Советской (Красной) Армии однозначно гордятся своей жизнью, своей борьбой с фашизмом и не считают, что тем самым они предавали Эстонию. Наоборот, в единстве всех наций и народов и была та сила, которая позволила спасти человечество от коричневой чумы. Ветераны с возмущением отзывались о попытках иных псевдоисториков творцами победы во второй мировой войне называть американцев.

Они бережно хранят память о той великой войне и готовы нести о ней правду. Так, как, например, они сделали в школе № 12, где в музее имени Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского в присутствии начальника управления образования А. Шулаева, директора школы № 12 Е. Даньшовой, учителей, заведующей музеем Т. Смирновой, создателей клуба «Малая Родина» и совета музея состоялась очень теплая и дружеская беседа. Словно и нет между нами границ, словно и не пытаются нас всячески разделить некие беспородные ловкачи без совести и без национальностей.

Вот, в частности, что рассказал великолучанам Валентин Виллемсоо, который посещал мирные Великие Луки и в 1966 году, и в 1995-м, на 50-летие Великой Победы.

- Конечно, Великие Луки очень красивый город. Но я помню и другой город, я помню развалины, когда не было ни одного целого дома, когда мы не встречали гражданских людей, потому что их не было. Такие Великие Луки встретили воинов Эстонского корпуса в 1943 году. Я тогда, в те тридцать дней боев за город был солдатом-телефонистом 3-го батальона 27-го стрелкового полка 7-й Эстонской стрелковой дивизии.

Было время, когда нас в Таллине было около тысячи, а сейчас всего 91 человек остался. Одна треть из них только выходит из дома. А активно осуществляют ветеранскую работу где-то 15-20 человек. Всегда вспоминаю Великие Луки и его людей. Например, помню, как в 1995 году в почетном карауле стояли девушки. Я записал их имена – Ульяна Тимофеева, Мария Кривенкова. Интересно, где они сейчас, кто они?

Когда приедем обратно в Таллин, расскажу, как нас приняли и передам, что нас уважают тут по-прежнему. Как уважали при освобождении древнего старого города Великие Луки.

А вот обращение к школьникам и учителям Пауля Хайдла. Это как раз тот случай, когда даже мельчайшая подробность должна быть записана и донесена до как можно большего количества людей:

- Участники великой войны, дорогие учителя! События 1941-1945 годов являются школой для воспитания мужества и создания характера человека. Вы, конечно, видели, что такое война – телевизор, в частности, показывает, как американцы поехали воевать в Ирак. Все на машинах, сейчас всё делается на машинах.

А как началась у нас? Пешочком! Когда нас, призывников, мобилизовали в 1942-м из-под Торопца, Эстонский корпус прошел до Великих Лук тоже вот так 130 км. А что значит 130 км? Если проехать на машине, это два часа, даже меньше. Когда же мы из Торопца маршем двигались, сугробы были полтора метра, дорог вообще не было. И еще все то, что солдату положено, на плечах пришлось таскать.

Но и это не всё. Когда пришли уже и на подступах к городу наши офицеры посмотрели на карты и удивились: там написано название, а деревни нету – только трупы и руины. Куда пойти, чтобы заменить русские дивизии, ориентироваться было очень трудно. Хорошо, что люди пришли оттуда и сами нас нашли. 9 декабря  1942 года Эстонский корпус подошел сюда, к Великим Лукам.

13 числа началось общее наступление. На освобождение пошли два эстонские дивизии нашего корпуса 7-я и 249-я плюс приданные все части и две русских дивизии 257-я и 357-я. Первый день начала наступления, 13 декабря, очень походил на сегодняшний день: туман, метель, а тогда мокрый снег был и к концу дня пошел дождик. Вот так началось у меня война, настоящая фронтовая жизнь.

Когда мы наступали, разведка была немножко слабовата, и мы не знали, где противник находится, откуда именно стреляют, а с немцы с февраля 1942 года очень организовали свою систему обороны, она была очень сложная. Мы сразу наступали, хотели, хотели врага сразу схватить за горло, а не случилось. Враг был очень хорошо вооружен, и в первых же двух деревнях нас встретила круговая оборона. И, когда мы начали наступать на Торжанку, как раз с обеих сторон начали стрелять. Все легли, поближе к земле. Так началось 13-е число.

Кстати, вы меня извините, что я выделяю эстонские, русские дивизии – все были в тот период советские, нас всех называли Красная Армия. Две русские дивизии, которые наступали в западной стороне, имели успех, противник не ожидал оттуда наступления, а ожидал как раз оттуда, откуда мы наступали. Все эти моменты остаются нашему поколению в памяти до конца жизни.

Валентина в тех боях ранило легко, а я 31 декабря под Новый год получил серьезное ранение. Меня увезли на лошади в санбат и пришлось находиться в полевом госпитале. Уже, когда закончилось окружение немцев в Сталинграде, и с Ленинграда уже была снята блокада, я в феврале тоже вышел и снова в строй - в Эстонскую 7-ю дивизию.

Этот рассказ ветерана дети, да и не только дети, слушали, затаив дыхание. Фактически ветераны дважды проявляли свое мужество – в далеком 1943-м, когда сломали хребет фашистам в Великих Луках, и сейчас, когда не боялись честно говорить о своих боевых дорогах в составе частей и соединений единой Красной Армии. Понятно, что они не могли сказать вслух всё, что они думали и могли сказать, но они именно несли надежду.

Надежду на то, что коричневое ослепление ряда недалеких политиков преходяще. Это не фатально и не навсегда. Это ещё можно изменить и это есть, кому изменять и как. В частности, через наши дружеские контакты, через нашу народную дипломатию.

Лео Реппонен совершенно искренне приглашал в гости и искренне благодарил образование Великих Лук за большую работу по военно-патриотическому воспитанию. Также искренне и дружно школьники отвечали на вопрос «Поедем в Эстонию?» многоголосым «Да!».

Александр Шулаев подарил Лео книгу стихов своего отца-фронтовика о городе Великие Луки, о войне. Вот еще одна ниточка, связывающая нас через все безумия и границы. Ниточка живого человеческого слова. И это вселяло определенный оптимизм, несмотря на некоторые облачка, которые на мгновения появлялись на безоблачном небе.

Так, на вопрос о возможности выступления ветеранов перед школьниками Эстонии Лео Реппонен ответил, что в последние годы такие выступления нежелательны. Валентин Виллемсоо добавил с грустью о придании таким выступлениям политического значения, которое неизбежно при таком обществе, которое существует сейчас в Эстонии, стране Евросоюза и НАТО. Да, эстонские власти помогают финансово, дают средства организации 8-го Эстонского стрелкового корпуса, но политический подтекст чувствуется.

Владимир Иванович Зайцев был более конкретен: «Мы являемся для эстонских властей оккупантами со всеми вытекающими последствиями». Впрочем, и он подходил к вопросу оптимистично: «Но мы держимся и будем держаться. Цель у нас одна – будем развивать всевозможные связи с Россией и с вашим прекрасным городом».

Отличная цель и отличный взгляд на вещи! Не для того в едином строю русские, эстонцы и люди всех других национальностей некогда одолели фашизм, чтобы сейчас сдаваться перед гораздо меньшими бедами.

Андрей Канавщиков

Фото Татьяны Лапко

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 197 человек
Лента новостей