Новости партнеров
Культура / Краеведение

Опочка - уездный город

28.08.2014 09:03|ПсковКомментариев: 4

2014 год является юбилейным для Опочки. 600-летие - это не только возможность преобразить город - отремонтировать дороги, привести в порядок социальные, спортивные объекты, достопримечательности, но и повод вспомнить славный путь одного из довольно крупных городов Псковской области. Мы представляем вашему вниманию историю Опочки в трех частях (часть 1). Сегодня поговорим об Опочке уездной. 


 

Опочецкий уезд был образован при Петре I в 1708 году  в связи с новым административным делением России на про­винции, губернии и уезды.  Россия  была разделена на 8 губерний и 37 провинций.

Опочецкий уезд занимал юго-западную часть Псков­ской губернии и был вытянут с северо-запада на юго-восток. Он граничил с Островским и Новоржевским уездами Псковской губернии, с Невельским и Себежским - Витебской. Площадь уезда составляла более четырех тысяч квадратных километров. В состав его входило 15 волостей, среди которых наиболее населен­ными и обеспеченными были Воронецкая, Велейская, Красногородская, Полянская и Жадринская, самой ма­лолюдной и захудалой была Копылковская волость, а остальные - Печано-Горайская, Старицкая, Матюшкинская, Петровская, Глубоковская, Еженская, Афанасьево-Слободская, Покровская и Сине-Никольская - относились к средним.

На территории уезда находились имения множества известных дворянских родов. В селе Матюшкино обосновался род Голенищевых-Кутузовых.

Село Петровское в двух километрах от Опочки Елизавета Петровна пожаловала фавориту графу Кириллу Разумовскому, от него село перешло к другому царскому фавориту - Григорию Потемкину -Таврическому, устроившему там ковровую фабрику. В 1711 село Велье пожаловано Елизаветой Петровной графу Павлу Ивановичу Ягужинскому, генерал-прокурору Сената, открышему льняную фабрику для  изготовления высокосортного полотна. По его смерти в 1736 году вотчина перешла к жене, бывшей во втором браке за графом Бестужевым.

Большой Тригорской вотчиной владел Александр Вындомский. В селе устроена льняная мануфактура для производства высококачественного парусного полотна.

Имениями Крулихино и Нестюгино - князья Львовы, Селом Глубокое - князь Дондуков-Корсаков. Имением Лямоново (Лямоны) Покровской волости - бароны Фредериксы.

В Горанях  Печано-Горайской волости - бароны Розены, в  Жадро Жадринской волости - графы Сиверсы.

Через весь уезд с юга на север протекала река Ве­ликая с ее многочисленными притоками, которая имела большое хозяйственное значение: по ней  сплавляли лес. В уезде было 190 боль­ших и малых озер, которые также играли немаловаж­ную роль в экономике края, обеспечивая население рыбой.

Треть всей территории уезда занимали леса, на юге — хвойные, на севере — лиственные: береза, осина, ольха. Население южных волостей занималось лесным промыслом: рубкой и сплавом леса, изготовлением де­ревянной посуды, колес, телег и саней.

Главным занятием жителей уезда было зем­леделие.  Почвы  среднеплодородные, а на юге и малоплодородные, но на них получали хоро­шие урожаи льна — наиболее распространенной куль­туры. Льном торговали с Прибалтикой и Новгородом, он давал главный денежный доход, одевал крестьян­скую семью.

Помимо льна, сеяли рожь, овес, ячмень, горох, сажали картофель.

В начале XVIII века землевладение в Опочецком уезде представляло следующую картину: дворянам принадлежало 57 процентов земель, монастырям и церкви — 13, государству — 19 и крестьянам — 11 про­центов. При Екатерине II, проводившей политику укрепления дворянства, многие именитые    царедворцы получили большие земельные наделы в Опочецком уезде.

Крестьяне находились на барщине. Они были полностью во власти помещи­ков, которые имели право не только наказывать кре­стьян, отдавать их в солдаты, ссылать в Сибирь и про­давать без земли, но даже безнаказанно убивать их.

