Новости партнеров
Экономика

Железный цирюльник

07.06.2022 11:16|ПсковКомментариев: 0

Глина и помада для волос, бальзам для бороды, санитайзер для рук, пропитка для кожаной сумки — в Пскове четыре года выпускают косметику, добравшуюся через маркетплейсы до каждого региона страны. Ученый из политеха исследовал автомобили и варил по вечерам в лаборатории бриолин. Сегодня у него четыре бренда, два десятка человек в штате, поддержка по нацпроекту и продажи за рубеж.

 

Завораживающую картину могли наблюдать прошлой осенью в Москве посетители крупнейшей в России выставки «достижений барбершопного хозяйства» Russian Barber Week. На конвенцию со всей страны съезжаются барберы, владельцы барбершопов, производители косметики и инструментов. На одном из стендов два псковича на водяной бане в лабораторных склянках варили пасту для укладки, еще горячей разливали ее по банкам и дарили мимо проходящим. Так Степан Манфановский и Владимир Харитонов решили поставить жирную точку в вопросе, производят ли в Пскове косметику, или ушлые продажники заказывают стандартный состав на типовом заводе, клеят свою наклейку и безосновательно называют содержимое баночек своим продуктом. После той поездки снисходительные взгляды на псковичей а-ля «знаем мы, что у вас за производство», сменились на полное уважение. А они от производства косметики для мужских бород, через канистры с антисептиком в пандемию готовы ворваться на рынок женской косметики.

И слово было «бриолин»

Если бы Степан Манфановский не был производителем косметики, он со своей внешностью викинга легко мог бы стать моделью для ее рекламы. Довершает образ строчка «кузнец», появившаяся в трудовой в студенческие годы. Однако главная его сила скрыта не в мышцах, а под рыжей шевелюрой. Он обладатель кандидатской степени в автомобильном хозяйстве. Пока писал диссертацию о повышении плавности хода колесных машин, выиграл региональный конкурс для молодых ученых «Умник». На грант оборудовал в политехе лабораторию для изготовления упругих элементов из полиуретана. В Пскове тем временем открылся первый барбершоп. В 2016 году Степан сел в кресло под ножницы барбера. Так страна потеряла перспективного ученого и получила успешного промышленника.

Мастер предложил уложить волосы американским бриолином — старинным средством для стайлинга, вторую жизнь которому дала культура барбершопов. Результатом Степан, знавший со школьных лет о существовании для мужских волос только геля, остался потрясен не меньше, чем составом на банке. Простейшим составом.

«Крестом пять компонентов, - описывает он рецептуру, - их нужно нагреть, смешать, и все. Я подумал: в чем проблема. Почему мы закупаем за рубежом, если это делается просто?»

Импортозаместительный зуд снимал в лаборатории. Днем запекал в печи полимеры, вечером в ней же варил химикаты для бриолина. Готовый продукт пробовал на себе, раздавал знакомым, отнес баночку барберу, тот передал коллеге в Новгород. Так стало понятно, что все получилось. Барберы затребовали других продуктов: масло и бальзам для бороды. Так стало понятно, что надо открывать компанию.

ООО «Айрон Барбер» появилось в феврале 2018 года. Сообразили на троих. Степан Манфановский взял на себя производственные вопросы. У его научного руководителя писал диплом второй «автомобилист» Владимир Харитонов, он стал отвечать в компании за рекламу и сбыт. Генерального директора Сергея Григорьева нашли в Москве, он все еще живет в столице и выполняет функции человека-филиала в эпицентре основных продаж. Бренд Iron Barber вышел на рынок.

Слишком хорош

Компания, бренд, филиал в Москве — это все довольно солидно звучит, если не знать, что первое производство (оно же офис, оно же склад) открыли на 18 квадратных метрах. Поверхности в снятом кабинете на улице Красноармейской занимали не только горизонтальные, но и по вертикали.

Из лаборатории в университете Степан после защиты кандидатской забрал только печь. Купили вторую такую же. И принялись варить. Быстро ввели в линейку шампунь, гель для душа и для умывания, пасту для укладки волос. Переехали на Народную в помещение, которое строили для частной клиники, но она так и не открылась. «Как в кино, как я и мечтал», - вспоминает Степан о тех временах: сверкающий кафель, не пересекающиеся помещения, уже собственная лаборатория.

Степан Манфановский, Сергей Григорьев и Владимир Харитонов.

Грезы разбились о реальность. Производство уперлось в емкость рынка. Барбершопов по всей России столько же, сколько в одной только Москве салонов красоты - около шести тысяч. Ниша слишком узкая. Да и продукт пытались сделать слишком идеальным, добавляя к функционалу уходовые свойства, что сказывалось на цене. Рынку нужно было что-то качественное, но попроще и подешевле. И немного, полноценное производство такими объемами не загрузишь. А на том, что было, заработать не то что не удавалось - проедали накопления.

«Хотели создать исключительный продукт, уникальный, не похожий ни на что другое. Он оказался слишком хорош, - констатирует Владимир Харитонов. - С прежней концепцией можно было так и остаться вдвоем, варить по двести бутылок шампуня и собирать по десять минут одну картонную упаковку. Без возможностей для масштабирования. Мы взяли курс на укрупнение».

