Новости партнеров
Общество

Обзор свежего номера газеты «Псковская губерния»: «Сегодня ночью снилась война, и я всё искал наш псковский старый дом…»

13.05.2009 09:18|ПсковКомментариев: 0

Обзор публикаций № 18 (439) газеты «Псковская губерния» от 13 мая 2009 г.

Свежий выпуск «Псковской губернии» открывает публицистическое эссе редактора газеты Льва Шлосберга (лицо, признанное Минюстом РФ иноагентом) «День жизни»:

«И если оказаться ТАМ, если представить, что тебе был уготован тот же путь, то дожить до 9 мая 1945 года было практически невозможно.

Больше всего у тебя было шансов стать неизвестным солдатом. Навсегда.

Вот почему люди плачут над могилой у Вечного Огня.

В этом Огне – миллионы жизней. В том числе – и твоя, одна-единственная.»

Тему Великой Отечественной войны продолжает репортаж Максима Андреева с места подъема танка Т-34 в Новосокольническом районе: «Смелый» вернулся». Неожиданный аспект события: подъем ушедшего на дно болота в декабре 1942 года танка выявил конфликт поисковых отрядов между собой: танк, как выяснилось, еще 7 лет назад обнаружили районные поисковики, а «достался» он в итоге фонду «Союз поисковых отрядов».

««А вы чего не помогаете?» - обратился один из аборигенов к группе людей в камуфляже. «А чего им помогать? Украли наш танк!» - отозвался один из мужчин. «Это как?..» - не удержался я, вмешавшись в чужой разговор. «А вот так! Его новосокольнический поисковый отряд нашел еще семь лет назад!» - раздраженно ответил поисковик.»

Газета продолжает публикации о Юрии Павловиче Спегальском. На этот раз читателям представлены отрывки из писем Юрия Павловича супруге, Ольге Константиновне Аршакуни, и другу детства, Юрию Ильичу Бродскому. Публикация, озаглавленная «Сны Юрия Павловича», подготовлена директором мемориального музея-квартиры Юрия Спегальского в Пскове Марией Кузьменко. Послесловие написала председатель Псковского областного отделения ВООПИиК Ирина Голубева. Часть писем публикуется впервые. Впервые же публикуется карандашный портрет Юрия Спегальского руки Ольги Аршакуни, созданный в 1944 году в только что освобожденном Пскове.

«Сегодня ночью снилась война, и я всё искал наш псковский старый дом. [ 5 ] Всегда во сне, если я вижу войну, я ищу его, и если найду – успокаиваюсь, мне кажется, что в нашем доме со мной не может случиться ничего худого.

Сегодня ночью я был очень огорчён, когда понял, что я не найду дома, так как нахожусь не в Пскове. Кончилось тем, что я нашёл какую-то каменную постройку, не видную над землёй, но глубоко уходящую в землю, и по формам и технике постройки – явно принадлежавшую XVI веку и притом сложенную псковскими каменщиками.

По лестнице, перекрытой ступенчатыми сводами, я спустился глубоко под землю, где были залы, перекрытые сводами, типичными для Пскова XVI века. Всё это смягчило мое огорчение от того, что я не нашёл наш дом…»

7 мая Псков с ознакомительным визитом посетил новый посол Латвии в России Эдгарс Скуя . Э. Скуя встретился с губернатором Псковской области Андреем Турчаком, главой города Пскова Иваном Цецерским, президентом Торгово-промышленной палаты Владимиром Зубовым, а также заместителем председателя Псковского областного Собрания депутатов Леонидом Кострицей. Днём 7 мая, по завершении программы официального визита, Эдвардс Скуя дал «Псковской губернии» эксклюзивное интервью, озаглавленное редакцией «Аргументы и факты Эдгарса Скуя»:

«- Задам Вам больной вопрос. Существует ли возможность некого общественного консенсуса, в том числе в Латвии, по событиям Второй мировой войны, я имею в виду всю ситуацию, начиная с 1940-го года и заканчивая 1945-м годом и его политическими последствиями. Если консенсус возможен, то как Вы его видите?

- До сих пор у нас в обществе столько много эмоций по этой трагической истории, что консенсус здесь возможен только в каких-то общих принципах: что это была общая трагедия, что это было столкновение двух тоталитарных систем, что это принесло много вреда в целом. Что трагическое поражение потерпели тогда и государства, и конкретные люди, и общество в целом. А общей политической оценки, может быть, и не надо сейчас делать. Ситуация показывает, что, может быть, не надо эти темы выносить на большую публичную дискуссию, потому что у каждого человека – и здесь, в России, и в Латвии – есть своя трагедия, которую он помнит, его семья помнит, и поднимать это на эмоциональном уровне, наверно, вряд ли нужно.

В России и в Латвии, есть очень профессиональные историки. Я думаю, что они могут дать свою экспертную оценку этим событиям. Кстати, один из последних проектов, над которым работают сейчас наши историки, это собрание документов о ХХ веке. Они хотят создать сборник документов, в котором найдут отражение конкретные факты, основные факты за весь период ХХ века.

Мы стараемся, во-первых, содействовать этой работе историков. Во-вторых, мы стараемся не поднимать эти вопросы на риторическом уровне и даже не давать политическую оценку тем историческим событиям, потому что политическая оценка может быть субъективна и уйти от исторических фактов».

В художественной галерее на ул. Герцена, 6, в Пскове открыта выставка художника Дмитрия Сергеевича Кондратьева (1928–2008), выходца из крестьянской семьи. Д. Кондратьев успел в семнадцать своих лет повоевать в 1945 г. с Японией. После войны окончил в 1961 г. Казанское художественное училище, в 1973 г. – Московский полиграфический институт. Творческая судьба его раскрылась в Новгороде, где художник провёл вторую половину жизни. Искусствовед Юлий Селиверстов представляет читателям свое исследование творчества Кондратьева: «Дощатые крылья. Художник Дмитрий Кондратьев расширил пространство человеческого полёта».

«Неприметно разместившаяся в галерее на ул. Герцена, 6, в Пскове выставка раскрывает Д. С. Кондратьева как художника столь хорошего и большого, что даже удивительно. При всём многообразии его вовлечённости в мировой контекст, он самобытен. Это объясняется его следованием не по пути внешнего механического заимствования чужих открытий и достижений, а через внутреннее, самостоятельное проживание той «объективной» сверхмировой формы, которая, в рамках единой эпохи, открывает себя разным, не зависящим друг от друга, художникам.»

Традиционная публикация Елены Черепицкой в проекте «Дети» озаглавлена «Патриотическое воспитание».

«В пику заголовку сразу оговорюсь, что я не стремлюсь воспитать детей ярыми патриотами. Мне бы хотелось от них другого – осмысленного отношения к прошлому и настоящему своей страны и даже больше – человечества. Но разве это просто? И в собственной-то взрослой голове больше вопросов, чем ответов. А уж когда каверзные исторические вопросы задают дети…

Вот День Победы. Большинство национальных календарных праздников мы в общепринятом смысле не празднуем. Но этот день – важный. Потому, что он напоминает о самой кровавой и жестокой бойне в истории человечества. Потому что ценность мира только тогда велика, когда помнишь о войне и искренне радуешься жизни без нее. Так я верю сама и так говорю детям. Но мальчики, похоже, пацифистами не рождаются. Взять хотя бы прошлогодний семейный инцидент, больно царапнувший меня за сердце...»

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 114 человек
Лента новостей