Новости партнеров
Туризм

Страсть на уровне инстинкта

27.10.2011 15:12|ПсковКомментариев: 7

Известный псковский журналист, блоггер Псковской Ленты Новостей Игорь Докучаев  начинает публикацию на сайте ПЛН серии статей, посвященных путешествиям. В своих «путевых заметках» он расскажет, как зародилась страсть к перемене мест, в каких странах удалось побывать, и даст советы псковичам: стоит ли повторять его маршруты.

Как становятся путешественниками? Вопрос довольно простой и сложный одновременно. Многие люди любят отдыхать и посещать другие страны. Но одни в этом вопросе полагаются на турфирмы и полностью готовый турпакет, другие - рассчитывают только на свои силы. И то, и другое называют путешествием, хотя разница между ними - колоссальная. Но об отличиях тех и других путешествий в другой раз. Сейчас интересно выяснить - откуда берется само пристрастие к перемене мест, ведь немало тех, кто вовсе не любят трогаться из дома… Для начала решил покопаться в своем прошлом.

Корни

Растут с детства… Обычная детская любознательность, поездки с родителями, позже перерастающая в самостоятельное передвижение хотя бы по городу. Правда, в советское время было полегче. Детей, даже совсем малолеток, не опасались отпускать одних ни во двор, ни на городские улицы - не было ни огромного потока автомашин, ни бешеных скутеристов и мотоциклистов, ни педофилов и маньяков разного рода, ни похитителей детей. Сам я, как и многие дети того поколения, со второго класса ездил самостоятельно на городских автобусах в школу на другой конец города. И каждая такая поездка превращалась в занимательное путешествие. Дальше - больше: с восьмого класса самостоятельные поездки к родственникам в другие города страны.

Студенческая закалка

Но основные навыки самостоятельных путешествий можно было получить в студенчестве. Что бы там сегодня не сочиняли и не говорили про советские 80-е, но для студентов это были райские времена. Летом - студотряды из Пскова разъезжались по всему Советскому Союзу. Больше любили, конечно, юг страны: Молдавию, Украину, Ставрополье, Казахстан и т.д. Еще бы - тепло, виноград, томаты, арбузы, абрикосы, вино. А повезет, так и море недалеко. Домой в конце летнего сезона возвращаться ребятам не хотелось - все же это была не столько работа, сколько веселый коллективный поход за романтикой, любовью, новыми впечатлениями. Еще и денег можно было заработать. Особенно хорошо платили в строительных отрядах.  

Студенты-биологи и географы из педагогического института в Пскове за время учебы половину Советского Союза объезжали, постигая свою профессию на практике, своими глазами, носами, ушами, ногами в различных географических зонах и климатических поясах: Алтай, Карпаты, Урал, Кавказ - никаких препятствий и ограничений в студенческих поездках просто не было. И преподаватели студентам под стать - рюкзак в руки и вперед! И что характерно: не искали гостиниц, легких путей - палатки, кеды, пакетики с крупой и банки тушенки… Такая закалка путешественника в дальнейшем просто так из жизни этих людей не уходила.

Первое…

Обстановка в стране в те годы располагала и к индивидуальным путешествиям. Стипендия в 30 рублей и без дополнительных заработков могла позволить сгонять, например, в Питер на денек-другой - стоимость билета на поезде - 4 рубля в один конец, по студенческому билету на 50 процентов дешевле. То есть, за 4 рубля дорога туда-обратно. Почему бы и не съездить… Мы с друзьями, такими же студентами, частенько рано утром отправлялись вместо учебных пар - поездом в Питер, чтобы просто погулять по ленинградским улицам.

А дорога в первое дальнее самостоятельное путешествие обошлась мне в 30 рублей за место в плацкартном вагоне в оба конца. Поехали мы с двумя друзьями летом, после окончания студенческой практики, в Кишинев. Наугад ткнули ручкой в карту Советского Союза, и след остался где-то возле молдавской столицы. Туда и отправились - без особой подготовки и дополнительных знаний. Опыт, который пришел вместе с этим путешествием, оказался бесценным. Самый главный вывод, который я сделал после возвращения в Псков, - дальние путешествия надо готовить. Наскоком, налегке, не задумываясь, конечно, тоже можно - в этом есть даже какой-то особый шик. Но, чтобы получать в путешествии впечатления от окружающей действительности, а не от блужданий в неведении по незнакомому городу в поисках нужных тебе объектов, - нужно быть к поездке готовым.

Помню, на пути в Кишинев, в плацкартном вагоне поезда самое трудное было выдержать… чмокающее, жующее, пьющее, в общем - сытое, окружение. Тридцать шесть часов - столько длилась беспересадочная поездка от станции Дно до станции Кишинев, и чтобы занять себя - пассажиры все время ели. Мы же взяли с собой очень немного съестного, которое быстро закончилось. А в вагон-ресторан с накрученными ценами особо не находишься. Спасли нас тогда украинские хозяйки. Когда пассажирский состав уже шел по территории Украины, на каждой остановке входили горластые румяные женщины с корзинками и бидонами, из которых на бумажные тарелочки они накладывали жареную картошку с котлетами в сопровождении нескольких соленых огурчиков. Стоило это блюдо значительно дешевле, чем ресторанное, и распространяло обалденные запахи по всему вагону. О самом путешествии в Кишинев, возможно, расскажу в следующий раз.