Во второй половине XVIII века многие помещики в России стали заводить в своих вотчинах промышлен­ные предприятия — льняные, лесопильные, полотня­ные. Появились такие предприятия и в Опочке. В селе Петров­ском (или Петровской мызе), которое от графа Ки­рилла Разумовского перешло к фавориту Екатерины II Григорию Потемкину-Таврическому, была устроена ковровая фабрика, где для царского двора ткали ковры и гобелены. Граф Ягужинский открыл в селе Велье льняную фабрику для изготовления высокосортного полотна. Владелец Тригорской вотчины Александр Вындомский устроил льняную «мануфактуру» для из­готовления парусного полотна.

Двойная кабала — барщинная и фабричная — не­редко была причиной крестьянских волнений и вос­станий(1744, 1764, 1820, 1861гг)

В 1861 году было отменено крепостное право. Председателем комиссии по подготовке и проведению крестьянской реформы в Опочецком уезде стал граф Сиверс — владелец крупнейшего имения Жадро.

Лучшие земли и строевые леса остались у помещиков. Крестьяне получили то, что похуже.

К началу XX века в Опочецком уезде было 120 име­ний, в среднем по 241 десятине в каждом. Некоторые помещики имели по нескольку тысяч десятин: владе­лец Петровского под Опочкой — 7206, баронесса Фре­дерикс — 4666, граф Гейден — 9225. На крестьянский двор в среднем приходился один надел (5 десятин).

Вплоть до революции 1905 года опочецкое кре­стьянство вело полунатуральное хозяйство. Даже кормилец-лен давал небольшой денежный доход. Но опочецкие купцы, скупая у крестьян за бесценок лен, богатели: большими партиями продавали они лен в Петербурге и Нарве, увозили во Францию, Германию, Бельгию.

Промышленность в уезде была развита слабо. В 1895 году Тиме — предприимчивый владелец мель­ницы и механической мастерской в селе Захино — по­строил небольшие турбинный и лесопильный заводы и первую в Псковской губернии сельскую электро­станцию. Постоянных рабочих у Тиме было не более 50 человек, остальные — сезонные.

В селе Воскресенском Воронецкой волости и в Крас­ном городе работали небольшие кожевенные заводы. Предприимчивые помещики строили в своих имениях небольшие заводы и фабрики, приобретали молотилки, веялки, сеялки, дисковые бороны, усовершенствован­ные плуги, разводили племенной скот.

Крестьяне-бедняки разорялись и уходили на зара­ботки в города, преимущественно в Петербург.

В самой Опочке также появились промышленные предприятия. В географическом описании города за 1900 год указаны кожевенные, кирпичный, черепич­ный и гончарный заводы купцов Кудрявцевых. На го­сударственном винном складе было занято около 50 ра­бочих, а всего на городских предприятиях трудилось около 200 человек.

Условия труда на них были тяжелыми. Но особен­но невыносимыми были они у рабочих кожевенных за­водов. Через несколько лет работы в таких условиях рабочие становились инвалидами.

Центром экономической жизни уезда были ярмарки: 12 Опочецких и 3 Святогорские.

В первую очередь ярмарки нужны были купцам, чтобы сбыть свои товары: хлопчатобумажные и шерстяные ткани, одежду, обувь, металлические изделия — ножи, нож­ницы, замки, молотки, косы, серпы.

Крестьяне тоже были заинтересованы в этих яр­марках. На них они могли продать изделия своих рук и выручить за них жалкие гроши, которые тем не ме­нее были единственным подспорьем в бедняцком хо­зяйстве. Они везли на ярмарки глиняную и деревян­ную посуду, детские игрушки, колеса, телеги, тканые холсты, скатерти, вышитые полотенца, шерсть, а так­же сельскохозяйственные продукты — хлеб, мясо. В дни ярмарок огромная Соборная площадь заполнялась под­водами. Кроме опочецких здесь бывали купцы из Нов­города, Витебска и других соседних городов.

