www.pln24.ru Информационный портал Псковской области. Основан в 2000 году.

Лечебное дело в ПсковГУ Свято-Тихоновская конференция открылась в ПсковГУ Мы сохраним тебя, русская речь! Бассейн «Универсант» приглашает всех желающих плавать Физмат, ФЭФ и истфак ПсковГУ приглашают на Дни открытых дверей Гала-концерт Университета звезд Индивидуальная подготовку к ЕГЭ Логопедическое рандеву Псковичи напишут «Географический диктант» Мы сохраним тебя, русская речь! Лечебное дело в ПсковГУ Бассейн «Универсант» приглашает всех желающих плавать Гала-концерт Университета звезд Гала-концерт Университета звезд Псковичи напишут «Географический диктант» Гала-концерт Университета звезд
Дмитрий Месхиев: Если бы я делал все то, в чем меня обвиняет Союз кинематографистов России, я бы давно должен был сидеть в тюрьме

Дмитрий Месхиев: Если бы я делал все то, в чем меня обвиняет Союз кинематографистов России, я бы давно должен был сидеть в тюрьме

Руководитель Театрально-концертной дирекции Псковской области Дмитрий Месхиев исключен из Союза кинематографистов России. Это решение руководства организации он воспринял спокойно, отметив, что сам давно раздумывал над тем,...24

Директор Института непрерывного образования ПсковГУ: Мы создаем условия для постоянного гармоничного развития личности

17.12.2012 12:29 ПЛН, Псков

Год назад в структуре Псковского государственного университета был создан Институт непрерывного образования. О работе института директор Инна Андреянова рассказала в интервью газете «Псковские новости».

Непривычное для стороннего человека название своего «ведомства» директор Института непрерывного образования Псковского государственного университета Инна Андреянова объясняет просто: «Мы в рамках дополнительного образования создаём условия для постоянного гармоничного развития личности, – а это процесс непрерывный». И добавляет:

- Факультеты университета дают образование академическое. Деловое образование даём мы. Хотя в названии института слова «деловое» нет»

Академическое + деловое?

Классический университет, как известно, даёт образование академическое: бакалавриат, магистратура; для тех, кто решил уйти в науку, – аспирантура. Деловое образование, объясняет Инна Валерьевна, своего рода надстройка. Оно позволяет человеку повысить свою квалификацию или, при желании, пройти переподготовку и получить новые навыки и компетенции.

Можно, конечно, получить второе высшее образование, но это более длительный процесс.

– У нас же в стране как принято? Если ты экономист, то ты ещё и юристом должен быть, причём желательно – одновременно, – констатирует Инна Валерьевна (сама, кстати, имеющая два высших: инженерное и юридическое).

Для кого предназначено деловое образование? Прежде всего, для людей, уже имеющих практический опыт в конкретной функциональной области занятости. При этом вопрос о том, имеют ли они соответствующее базовое образование, является второстепенным. На эти программы могут приходить лица, имеющие профильное образование на уровне бакалавра или специалиста и желающие повысить свою квалификацию, прежде всего за счёт приобретения практически значимых знаний и навыков. В первую очередь – это представители бизнеса и сферы государственного и муниципального управления.

Три «кита», на которых стоит ИНО

Непрерывно учиться – не означает получать какие-то дипломы, сертификаты, удостоверения, друг за другом и до бесконечности. Ведь человеческую личность характеризует не общее число неких документов, а те компетенции, которых ждёт от своего потенциального работника работодатель. Поэтому работа Института непрерывного образования ПсковГУ в основе своей подразумевает несколько принципов-«китов».

– Во-первых, – перечисляет Инна Валерьевна, – это всеохватность: мы намерены строить свою работу так, чтобы удовлетворять потребности в услугах по представлению дополнительного образования самого широкого круга людей.

Второй наш принцип – преемственность: те знания, которые человек получил на любой из ступеней своего образования, должны быть важны (или каким-либо образом зачтены) на следующей ступени.

В-третьих, индивидуальный, личностный подход к процессу обучения каждого – он, собственно, должен наличествовать в любом образовательном процессе, даже несмотря на то, что в основе нашей работы всё-таки групповые формы обучения. Потребности ведь у всех разные. Сейчас есть такое понятие, как корпоративные программы – бизнес заказывает их для себя. То есть, люди приходят к нам не на разработанные, стандартные курсы, а на те, что мы разработали и подготовили им с учётом конкретного заказа, конкретных их нужд.

Каждому по потребностям

Сегодня в Институте непрерывного образования ПсковГУ, рассказывает Инна Андреянова, работает шесть отделений.

Одно из них – отделение международных программ. Это очень важное и перспективное направление деятельности в сотрудничестве с университетами разных стран.

Другое отделение оказывает услуги дополнительного образования для руководящих работников и специалистов в самых разных сферах. Сейчас, например, здесь активно востребованы программы по подготовке практических журналистов, по подготовке переводчиков в сфере профессиональных коммуникаций. Отдельное направление – нордистика – предполагает несколько курсов иностранных языков: «Шведский язык и культура», «Английский, немецкий и французский языки», «Нидерландский язык».

Вероятнее всего, это отделение будет несколько реорганизовано и «перепрофилировано» в ближайшем будущем. Есть мысль назвать его отделением по развитию бизнеса и делового администрирования и работать с учётом как уже имеющихся программ по бизнес-образованию, так и собственных. Кроме того, в планах создать школу предпринимательства для наших студентов, ориентированную не на получение теоретических знаний, а на выработку практических навыков, на разработку конкретных бизнес-проектов, например.

