Новости партнеров
Блоги / Александр Донецкий

О грядущих обломах, ништяках и одобрямсах

31.12.2009 11:43|ПсковКомментариев: 54

Частнопрактикующие наркологи готовят капельницы и дополнительный запас медикаментов, по опыту зная, что тысячи россиян не переживут свои очередные «каникулы в коме». По статистике, за 10 дней новогодне-рождественской вакханалии в России случится примерно 30% годовой «нормы» пожаров, а россияне выпьют треть алкоголя, потребляемого в течение года. Это значит, что тех, кто не будет встречать Новогодье на горнолыжных курортах или тропических пляжах (а это большинство жителей страны) ждут в финале зимних каникул неизбежное похмелье и легкий депрессняк, вызванный необходимостью сменить застольную расслабуху на суровые будни. Понятно, что далеко не все жители великой страны будут только расслабляться, веселиться и умирать, какая-то часть будет работать, обслуживая веселье, и… опять же - умирать.

Такова жизнь, и она до омерзения банальна.

Так было, и так будет, и, имейся у нас машина времени под боком, мы, разумеется, даже из простого любопытства обязательно смотались бы в год этак 1510-й, например, и не обнаружили бы там ничего принципиально иного, как нет этого иного ни в одном из прошлых столетий, в которых обитали хомо сапиенсы, говорящие по-русски. Да, общественное устройство, уклад, декорации, утварь, наряды и обычаи несколько отличались, но люди оставались людьми, а не гуманоидами, и мы, порвавшие пространственно-временной континуум странники, смогли бы адаптироваться и понять своих предков. Допустим, обсудить с псковичами 500-летней давности мрачные перспективы включения псковской республики в состав Московского царства. Наверняка нашли бы общий язык, и, завершив рождественский пост, «вдарили бы по медовухе».

Но оставим подобные «опции мышления» для любителей фантастических сюжетов.

Двенадцать месяцев – тоже срок немалый, и, хотя мы находимся внутри временного потока, выскочить из него шалой мыслью и глянуть со стороны – никогда не помешает.

Выскочим же на минуту и глянем: что случилось с Родиной, большой и малой?

Здесь пока революционных перемен не предвидится. Россия остается полигоном для обкатки весьма оригинальной политической системы. Тандем президента Путина и премьера Медведева (птьфу ты! опять перепутал), как актеры на подмене, как мультяшные Бивис и Бадхед, продолжают мелькать в телеэфире на абсолютно паритетных условиях, играя, по сути, одну и ту же роль «идиотического комментатора». И обыватель, недоумевая и крутя пальцем у виска, давно смирился с тем, что, покуда жив, будет внимать оптимистической трескотне, с привычными уже смешками и под...ми, о  том, что Россия, де, движется по путям несгибаемой модернизации, неутомимой борьбы с коррупцией и чудодейственных нанотехнологий.

Обыватель привык к двойной реальности: той, которая обрушивается на него непосредственно, в виде неизбывной грязи под ногами, жлобства окружающих и каждодневной толкотни локтями, и к той, что сконструирована в его мозгу Большим Кремлевским Братом из телевизора.

В этом смысле история повторяется, как транифарс: произошла некая реставрация брежневской СССР, с той только разницей, что тогда страна тужилась в укреплении завоеваний развитого социализма, генсек шамкал ртом, а очередники вселялись в новостройки. Тогда как нынче страна барахтается в диком капитализме, «Бивис и Бадхед» шуткуют и трещат, а построенные ипотечные многоэтажки зияют в ночи черными окнами пустых квартир. Высший да средний класс, худо-бедно, жилищный вопрос уже решил, а остальные – в мороке телеэфира.    

Подобное двоемирие – это вовсе не нонсенс и не шизофрения, и не эксклюзивное изобретение русских. В прежние времена тоже была просто жизнь, здесь и сейчас, и Царствие Небесное, там и в Вечности. Но ныне, когда метафизический этаж для большинства закрыт, а Патриарх Всея Руси носит швейцарские «котлы» за поллимона долларов, функцию Царствия Небесного исполняет телевизионная картинка, своего рода эрзац идеального бытия.

