Новости партнеров
Общество

Кто должен мыть окно в подъезде?

16.12.2010 16:55|ПсковКомментариев: 15
Если основной и главной целью реформы ЖКХ было переложить ответственность - вместе со всеми расходами - по содержанию жилья на его собственников, то можно констатировать: реформа удалась.

Этот банальный, в общем-то, вывод все отчетливей и отчетливей вырисовывался по мере того, как в псковском Роспотребнадзоре продолжалось заседание общественного совета с участием представителей управляющих компаний и муниципальных органов власти. Хотя речь там в основном шла о возрастающей с каждым годом лавине жалоб на качество жилищно-коммунальных услуг. Лавине, в которой сотрудники псковского Роспотребнадзора, по их собственным словам, уже в самом скором времени рискуют утонуть.

Стремительный рост тарифов, необходимость замены электросчетчиков, чрезмерно высокая плата за техобслуживание, отвратительная уборка лестничных клеток, еле теплая "горячая" вода - это лишь малый перечень проблем, с которыми обращаются псковичи в контролирующие органы. При этом сотрудники псковского Роспотребнадзора констатировали весьма низкую осведомленность граждан о своих правах и обязанностях. Например, порой оказывалось, что податель той или иной жалобы не знает даже названия управляющей компании, которая обслуживает его дом.

Впрочем, немалая часть вины здесь лежит и на самих управляющих компаниях. Как известно, у каждого собственника, в свое время приватизировавшего свою квартиру, должен быть экземпляр договора с организацией, обслуживающей его дом. Вот ради интереса возьмите его сейчас в руки и откройте на странице, где указан перечень услуг.

Графа «уборка лестничных клеток» присутствует? Очень хорошо. А там указано, с какой периодичностью она должна производиться, каким способом («сухим» или «влажным»), входит ли в обязанности уборщицы мытье подъездных окон? Думаю, что столь подробной информации вы в своем договоре с УК не найдете. И от этого также рождается множество взаимных недопониманий, а то и конфликтов.

Причем, по словам сотрудников псковского Роспотребнадзора, управляющие компании, в полной мере не информирующие потребителей о себе и своих услугах, таким образом откровенно нарушают закон. Потому что он, закон, требует, чтобы в подъездах или, как минимум, в пределах придомового земельного участка стояли (висели) информационные стенды (доски объявлений), где были бы указаны наименование и место нахождения той или иной УК, режим работы, ФИО руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, а также размеры тарифов на коммунальные услуги.

А с недавнего времени управляющие компании и вовсе обязаны раскрывать «неограниченному кругу лиц» даже такую информацию как основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, включая годовую бухгалтерскую отчетность. Причем делать это они должны уже не на подъездной доске объявлений, а - либо на своем сайте или сайте органов власти, либо через официальные СМИ.

Впрочем, о недостатках в работе управляющих компаний можно говорить и писать долго и много. Гораздо интереснее было послушать, что их представители могут сказать в ответ. Так как возможность публично поделиться своими проблемами им выпадает, согласитесь, гораздо реже, чем тем, чье жилье они обслуживают.

Так вот, дорогие граждане. Если говорить без обиняков, то руководители УК «заколебались» в своих попытках увидеть вас на общедомовых собраниях. В конце концов, вам такие встречи нужны больше, чем им. Хотя бы для того, чтобы высказать в лицо руководству управляющей компании свои претензии и пожелания. И, кстати говоря, инициировать такие собрания должны именно собственники жилья.

Впрочем, это не самая актуальная проблема наших УК. Гораздо больше их волнует то, что с нового года им придется платить больше налогов, а также появятся другие дополнительные расходы, которые не заложены в тарифе. Возьмем ту же необходимость раскрывать подробную информацию о себе через сайт или официальные СМИ. Для начала сайт надо создать, что требует денег. Затем его нужно поддерживать, что тоже требует денег и даже отдельной ставки в штатном расписании. Да и официальные СМИ не будут публиковать такую информацию бесплатно.

Или такой момент. По словам одного из участников встречи, сейчас в России активно продвигается идея создания в сфере ЖКХ саморегулируемых организаций. Причем не на принципе добровольности, а - в обязательном порядке, как это не так давно было сделано в строительной отрасли.

Реальные плюсы от такого новшества довольно сомнительны, а вот о минусах уже можно сказать: прежде всего, вступление в СРО обойдется той или иной управляющей компании в кругленькую сумму и непременно повлечет дальнейшее повышение тарифов.

Ну да что говорить о будущем, уважаемые собственники, если проблем - и серьезных! - у нас с вами полно и в настоящем. Как известно, принятый несколько лет назад Жилищный кодекс гласит, что теперь расходы на капитальный ремонт многоквартирных домов - целиком и полностью наши с вами обязанность и финансовое бремя. И требовать, чтобы управляющая компания капитально отремонтировала коммуникации или подвал - бессмысленно и бесполезно.

- А жители все еще не могут понять и поверить, что средства, которые они перечисляют нам по квитанции - это только на текущий ремонт и содержание, и то их еле-еле хватает, - посетовала представительница одной из псковских УК. - Тогда как на нашей территории почти все дома в той или иной мере требуют капремонта. К примеру, есть у нас дом, где крыша течет. Но жильцы, услышав, что на ее капитальный ремонт необходимо около миллиона рублей, и что этот миллион нужно собрать им самим, только развернулись и ушли, посылая проклятия в наш адрес.

Не, есть еще такая замечательная штука как федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ. И на его средства в Пскове уже отремонтирован не один десяток домов. Вот только Фонд закончит свою работу совсем скоро - не через год, так через два. И на то, чтобы привести в порядок все многоквартирные дома, которые того требуют, денег Фонда однозначно не хватит.

- Государству, когда оно только объявило о грядущей приватизации жилья, нужно было тогда же заняться капитальным ремонтом домов, и только после этого передавать отремонтированное жилье в собственность жильцов, - заметила та же участница встречи. - Но этого сделано не было, и отсюда растут все наши сегодняшние проблемы.

Лучше, пожалуй, и не скажешь. Но и легче от того, что «корень зла» обозначен, не становится. Потому что по-прежнему непонятно,где тем соседям по подъезду взять лишний миллион, чтобы капитально отремонтировать свою текущую крышу.

Анастасия Смирнова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 186 человек
Лента новостей