Посетивший Опочку – центр уезда, в 1803 году ученый-путешест­венник Василий Северин отмечал, что Опочка — «из­рядный, правильно выстроенный город». К концу XIX века к первым каменным зданиям, построенным в годы, когда Опочка была губернским городом (1772-1777гг), приба­вились другие, которые возводили для себя состоя­тельные местные купцы. В середине XIX столетия было открыто движение по Киевскому шоссе, которое связало Опочку с такими крупными городами как Псков, Витебск, Петербург. К этому же времени отно­сится и постройка почтовых станций. Здание Опочецкой почтовой станции сооружено в 1847 году. Оно сохранилось до наших дней (в нем функционирует современная автостанция) и является памятником архитектуры XIX века.

Центром города была Соборная площадь. Главными достопримечательностями оставались сооружения ека­терининской эпохи: корпус, Спасо-Преображенский собор и присутственные места, составлявшие «триединство»: казарма — церковь — тюрьма. О них и поговорка сложилась: «Отслужи царю-батюшке в сол­датах, помолись в церкви господу богу и с чистой со­вестью садись в тюрьму».

Вообще в Опочке Церквей было множество. Строили их на свои деньги купцы, приглашая мастеров из Пскова, а то и из столицы. Собор, например, возводил архитектор Иван Парфенов, Успенскую церковь — про­фессор Академии художеств А. Парланд, по проекту которого сооружался храм Спаса на крови в Петер­бурге. До наших дней сохранилась лишь кладбищен­ская Покровская церковь, поставленная в 1804 году.

В Опочецком уезде много исторических, дорогих русскому человеку уголков — Воронич, Велье, Крас­ный город (Красногородское), Заволочье. Одними из самых заповедных являются места, связанные с именем А. С. Пушкина. На территории Опочецкого уезда располагалось село Михайлов ское — его  родовое имение. Также в уезде находился Святогорс кий Свято-Успенский монастырь, где был погребён поэт.

К концу XIX века в Опочке и уезде произошли из­менения в культурной жизни и просвещении. В 1787 году было открыто городское училище с семи­летним сроком обучения.

В 1861 году открылась женская прогимназия. Позднее ее преобразовали в гимназию. Школы были начальными, трехгодичными. Перед войной, в 1914 году, в них обу­чалось около 500 детей. Открывались школы и в уезде, большинство из них также с начальным обучением.

Большую роль в просвещении населения играла городская библиотека, насчитывавшая 45 тысяч томов и организованная на общественных началах энтузиа­стами. Работало общество любителей сце­нического искусства под руководством режиссера М. П. Румянцева.

Очагом дешевого развлекательства был частный кинематограф под претенциозным названием «Кинь грусть». Однако и кино, и театр, и библиотека обслуживали «чистую публику», «избранных», для рабочих же оставались лишь церковь и кабак.

Совсем не было культурно-просветительных учре­ждений в деревнях.

Плохо было налажено медицинское обслуживание населения. Опочецкая городская больница, построен­ная в 1894 году, была рассчитана лишь на 50 коек. Здесь работали 2 врача и 4 фельдшера. А всего на 140 000 населения уезда (вместе с Опочкой) было 8 врачей и 20 фельдшеров.

Бурное развитие науки и техники на рубеже XIX и XX столетий коснулось и Опочецкого уезда, вызывая поначалу в среде неграмотных, непросвещенных людей страх и недоверие.

Испокон века знали опочецкие крестьяне лишь два способа передвижения — пешком или на лошадях. Ко­гда же в деревне Захино появился первый велосипе­дист — им был чертежник, приглашенный владельцем местного завода из Петербурга, его приняли за послан­ника ада и обстреляли из дробовика. Перепуганный чертежник поспешил уехать из деревни.

Вскоре по уезду пронеслась молва, что по шоссе летает огнедышащий «змей-горыныч» — так окрестили крестьяне автобус, совершавший рейсы из Опочки в Остров и Пустошку.

В 1912 году в Опочку из Пскова прилетел первый русский авиатор Уточкин. Появление в небе огромной птицы вызвало суматоху. Жители соседних деревень сбежались в село Жигали, у которого опустился «ероплан». Так опочане впервые увидели самолет.

Советская власть в уезде была установлена в январе 1918  года. В 1927 году произошло разделение уезда на три района. Вновь созданный Опочецкий район вошел в состав Ленинградской обл асти.

Продолжение следует 

ПЛН в телеграм
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 152 человека
Лента новостей