В этой электронной версии бытия иногда, увы, происходят катастрофы (авария на Саяно-Шушенской ГЭС, подрыв «Невского экспресса», пожар в «Хромой лошади»), но так как эти события не затрагивают обывателя лично и имеют форму телепередачи (а всякая телепередача, даже многосерийная, имеют начало и конец), они безопасны и не способны всерьез и надолго фиксироваться в сознании. Рано или поздно начинается новая телепередача (спортивный матч, кинофильм, юмористическое шоу), и зритель забывает о пережитом телеужасе.

В гомеопатических дозах обыватель получает свои страхи при просмотре криминальных новостей, поддерживая необходимый уровень адреналина в крови. Но он знает, что за всяким телешоком его ждет телеразвлечение, и этот наркотик, в принципе, мало, чем отличается от героина. Сформированная зависимость даже пострашнее будет. Лиши сегодня нацию ее главного галлюциногена - телевизора и седативных средств, вроде алкоголя, и дней через 10, когда страна отрезвеет и очухается, точно произойдет революция. Но, понятно, что Бивис и Бадхед бдят, и телевизор не отключат, ведь они в нем (напомним, аналоге Царствия Небесного) живут, и ни кого постороннего внутрь не пустят.

Что до местных включений в электронно-галлюциногенный поток, то они неизбежно носят локальный характер, подобно местным инъекциям обезболивающего, и встраиваются в общую картину бытия (не без своих здешних заморочек, разумеется). Поскольку зазор между местностью и телекартинкой гораздо меньше, псковские «небожители» к нам намного ближе: их можно, если повезет, иногда даже встретить на улице.

В минувшем феврале произошла смена главных героев местного телеэфира, и псковичи увидели много свежих лиц. Некоторые лица псковичи видели и прежде, но первая десятка эффективных менеджеров Желтого Дома обновилась почти полностью, что кардинально отразилось и на качестве новостных поводов. Политические дрязги почти полностью переместились в Интернет, и, как водится, когда торжествует лозунг: «Партия – наш рулевой», чиновники либо тупо молчат, либо имитационно открывают роль в хоре всеобщего «одобрямса».

Именно так и называется новая местная телепередача. Реконструкцию площади Ленина, с возможным переносом памятника Вождю и сносом убого кинотеатра – «одобрямс». Празднование 500-летнего пленения московитами с символической передачей новорусскому монастырю главной псковской святыни – тоже «пжлста». Подсветить красиво Псковский Кремль к Рождеству и устроить Всероссийскую Масленицу у Мирожского монастыря – само собой, «одобрямс»!

И так далее, согласно списку всех последующих «одобрямсов», - для пассивно-послушного большинства и «ништяков» для избранных.

В этом смысле 2010-й год, похоже, станет более показательным, чем предыдущий. Мы явно узнаем еще много нового о «ништяках» и «одобрямсах».

Вспомним, по аналогии, горбачевскую Перестройку, пусть всякие аналогии и «хромают». Сначала была Гласность, затем Ускорение, а закончилось все полным Бардаком и Переделом.

Псковские масштабы заметно скромнее, и, логика развития событий у нас несколько другая, но в том, что псковичи вздрогнут от грядущих Перемен, и вздрогнут не раз, почему-то сомневаться не приходится.   Сможет ли легендарный скобарский Саботаж поглотить и пережевать новации очередных варягов, мечущихся между публичной декларацией Показного Либерализма и практикой Завинчиванья Гаек, покажут местные телепередачи.

Что же до неизбежных обломов, то они, как всегда будут сугубо индивидуальны. Ведь от обломов никуда не денешься, но они, обломы, допустимы лишь в приватной жизни, а в областном или всероссийском масштабе - это не обломы, а фрагменты новых телепередач.

Поэтому единственное, что можно пожелать обывателю в новом году, это как можно дольше оставаться просто телезрителем. Ну, или участником только таких телепередач, где не происходит ничего катастрофического. Или обламываются маленькие, но приятные «ништяки».

Соло на клавиатуре исполнил Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 114 человек
Лента новостей