Новости партнеров
Общество

Любовь Козмина: Переименовывать поселок и просто выбрасывать имя Пушкина недостойно

11.06.2009 11:03|ПсковКомментариев: 41
Пушкинские Горы. Вид сверху на Старую площадь

5 и 6 июня в Пушкинских Горах и Пскове в 43-й раз прошел Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. Люди, объединенные любовью к великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, отметили 210-ю годовщину со дня его рождения. Так уж получилось, что именно в эти дни, спустя многие годы, вновь был поднят вопрос по поводу перспектив переименования поселка Пушкинские Горы, точнее возвращения этому месту исторического названия - Святые Горы.

Святые Горы стали широко известны после основания на одном из холмов Святогорского Успенского монастыря. Впервые это место, где пастуху Тимофею было явление чудотворной иконы Одигитрии Божией Матери, было упомянуто в Псковской летописи в 1566 году. До явления чудес Святые Горы назывались Синичьими.

С появлением же Святогорской обители за местом, где располагался монастырь, постепенно закрепилось новое название - Святые Горы. Это название официально использовалось до середины 19 века, в том числе и на дорожных картах.

Кроме того, с XVI века упоминается слобода Тоболенец (по наименованию озера) при Святогорском монастыре. В XIX веке слобода Тоболенец - скромный волостной центр со своим правлением, пожарной дружиной, небольшой больницей, богадельней и читальней. Кроме Святогорского монастыря существовали три церкви и две часовни.

25 мая 1925 года было принято специальное постановление ВЦИК: «Переименовать село Тоболенец, центр Пушкинской волости Псковской губернии, в село Пушкинские Горы».

И вот спустя десятилетия начались разговоры о том, чтобы вновь вернуть поселку историческое название - Святые Горы. Начиная с конца 80-х, эта тема поднималась не раз. Реакция общественности на очередной возврат к вопросу оказалась неоднозначной. В большинстве своем люди противятся возможному переименованию поселка и хотели бы, чтобы он продолжал существовать с тем названием, которое получил в 1925 году - Пушкинские Горы. Есть также мнение, что поднимать вопрос о переименовании сейчас не время. К приверженцам такой точки зрения относится хранитель музея-усадьбы Ганнибалов «Петровское», кандидат филологических наук Любовь Козмина.

Вопрос о переименовании Пушкинских Гор очень сложный, и на самом-то деле поднимался он не раз, особенно в постперестроечное время. Я помню, когда Семен Степанович Гейченко сложил с себя полномочия директора музея-заповедника «Михайловское» в 1988 году, и директором заповедника стал Владимир Бозырев, вся молодежь стала подниматься за то, чтобы Успенский собор Святогорского монастыря передать Епархии. Для многих это было неожиданно, потому что борьба за это не была открытой.

Римма Валентиновна Бурченкова (ныне глава Пушкиногорского района – ред.) тогда стала церковным старостой и всячески инициировала это, собирала подписи. Многие музейщики поняли - грядут перемены. Я помню, было совещание, на котором совершенно растерянный Владимир Семенович Бозырев буквально каждого сотрудника музея лично спрашивал об отношении к передаче Успенского собора Епархии.

Стоит отметить, что изначально для Святогорского монастыря стало спасением, что он оказался в руках музея, - он был отреставрирован после Великой Отечественной войны, Семен Степанович очень много собрал предметов, которые были растащены и уничтожены во время революции, Гражданской войны и в период трехлетней оккупации Пушкинских Гор немцами. Когда встал вопрос, чтобы передать Успенский Собор Епархии, а братский корпус оставить у музея, я выразила свою точку зрения: если отдавать, то отдавать надо все. Потому что, как говорят, если ступил одной ногой, то вскоре попросят, чтобы туда встала и другая нога. Иными словами, отдав Епархии собор, следовало бы ожидать, что братский корпус впоследствии тоже отойдет к братии. Так и вышло: в результате музей сделали в 1992 году в братском корпусе, но просуществовал он очень незначительное время – может быть, месяц или два, так как за братский корпус началась тяжба. К счастью, к этому времени уже открывался Научно-культурный центр, и братский корпус был отдан Епархии.

По словам главы Пушкиногорского района Риммы Бурченковой, инициатива о переименовании Пушкинский Гор исходит как бы от монастыря. Но я прекрасно знаю, кто на самом деле этот вопрос будирует. Это исходит из Пушкинского музея-заповедника. Имена называть не хочу, но могу сказать, что настоятель Святогорского монастыря Макарий все-таки «вторичен». Поэтому советник губернатора Псковской области по культуре Игорь Гаврюшкин, интересуясь на Пушкинском празднике поэзии мнением знаменитостей о возвращении поселку исторического названия, озвучил не желание Макария, а многих тех, кто считает Пушкина рабом Божьим и вовсе не Богом посланным поэтом.

