Новости партнеров
Общество

Ирина Витковская: Если умеешь управлять ребенком, сможешь управлять любым коллективом

25.04.2011 16:36|ПсковКомментариев: 24

В Пскове на факультете образовательных технологий Псковского педагогического университета имени С.М.Кирова прошли «Четвертые Лозинские чтения», иначе говоря, международная научно-методическая конференция на тему  «Компетентностный подход в поликультурном образовательном пространстве».

О том, чем для факультета стало это масштабное научное событие, корреспондент Псковской Ленты Новостей Александр Донецкий побеседовал с деканом факультета образовательных технологий, кандидатом педагогических наук, доцентом Ириной Витковской.

Псков

- Ирина Михайловна, расскажите, буквально в двух словах, о той научной конференции, которая прошла на вашем факультете.

- Конференция «Лозинские чтения», уже четвертые по счету. Конференция - традиционная для нашего университета, мы проводим ее один раз в два года. Впервые чтения прошли в 2005-м году. И уже три наших конференции были посвящены проблемам, если выражаться педагогическим языком, «компетентностного подхода». Но в этом году, в отличие от прежних, мы расширили фактор международного участия. Вообще конференция и изначально задумывалась как международный проект. Но сегодня особенно. Не случайно мы назвали нынешнюю конференцию «Компетентностный        подход в поликультурном образовательном пространстве».

- Почему?

- Потому что наш университет активно развивает международные связи, и у нас много сейчас заключено договоров с различными странами. Когда-то факультет образовательных технологий назывался факультетом начальных классов. Но потом, когда мы вошли в Болонский процесс, то стали готовить специалистов и для дошкольных образовательных учреждений, и практических психологов для сферы образования. Факультет вырос за рамки только начального образования. Мы стали факультетом образовательных технологий. Ну, а конференция собирает всю педагогическую общественность. И мы этому очень рады. Ведь у нас на самом деле мало педагогических конференций, которые проходили бы на территории Псковской области.

- Кто участвует?

- И ученые, и магистранты, и аспиранты. И на нашем факультете магистранты первый год обучаются.

- Не могли бы вы объяснить для профанов, что это значит?

- Мы сейчас работаем по двум образовательным ступеням - бакалавр и магистратура. Бакалавриат - четыре года, магистратура - два. Но поскольку бакалавров впервые мы начали набирать только три года назад, то пока у нас еще не было ни одного выпуска бакалавров. Первые три курса - бакалавры, а четвертый и пятый - специалисты, и для них магистратура не обязательна. Но специалисты могут при желании поступить в магистратуру. И такую возможность мы им предоставляем.

- Это и есть пресловутый Болонский процесс?

- Да, это он и есть. Переход от системы подготовки специалистов к подготовке бакалавров и магистров наук. Пока они учатся они магистранты, но они тоже пишут диссертацию, то есть немножко повыше специалистов, но еще, конечно, не аспиранты. Наши научные работники участвуют в ученых советах других университетов, и наши выпускники имеют возможность защищать аспирантские диссертации в ученых советах других городов. В Санкт-Петербурге, в Москве защищаются, в зависимости от того, где предоставляется такая возможность.

- Что касается этой конференции, сколько всего в ней участвует ученых?

- 133 заявили о своем участии. Очень широкая география. Естественно, много было участников из Пскова, причем практиков. Это и учителя, и воспитатели детских садов, работники высшей школы, работники дополнительного образования. К нам приехали ученые из Москвы, Петербурга, Новгорода, Самары, Волгограда. Были участники из Чечни, из Карелии. Из Эстонии, Латвии, Белоруссии и Казахстана. И даже приехали педагоги из дальнего зарубежья - из Канады, из Чехии, из Словакии и из Финляндии.

- Финансирование федеральное?

- Нет. Можно сказать, самоокупаемость. Сами участники платили и за публикации, и приехали в Псков и жили за свой счет, либо за счет своих вузов. Если бы было федеральное финансирование, то участников, конечно, было бы намного больше. Мы, разумеется, стараемся бронировать гостиницы, как-то подешевле их устроить, но в этой конференции сложилось именно так, на условиях самоокупаемости.

- Научная конференция, в принципе, это некий научный итог или научный прорыв?

- Это и некий итог, и, надеюсь, мы вышли на какой-то научный прорыв. И если это так, то это здорово. Думается, что это и некая ступень, заявка на будущее. Любая научная конференция - это чуть ли не круглогодичный цикл достаточно кропотливой работы по ее подготовке. Мы действительно с лета начинаем готовить конференцию, рассылаем в вузы информационные письма.

- Куда?

- Буквально во все существующие педагогические вузы. С кем-то у нас уже установились достаточно тесные личные контакты. Затем начинается обычная работа: определяются сроки, нам присылаются статьи, все это собирается, обрабатывается, обобщается, составляется программа, вплоть до того, в каких аудиториях будут проходить заседания и каких журналистов пригласить, чтобы как-то осветить конференцию в средствах массовой информации. Ведь для нас это тоже существенно. Нам важно, чтобы люди знали о происходящем на факультете, в университете. Ведь это дело как минимум областного значения, если не сказать общероссийского.

- Почему конференция называется «Лозинские чтения»?

- Полина Георгиевна Лозина, учительница начальных классов, в свое время, а именно в 1979-м году, получила высокую награду - она была народным учителем СССР. Она работала в Любятово, в начальной школе.

- И чем это педагог был замечателен?

- Уже тот факт, что она была удостоена звания «Народный учитель Советского Союза». В нашем регионе она вообще единственная такая. К сожалению, она уже умерла. Она была практиком. Я еще даже помню, как, будучи студенткой, ходила на ее урок. И, конечно, она была уникальным педагогом, достигла таких высот, а ведь у нас просто так никого не награждают. Ее наградили с формулировкой «За выдающиеся результаты  в образовании и коммунистическом воспитании подрастающего поколения». Понятно, что «коммунистическое воспитание» - это просто такая дань времени. Сейчас бы слово «коммунистический» убрали, но все остальное было бы верно. Интересно, что в истории СССР было всего 7 человек, в том числе и она, которым первым вручили медаль и присвоили это звание «Народный учитель СССР».

- Когда я сам был студентом филфака, то, не скрою, с подачи своего научного руководителя, всерьез считал педагогику «псевдонаукой». Как и психологию, впрочем, тоже. Для меня лично психологи до сих пор некто вроде шарлатанов. Как вы относитесь к подобному мнению? Ведь оно довольно распространено.

- А я считаю, что педагогика - это некое знание, из которого выросло всё управление, весь современный менеджмент. Потому что педагогика вообще – это наука о том, как нужно управлять жизнью и поведением другого человека, людей в целом. И именно поэтому с нашим образованием специалисты могут работать не только в школе, с детьми, но и в любой другой сфере управления. Уметь управлять ребенком - это самое сложное. Если ты умеешь управлять ребенком, то ты сможешь управлять и коллективом взрослых людей.

- Прямо вот так! Педагогика же это всего лишь наука о воспитании?

- В широком смысле, да. Но и об образовании тоже. И об умении управлять людьми. А «образовательная технология» - более узкое понятие. Какой бы сферы мы сейчас не коснулись - воспитания, образования или управления - везде есть свои технологии. Поэтому технология - это часть современной педагогики.

Беседовал Александр Донецкий    

 

 
опрос
Пскову выделят 500 млн рублей из федерального бюджета на ремонт фасадов домов. Как потратить эти деньги?
В опросе приняло участие 415 человек
Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.