Уникальное псковское явление

Из Пскова стартовать в любое путешествие самолетом, автобусом или поездом вообще было очень удобно. Тогда через станцию Псков в разных направлениях проходило значительно большее, чем в последние годы, количество поездов. Кроме направлений на Москву, Питер, Белоруссию, Прибалтику и Калининград, можно было легко отправиться без пересадок и на Украину, в самые южные ее регионы, например, во Львов. Или вовсе в Польшу, или в Германию. Через станцию Псков ходил тогда чудесный поезд Ленинград-Варшава-Берлин. Географическое положение города давало неоценимые преимущества, и псковичи пользовались ими на все сто процентов. Одна из таких псковских придумок сегодня особенно поражает воображение. Псков, если можно так сказать, пользуясь своим положением крупного железнодорожного узла, в 70-80-х годах прошлого столетия стал одним из прародителей туристического движения названного -  «поезда дружбы». Это действительно были поезда, состоявшие из довольно большого числа вагонов, которые совершали рейсы по маршруту Псков-Гера (ГДР). Число одновременно путешествующих в Германию псковичей и жителей области составляло несколько сотен человек. Вагоны для них на время путешествия становились не только удобным средством передвижения, но и гостиницей, и клубом, в котором весело отдохнуть с новыми друзьями. Поезда с остановками проходили по территории Белоруссии, Польши, Германии - до немецкого побратима Пскова - города Гера и обратно. Конечно, в этом явлении можно найти и  политический подтекст - так, мол, создавался советский миф о дружбе между народами. Но… в любом случае - это был совсем неплохой миф. К тому же для большого числа псковичей и немцев, которые точно такими же «поездами дружбы» приезжали в Псковскую область - это был не миф, а реальные путешествия, от которых остались только добрые впечатления.

Прибалтийский вкус…

Города Эстонии, Латвии, Литвы всегда оставались популярными у псковичей и главное - близкими маршрутами. Куда и выезжали из Пскова довольно многие: на поезде, автобусе, теплоходе. Для русских такие поездки практически приоткрывали мир других стран, поскольку Прибалтика всегда и считалась почти заграницей. Возможно, потому, что различные вывески, надписи на магазинах, дорожные указатели там подавались на двух языках: национальном и русском, а в толпах народа нередко мелькали элементы национальных одежд, или одинаковые цветные шапочки студентов - говорившие о принадлежности к тому или иному вузу. Архитектура, улицы, площади, шпили островерхих соборов, ратуши и флюгеры, кафе и магазины - все было другим, чем в российских городах. Что характерно… В свое первое путешествие в эстонскую столицу в начале 80-х мы с двумя друзьями поехали безо всяких подготовительных мероприятий: просто сели в автобус после очередной стипендии и поехали. Не задумываясь - ни о гостиничной брони, ни о билетах туда и обратно, ни о питании… Билеты - свободно. Питание - недорогие кафе открыты допоздна. Номер в одной из самых современных, на тот момент, гостиниц всего Советского Союза - высотной «Олимпии» в центре Таллина - пожалуйста. И с другими гостиницами - поменьше - проблем не было. И уровень комфорта, и ночная жизнь, и запретные темы в Таллине были значительно доступнее. Можно было погрузиться в совершенно незнакомую нам развлекательную жизнь с головой. Именно в Таллине, например, по платному ночному телеканалу в номере мы впервые в советские годы увидели весьма жесткие эротические фильмы.

Наследие турслетов

В Пскове, кстати, очень неплохо, говоря современным языком, вживляли молодежи туристический чип. Практически на каждом городском предприятии того времени существовали некие фигуры из числа молодых и авторитетных, которые занимались организацией так называемых «турслетов». Если коротко, то - работникам предприятия предлагалось на выходные дни выехать с палатками, котелками, гитарами и установить на специально выбранной площадке в каком-нибудь живописном месте общий лагерь, в котором провести на воздухе с песнями, кострами, рыбалкой, играми все выходные. Если кто-то из непосвященных сейчас ехидно улыбнулся, мол, знаем, мы что это за «турслеты выходного дня», то это вы зря - никакого повального пьянства не было… Конечно, встречались экземпляры, которым все равно где пить, но таких очень быстро вычисляли, и в следующие турслеты дорога им была закрыта. Наиболее активно выезжали на турслеты коллективы заводов АТС, АДС, АЭА, ПЭМЗ, Радиозавод, Псковхимлегмаш и т.д. Это туристическое движение в городе приняло такой размах, что слеты, усилиями городских молодежных организаций, стали проводить: межзаводские, межотраслевые, городские и т.д. В такие палаточные городки собирались сотни человек разного возраста, и в их крови страсть к путешествиям поселилась навсегда.

Это, понятно, не все способы увлечь человека путешествиями, о некоторых из них нужно говорить отдельно, они того стоят. Но об этом в следующий раз…

Игорь Докучаев

 

ПЛН в телеграм
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 172 человека
Лента новостей