Есть в Институте непрерывного образования и отделение повышения квалификации научных и преподавательских кадров. Существует определённый круг специалистов, которые должны периодически повышать свою квалификацию.

– К ним, – особо подчёркивает Инна Валерьевна, – в первую очередь относятся и преподаватели нашего вуза, созданного путём объединения разных учебных заведений. На Учёном совете были утверждены контрольные цифры плана повышения квалификации. Мы просим выделить бюджет на 150 человек в 2013 году. Первоочерёдность будет определяться по потребности: есть преподаватели, которые не повышали квалификацию очень давно.

Ещё одно отделение – отделение дополнительного профессионального образования для иностранных граждан. Как недавно было подтверждено, в ПсковГУ будет действовать центр тестирования иностранцев. Напомним, что в связи с последними изменениями в законодательстве, трудовые мигранты при устройстве на работу (это касается, например, занятости в сфере торговли, бытовых услуг), а также в случае, если им предстоит получить российское гражданство, должны будут предъявить сертификат о владении русским языком на достаточном (законодательно определённом) уровне.

Второй момент: в Псковском университете, как в любом классическом университете, обучаются, в том числе, и иностранные студенты. Не все они приезжают в Россию с достаточной языковой подготовкой, чтобы сразу влиться в образовательный процесс. Таким образом, отделение программ для иностранных граждан пока, фактически, языковое, и работать здесь могут только педагоги с квалификаций преподавателя русского языка как иностранного. В перспективе же, подчёркивает Инна Андреянова, здесь возможны и другие аспекты работы – например, по социально-психологической адаптации иностранцев в России.

 

Студент собственного производства

Одно из активно работающих в Институте дополнительного образования направлений – довузовское.

Прежде всего, здесь к услугам ПсковГУ прибегают школьники, которым нужно подготовиться и сдать ЕГЭ, от результатов которого сейчас так много в жизни зависит.

– У нас, – рассказывает Инна Андреянова, – проводятся индивидуальные и групповые занятия по подготовке к сдаче Единого государственного экзамена. В будущем мы хотим открыть собственную площадку для проведения как первой, так и второй волны ЕГЭ в сотрудничестве с региональным управлением образования. Это очень важно для нас – начинать работу с абитуриентами уже на этом этапе: выпускники придут к нам сдавать экзамен, и стены Псковского государственного университета для них уже будут привычными, родными…

Эта образовательная услуга в университете достаточно востребована. На сегодняшний день здесь насчитывается 423 слушателя по всем предметам и всем формам обучения. В частности, к ЕГЭ в университете готовятся 218 человек, при этом 158 учащихся посещают групповые занятия, 60 занимаются индивидуально.

В мечтах университета – школа в составе университета, гимназия или лицей. В идеале – это старшая школа, где молодые люди будут учиться с 8-го по 11-й класс. Классы, как принято сейчас называть их, – профильные, по нескольким направлениям (исходя из того, по каким направлениям сейчас работает и университет): технический, естественнонаучный и гуманитарно-педагогический. В идеале, какой она сейчас мыслится, большой школа быть не должна, поясняет Инна Валерьевна: смысл ведь не в количестве учеников, а в том, что университет будет готовить студентов для себя. Не секрет, что общий уровень подготовки – по той же физике, в частности, по математике, по химии – в общеобразовательной школе постепенно снижается. Да и по большей части лучшие выпускники псковских образовательных учреждений уезжают учиться в столицы. В университетской же школе дети будут работать с преподавателями ПсковГУ, им потом будет легче адаптироваться в вузе – по всем параметрам: как в социальном, так и в образовательном плане.

И тогда – всё у нас получится!

Установленного образца

Государство постепенно выводит программы дополнительного образования за рамки государственной аккредитации, подчёркивает директор Института непрерывного образования Псковского государственного университета Инна Андреянова. Государственной аккредитации сейчас подлежит только определённый круг программ, к которым установлены так называемые федеральные государственные требования, например, к программам повышения квалификации специалистов по таможенным операциям, государственных гражданских служащих.

– С одной стороны, – рассуждает Инна Валерьевна, – у нас в стране привыкли к понятию «государственный диплом», связывая с таким определением и определённый уровень образовательных услуг, и некий контроль за процессом со стороны государства.

Но сейчас сфера дополнительного образования год за годом всё больше и больше становится сферой бизнеса для образовательного учреждения. Вуз – новый игрок на этом поле, и, лишённый государственной «опеки» в сфере дополнительного образования, он должен зарабатывать себе свой собственный имидж. Поэтому возникает некая конкуренция среди учреждений, предлагающих дополнительное образование. Раньше у многих вузов были государственные дипломы, теперь мы выдаём дипломы так называемого установленного образца. По форме и содержанию от прежних они отличаются лишь одним: государственную символику на них заменили символикой конкретного вуза.

Глубоко убеждена, что работа в сфере дополнительного образования от этого хуже не становится – только наоборот. Помимо конкуренции вузы оказываются в ситуации большей свободы при составлении программ, могут выйти с новыми предложениями конкретно под запросы работодателей, под запрос нашего регионального рынка труда.

Источник: Псковская Лента Новостей





 


Активно ли вы участвуете во внеучебной студенческой жизни?