Женщины не отказываются

Встать на этот курс помогла пандемия. С введением первых ограничений, под которые попали и барбершопы, рынок схлопнулся окончательно. Зато всем срочно занадобился антисептик канистрами.

Пока другие производители сокращали работников, «Айрон Барбер» расширялся и нанимал, сейчас в штате 20 сотрудников. Теперь только производственных площадей 250 квадратов. Столько же занимают склады и офисы.

Антисептик запустили под новым брендом Cosmedical. Его планируют развивать на стыке косметики и фармацевтики. В ближайших планах вывод на рынок кератолитиков, помогающих бороться с огрубевшей кожей и работать в салонах красоты с кутикулой. Другое новое направление - выпуск грязе- и водооталкивающих пропиток под маркой Drip Drop для кожаной обуви, одежды и сумок. Косметику для волос и бород теперь выпускают под брендом White cosmetics. Ее очистили от вспомогательных функций, оставив только основное предназначение.

«Если про нас говорят: "Парни поднялись за счет антисептиков", - мы напоминаем, что когда все замерло, мы не сидели и не плакали, а использовали это время, чтобы подумать о новых продуктах, - рассказывает Степан, как история почти провала превратилась в историю успеха. - Рынок открылся, и мы пришли туда заряженными. Антисептики в прежних количествах сейчас не нужны, но за счет новых продуктов объем производства и продаж остался на прежнем уровне».

Основной сбыт приходится на b2b сегмент, салоны красоты и барбершопы. Для домашнего использования псковскую косметику можно найти на Ozone и Wildberries. У нее там плашки «бестселлер» и пятизвездочные отзывы. От первого бренда Iron Barber осталось название магазина на маркетплейсах.

Линейка косметики с таким же названием поставлена на паузу. Когда ее четыре года назад запускали, в позиционировании использовали, кажется, все стереотипы о традиционном понимании мужественности. В описании продуктов можно было встретить слова «серьезный», «настоящий», «бескомпромиссный», «брутальный». Если вчитаться в описания детальнее, выяснится, что от этой «брутальности» кожа должна разглаживаться, а волосы шелковиться. Женщины от таких перспектив тоже не отказались бы. И не отказываются.

«Сейчас старые описания смешно читать, мы давно это переросли, - заверяет Степан Манфановский. - Женщины активно пользуются произведенной нами косметикой, в том числе, наши жены. На маркетплейсах мы столкнулись с тем же, с чем и все продавцы, около 80% покупок совершают женщины. Так мы поняли, что можем какие-то продукты выпускать в унисекс-формате. Вынашиваем мысль ворваться в женскую аудиторию».

Репутация и авторитет

Все четыре года развивать компанию помогал центр «Мой бизнес», оказывающий меры поддержки по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы». Приглашали на обучающие программы. Запускали сайт и переводили его на английский язык. Отправляли на выставки в России и ближнем зарубежье. Оплатили сертификацию антисептика, подтверждающую, что жидкость действительно борется с разной дрянью на руках, прохождение процедуры стоит почти миллион рублей.

«В наших мероприятиях за год участвуют две тысячи субъектов предпринимательства. Отдельное направление работает для начинающих, в том числе, для самозанятых. Помогаем писать бизнес-план, консультируем по налогообложению, рассказываем о возможностях получения грантов и кредитов. Предприниматели могут получить 50 тысяч рублей для рекламной компании на любых носителях, - перечисляет директор центра «Мой бизнес» Анастасия Иванова только малую часть мер поддержки. - До 95% софинансируем модернизацию производства, создание сайта, разработку пробных образцов, получение лицензий и патентов. У нас можно получить любые юридические консультации, принять участие в образовательных программах, как для начинающих, так и по узким направлениям».

Степан Манфановский уверен, что без помощи центра не удалось бы отправить свою продукцию на экспорт. И получить, кстати, региональную награду «Экспортер года» за 2020 год. Баночки из Пскова добрались не только до каждого региона России, их знают в Казахстане и Беларуси. Партнера в Центральной Азии нашли как раз на выставке в Алматы в 2019 году, о которой без «Моего бизнеса» даже не узнали бы. А они не только проинформировали, но и оплатили участие, отвезли продукцию, собрали стенд. Как и на десятки других экспосалонов уже внутри страны.

«Мы в выставках постоянно участвуем, - раскрывает Степан, как поддержка помогает развитию. - Это репутация, если ты на них не приезжаешь, тебя на рынке не видно. Салоны красоты и барбершопы ищут авторитетные бренды, которые им было бы логично купить и нестыдно использовать. Там же находим заказчиков на контрактное производство, если кому-то нужно сделать продукт под брендом салона со своей этикеткой».

Бриолин, свой самый первый продукт, «Айрон Барбер» больше не выпускает. Мода на него прошла. Его рецепт Степан подводил к идеалу до самой последней варки. И до финальной банки трое создателей компании будут видоизменять рецепт ее существования на рынке. Главные «пять ингредиентов крестом» в их успехе: мечта, любопытство, открытость к изменениям, немного поддержки и много ежедневной пахоты - никаких секретов.

Юлия Магера

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Псковская область занимает 83 место по уровню зарплат в стране. Почему в регионе маленькие зарплаты?
В опросе приняло участие 28 человек
Лента новостей