Сегодня: Суббота, 16 Декабря    18+

www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

слушать online смотреть online
Топ-3 зимней обуви «Псковские Коммунальные Системы» получили Благодарность от замминистра энергетики РФ Что купить к Новому году и где отметить - 2018 идей Европа Плюс бьет рекорды Доверие клиентов TeleTrade Лучшая интерьерная печать в Пскове



Полет в бессмертие палубного летчика России №1

17.07.2010 12:29 ПЛН, Остров

Сегодня в Острове отмечают День создания морской авиации. Днем ее рождения считается 17 июля 1916 года. В этот субботний день у мемориала на месте гибели легендарного летчика Тимура Апакидзе состоится митинг, в котором примут участие служащие гарнизона «Веретье», представители муниципальных властей, горожане. На месте гибели морского летчика отслужена панихида.

Псков

Семнадцатого июля исполнится девять лет со дня гибели палубного летчика номер один, Героя России, генерал-майора Тимура Апакидзе. Этот день во всех красках запечатлелся в памяти. Я стоял посередине взлетного полотна на аэродроме Веретье, когда Тимур Автандилович после выполнения фигур высшего пилотажа повел свою боевую машину на посадку. В какое-то мгновение показалось, что самолет падает. Это ощущение не было случайным, жаркий июльский день с самого утра пропитала необъяснимая тревога. И она оказалась не напрасной, за высокими деревьями взметнулось ввысь черное облако. Тысячи зрителей, присутствовавших на празднике в честь 85-летнего юбилея морской авиации, ужаснулись. Женщины плакали, своих слез не скрывали даже бывавшие в разных переделках авиаторы. Генерал погиб на островской земле, земле, где он 26 лет тому назад начинал служить в звании лейтенанта.

В этом году ему исполнилось бы всего 56 лет. Тимур родился в солнечном Тбилиси, но все детские и юношеские годы провел в Ленинграде. Именно в Северной Пальмире и заболел морем. Поэтому, окончив восьмилетку, поступил в Нахимовское училище. После которого прямой путь лежал в высшее военно-морское училище. Однако его уже захватили  две страсти: море и небо. Нахимовец желал их совместить. Семнадцатилетний паренек проявляет характер и отправляет письмо на имя главнокомандующего ВМФ СССР, Адмирала Флота Сергея Горшкова, в нем уверяет, что после окончания  учебного заведения вернется на флот. Его послание не затерялось. На письме главком начертал « отправить в Ейское летное училище. Адмирал С.Г.Горшков».  Это письмо в доме Апакидзе берегли как самую дорогую реликвию.

Время учебы пролетает незаметно и вот уже лейтенант-инженер ждет распределения. В этот период как раз начинается возрождение морской штурмовой авиации. Необходимость ее создания диктовалась появлением у потенциального противника быстроходных катеров, способных осложнить жизнь нашему флоту и преподнести неприятные сюрпризы на рубежах страны. В мае 1975 года в Острове сформирован первый полк штурмовой авиации. А в октябре того же года туда прибыл выпускник Ейского летного училища. В новообразованном подразделении проявился незаурядный талант вчерашнего курсанта. Он за короткое время в совершенстве овладел истребителем-бомбардировщиком СУ-17 м. Апакидзе только в первый год службы находится в воздухе более ста часов, для летчика-штурмовика – это достаточно много.

В Острове начинается и его карьерный рост. Буквально через год он уже возглавляет разведку полка, через три года назначается заместителем командира авиаэскадрильи, а вскоре и комэском. Тимур летает и днем и ночью, достигнув за достаточно малый промежуток времени уровня авиатора с солидным стажем. Это не остается не замеченным, растут звание и классность. Он уже летчик первого класса, капитан.  

Псков                 

После пяти лет службы в Острове высококлассного специалиста направляют в Чкаловск (Калининградская область). Именно там, в 1982 году на его долю выпадает серьезное испытание. При наборе высоты в двигателе СУ-17м послышался глухой удар, а затем началась тряска. В кабине почувствовали запах гари, двигатель мог взорваться в любое мгновение. Командир остановил сердце корабля. В подобной ситуации единственный выход – катапультироваться. Но внизу мелькали жилые кварталы Калининграда. Апакидзе сделал все возможное и невозможное, чтобы посадить самолет. А значит, сумел спасти жизни не только членов экипажа, но и сотен горожан. За этот подвиг он получил свою первую награду, медаль « За боевые заслуги «.

