Псков Северо-запад политика бизнес строительство недвижимость таможня Эстония Латвия грузоперевозки деревообработка лес туризм
«Забытые крепости ХХ века» передали фрагмент брони танка МС-1 в музей Перми : Псковская Лента Новостей / ПЛН
<< вернуться на ПЛН   | Новости Пскова и Псковской области. Сегодня: Пятница, 15 Декабря    18+
Информационный портал Псковской области. Полная картина жизни. Основан в 2000 году.
Бесплатная экскурсия «Псков современный»
Отдых в Белоруссии - мифы и реальность
Ретропоезд из Петербурга в Псков
Самые красивые деревни России
Конкурс на лучший туристский продукт

Как вы понимаете словосочетание «горящий тур»?







Историческое наследие









Расписание трансферов

«Забытые крепости ХХ века» передали фрагмент брони танка МС-1 в музей Перми


29.02.2012 22:12 ПЛН, Псков

Псковский проект «Забытые крепости ХХ века» передал в дар пермскому музею Мотовилихинских заводов фрагмент брони первого советского серийного танка МС-1 (Т-18), сообщил Псковской Ленте Новостей руководитель проекта «Забытые крепости ХХ века» Алексей Старков.

Директор музея ОАО «Мотовилихинские заводы» Евгений Ашихмин принимает из рук Алексея Старкова фрагмент танковой брони

«До настоящего момента в музеях и архивах города Перми не было ни одного документа или артефакта, раскрывающего участие города в первой советской танкостроительной программе, и этот невзрачный фрагмент военного железа по-своему является уникальным для истории города и предприятия», - отметил Алексей Старков.

В период с 1928 по 1931 год Мотовилихинский завод выпустил по различным данным от 10 до 12 экземпляров этих танков при плане в 75 машин. Производство нестандартной продукции на артиллерийском заводе столкнулось с большими сложностями, затрудняло выполнение профильных заказов и в дальнейшем было свернуто. Были сделаны выводы о нецелесообразности производства танков на пушечных заводах и необходимости производственной кооперации нескольких предприятий при серийном производстве танков. Первоначально все детали машины от катков и брони до двигателей производились на одном предприятии.

Танк МС-1 намного опережал свое время, несмотря на то, что по внешнему виду походил на итальянские и французские танки времен Первой мировой войны. Например, трансмиссия и двигатель танка представляли собой моноблок, двигатель имел алюминиевый корпус, опорные катки так же были алюминиевые. В этом то и была основная проблема. Советская промышленность оказалась не в состоянии в полной мере освоить высокотехнологичные операции, заложенные проектировщиками. Низкая культура производства, отсутствие опыта массового изготовления танков привели к тому, что выпуск машин поручался непрофильным предприятиям, затягивалось их изготовление, был высок процент брака. Тем не менее, за период с 1928 по 1932 год было выпущено 959 машин в основном заводом «Большевик» с небольшим участием Мотовилихинского завода. За это время танк успел устареть и ему на смену пришли более совершенные, простые в изготовлении и технологичные машины. На длительный период времени пришлось отказаться от многих технических ноу-хау. Но первый опыт проектирования и серийного танкостроения не прошел даром. Достаточно сказать, что катки танка Т-90 и сейчас изготавливаются из алюминия.

В 1936 году устаревшие к тому времени танки МС-1 Ленинградского военного округа были переданы в укрепрайоны округа для их доусиления в качестве неподвижных огневых точек. Надо отметить, что это произошло за три года до начала массовой централизованной переделки устаревших танков в огневые точки и передачи их в укрепрайоны. Полученные Псковской укрепленной позицией танки МС-1 закапывались в землю в деревянных срубах, а в некоторых случаях заливались бетоном с обустройством каземата в кормовой части для хранения боеприпасов. Ходовая часть и кормовой лист брони при этом снимались.

Можно предполагать, что на вооружении танков оставались 37 мм пушки Гочкинса и 7,62 мм пулеметы ДТ, в мирное время снятые и хранящиеся на складах.

«У нас нет данных о том, в каком виде БОТы Псковского укрепрайона встретили врага в июле 1941 года и участвовали или нет в боях при отступлении из Псковского УРа 118 СД. Всю оккупацию танки простояли на своих позициях неповрежденными и местные ребятишки любили на них играть», - сказал Алексей Старков.

«После войны стране нужен был металл. Окончательно потерявшие какое-либо значение броневые огневые точки подрывались местными колхозниками, благо во взрывчатке недостатка не было, и их обломки на лошадях вывозились на пункты приема металлолома. Так были сданы в металлолом все танки Псковского укрепрайона. Последний экземпляр был вытащен из леса трактором в 80-е годы и как «немецкая танкетка» ушел под газовый резак», - рассказал Алексей Старков.

За три года экспедиций участниками проекта «Забытые крепости ХХ века» совместно с псковскими поисковиками были обследованы все места расположения броневых огневых точек. Удалось собрать коллекцию уникальных деталей танка МС-1 в виде двух сохранившихся катков, амортизатора, лючков, яблока пулеметной установки, фрагментов башни, крышки танкового люка, мелких деталей и днища машины (смотреть по тэгу Танк МС-1).

Если крышка танкового люка была передана в фонды музея-заповедника Изборск, то детали подвески остались у поисковиков и были проданы в сентябре прошлого года в частную коллекцию за пределы Псковской области.

«К сожалению, мое предложение к ОАО «Мотовилихинские заводы», пермским музеям и Министерству культуры Пермского края выкупить эту коллекцию у поисковиков для государственных музеев реализовать не удалось. Пермь могла стать обладателем единственных дошедших до наших дней оригинальных катков и других деталей первого советского серийного танка, но упустила свой шанс. Специалисты понимают всю уникальность этих предметов», - сказал Алексей Старков.

«Поезд уже ушел, но один из артефактов все-таки доехал до музейного хранения в Перми. Кстати, он уже побывал на выставке «Музейный Гид» в Москве на Винзаводе в сентябре прошлого года, а перед официальной передачей в музей был очищен от ржавчины пескоструем в цехе Мотовилихинского завода. Думается, что он займет достойное место в экспозиции музея, а сотрудничество проекта «Забытые крепости ХХ века» и ОАО «Мотовилихинские заводы» продолжится», - заключил руководитель проекта «Забытые крепости ХХ века».

 

 

Источник: Псковская Лента Новостей


  Опубликовать  



Как вы понимаете словосочетание «горящий тур»?






Интересные новости

Rambler's Top100