Вопрос о переименовании Пушкинских Гор не поднимался с 1990 года - с тех пор, как Семен Степанович Гейченко в своей статье «Вранье о Пушкинском заповеднике», опубликованной в газете «Пушкинский край», отвечая недобросовестному журналисту «Московского церковного вестника» Ольге Петровской, писал: «Я никогда не разглагольствовал по поводу возвращения поселку (а не городу) Пушкинские Горы исторического названия «Святые Горы». Я за то, чтобы к старому названию «Святые Горы» было добавлено «Пушкинские» и поселку было бы присвоено официальное название «Святые Пушкинские Горы».

И после этого ответа тема переименования поселка не будоражилась. То есть молчали почти 20 лет, с 1990 до 2009 года. И вдруг, вот сейчас!

Пушкинский заповедник, Пушкинские Горы - намоленное место, это жемчужина. Испытываешь гордость за то, что мы храним это место не только для российской, но и для мировой культуры. Здесь находится Святогорский монастырь, где Пушкин во время захоронения своей матери купил себе место для будущей могилы. Сюда приезжали многие деятели культуры 20 века, словом своим намаливая это место. Как истинные носители культуры, они понимали, что произошла историческая прогрессия, поэтому два понятия «Святые» и «Пушкинские» Горы стали едиными.

Переименовывать поселок и просто выбрасывать имя Пушкина недостойно. Кстати, я согласна с мнением артиста Игоря Скляра - человека, выросшего в среде культуры, - что правильнее было бы назвать поселок «Святые Пушкинские Горы» или «Пушкинское Святогорье». Ведь неслучайно и Гейченко употреблял такое понятие.

Я не хотела бы, чтобы сейчас это принимало уродливые формы. Прежде чем будоражить общественность и впрыскивать что-то, нужно изучить ситуацию. И уж если говорит советник губернатора по культуре, что существует инициатива вернуть Пушкинским Горам историческое имя, тогда нужно было бы сказать, кто эту инициативу выдвигает. И этот инициатор тоже должен сказать свою позицию четко. Нельзя так огульно относиться к тому, что мы имеем. Мы видим, что сейчас приоритеты изменились - верх берет материальное. Но это все временно. Жив-то человек не только хлебом единым. Поэтому я и восприняла с такой болью возвращение к теме о переименовании Пушкинских Гор.

Не надо сейчас переименовывать поселок! Я всегда и во всем выступаю за золотую середину. Это дает возможность хоть как-то спасти от рьяности желаний и позиции «только так, и больше никак». Разрушить то, что есть, легко. Но я не вижу надобности в этом. Как бы там ни было, как бы ни хотелось Святогорскому монастырю (если именно он это инициирует и нашел поддержку у советника по культуре), монастырь без Пушкина будет просто Святогорским монастырем. Люди должны осознать – то, что там находится святая могила Пушкина, им послал сам Бог. Именно туда, на могилу поэта, идет паломничество, и заблудшие души в поиске какого-то чистого источника все равно придут в Михайловское и в Святогорский монастырь поклониться могиле поэта.

Поэтому, конечно же, сейчас не стоит будоражить общественность. Тем более не нужно ничего делать насильственно. Ведь всем известно, что нормальные люди противятся, когда их заставляют. Нужно к этому прийти естественным путем: тем, кто в этом заинтересован, нужно много работать, быть самим носителями культуры и совершенствовать себя настолько, чтобы стать понятным не силой, а разумом. Пока этого нет.

И уж, конечно, вопрос переименования Пушкинских Гор – это в первую очередь не финансовый вопрос, как говорила Римма Бурченкова, а вопрос нравственный. Благосостояние народа наступит тогда, когда он станет духовно богаче. Но станем ли мы духовно богаче, вот так просто выплескивая выразителя духа русского? А Пушкин - действительно выразитель русского духа, - по-настоящему национальный поэт. Он вышел из Михайловского пророком, перерожденным человеком. Мы перед смертью равны, но остается кто-то такой, кто формирует эпоху. И это Пушкин. Мы ведь при всей значимости этих людей не говорим «эпоха Дельвига», «эпоха Жуковского», «эпоха Достоевского» или Толстого. А говорим «эпоха Пушкина», «Пушкинская эпоха». И нужно гордиться тем, что ты к этому в какой-то степени сопричастен. Поэтому не надо разбрасываться Пушкиным и нельзя делать никакой подмены – можно все растерять.

Надеюсь на благоразумие губернатора Псковской области, который остудит голову своему советнику. Народ ведь всегда надеялся на царя-батюшку. Андрей Турчак, конечно, не царь, но, как губернатор ответственен за все происходящее в регионе. К тому же он взял под свое крыло развитие культуры Псковщины. Надеюсь, он сумеет прислушаться к здравым мыслям, выслушав все мнения, и выработает свою твердую позицию.

Любовь Козмина, хранитель музея-усадьбы «Петровское», кандидат филологических наук

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 179 человек
Лента новостей