На одном месте он долго не засиживается, после окончания академии встает во главе полка Центра корабельной авиации в городе Саки, там и получает свой первый орден « За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 111 степени.

Июльским днем 1991 года солнце палило нещадно, как и в день гибели Тимура Автандиловича. Он вспоминал, что ему предстояло выполнить простой пилотаж. Но при вираже с креном в 45 градусов у самолета появилось необъяснимое скольжение, машину потащило в сторону. Буквально через секунду некая сила бросила ее « на спину». После чего самолет вошел в перевернутый штопор.

- Похоже, отказало управление,- решил пилот.

С опозданием, этот вывод подтвердил и речевой информатор. Технику уже было не спасти, Апакидзе привел в действие катапульту. Когда над его головой раскрылся парашют, рядом пролетел пикирующий самолет.

- Я едва уклонился от взметнувшегося над землей столба пламени,- вспоминал морской летчик.

Международный Фонд авиационной безопасности удостоил опытного авиатора диплома « За героизм, мужество и находчивость».

Осенью того же года он вновь рисковал жизнью. 26 сентября Тимур Апакидзе первым из советских, российских летчиков посадил истребитель СУ-27к на авиакрейсер « Тбилиси «, навсегда став палубным летчиком №1.

В начале девяностых для армии, как и для всего народа Великой некогда страны, начались тяжелые времена. Президенты создаваемых на руинах Советского Союза государств занялись дележкой территорий, армии. В тот период в Ялте Ельцин с Кравчуком делили Черноморский флот. Полковник Апакидзе, обратившись к товарищам, сказал: » Птицы летят в Россию и нам пора собираться». Он возглавил авиагруппу, улетевшую на север, навстречу с авианосцем « Адмирал Кузнецов».

Развал в стране продолжался.

-Если к осени не посадите на палубу «Кузнецова» эскадрилью, авианосец порежут,- заявил командиру полка один из высоких флотских начальников.

-Посадим,- прозвучало в ответ.

 Тимур Автандилович привык сдерживать данное обещание. На палубу флагмана Российского Флота в положенный срок «приземлились» первые десять летчиков-североморцев. Авианосец был спасен. По воспоминаниям сослуживцев, Апакидзе отличался железной волей и фанатическим упорством. Человек с такими качествами удобен не для всех. Поэтому в его жизни белые полосы нередко сменялись длительными черными. Но он не падал духом. 

Псков

В 1995-1996 годах « Адмирал Кузнецов» совершит первый океанский поход с заходом в Средиземное море. К той поре палубный летчик №1 уже командир дивизии. Во время похода он на СУ-27к сел на палубу авианосца « Америка». Американские супер-летчики «постеснялись» посадить свои машины на российский авианосец. А все дело в том, что это более сложная операция, так как посадочная полоса « Кузнецова» короче, чем у «Америки». А, следовательно, нужно обладать большим мастерством для выполнения соответствующего маневра.

За мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новой техники, в том числе и палубного истребителя СУ-33, полковник Апакидзе 17 августа 1995 года получил звание Героя Российской Федерации. В октябре 1999 года впервые в истории палубной авиации легендарный пилот в ночных условиях Заполярья посадил на авианосец грозную машину СУ-33. За достаточно малый промежуток времени он подготовил целую плеяду морских авиаторов. Пятеро из них стали Героями России.

Уже в ранге заместителя командующего морской авиацией ВМФ России Апакидзе сделал все для развития единственного в стране Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации, который находился в Острове. В начале 21 века генерал-майор часто посещал это важнейшее подразделение в структуре авиации ВМФ. И 17 июля 2001 года, в 85-ю годовщину  морской авиации, он самостоятельно решил продемонстрировать возможности современной российской техники. Ему не хватило всего 1,5 секунды, чтобы выйти из не простой ситуации. Ценой собственной жизни палубный летчик номер один спас жизни сотен людей. На месте падения его самолета установлены памятные знаки, к ним не зарастает тропа. Одна из улиц Острова, по которой он ходил, еще будучи лейтенантом, а затем уже в качестве заместителя командующего, переименована в его честь. Люди не забывают тех, кто подарил им возможность наслаждаться жизнью. Прерванный полет навсегда отпечатался в их сознании, как и имя Тимура Апакидзе.

 Александр Федоров                                                           

Источник: Псковская Лента Новостей





 

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Loading...


Голосование

Владимир Путин провел большую ежегодную пресс-конференцию. Получили ли вы ответы на волнующие вас вопросы?












Календарь

«« 2017 г.
«« декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31