Сцена / Фестивали

Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России

25.02.2016 16:54|ПсковКомментариев: 3
Это только заметки. Свободные размышления, чувства, переживания. Да к тому же размышления не критика, не театроведа, не режиссера – философа, и рядового участника фестиваля. Просто то, что я увидел, оставило массу впечатлений, вдохновило, запомнилось умом и сердцем. А раз так, значит «пальцы просятся к перу, перо к бумаге…» Значит, хочется об этом сказать, подумать, поразмыслить…
 
 
Прежде всего, подчеркну – что я полон благодарности этому фестивалю, его устроителям, искренне рад, что это случилось в моей жизни. Думается, театральное действо на Псковщине по праву носит имя Пушкина, его пафос – прочтение классики, переоткрытие классики, он весь озарен Пушкиным, в нем живет наше стремление еще раз заново осмыслить наследие гения русской литературы,  проверить себя Пушкиным. Сегодня, когда Россия переживает трудные времена, это представляется первостепенно важным. Пушкин – исходный классический текст русской культуры, ключ к ней, к ее менталитету, воплощенный в совершенной художественной форме.
 
 
В основе каждой большой Культуры, имеющей всемирно-историческое значение, лежит, подсознательный пласт глубинных интенций, духовных моделей, невыявленных смыслов, некий «немотствующий Логос» живой жизни. Пушкин нашел для него адекватный язык, воплотил в волшебное Слово. Пушкин – живой участник российской культуры, а значит и нашей истории, в ней существующий, с ней изменяющийся, принимающий разные обличия. Пушкин возвеличенный и неизвернутый, понятый и непонятый, любимый и ненавидимый, трепетно пережитый и изуродованный… Вспомним мысль Осипа Мандельштама о том, что Пушкин не позади, в прошлом, он – впереди, в будущем. «Заезженная» фраза Аполлона Григорьева «Пушкин – наше все» (с различными вариантами типа «Пушкин – наше не все), действительно выражает глубинную истину. Пушкин – наш идеальный горизонт, до которого никогда не добраться, но куда все устремляется. И уничижительные оценки Фаддея Булгарина о том, что «Евгений Онегин» – пустая, бессмысленная болтовня, и всечеловечность поэта у Федора Достоевского, и жажда футуристов «сбросить Пушкина с парохода современности», и разухабистые «постмодернистские» пассажи Андрея Синявского, Пушкин как «товарищ» сталинской эпохи, и трагикомедия преподавания Пушкина в школе, Пушкин – герой уморительных хармовских анекдотов – все это «наш Александр Сергеевич». Превосходно пишет об этом известный российский культуролог И. В. Кондаков: «Хармсовский гротеск демонстрирует убожество, выхолощенность, пошлость «Пушкина» как итога наших знаний и представлений о Пушкине, как поддерживаемого властью пушкинского мифа, примитивного и дешевого».
 
Все пронизано Пушкиным. И маленькая частица этого многоцветься открылась перед нами на сценах Псковщины…
 
 
С огромной увлеченностью посмотрел я спектакль Московского театра им А.С. Пушкина «Повести Белкина». Некоторые считают, что это не столько спектакль, сколько художественное чтение. Могу сказать только, что для меня жанр спектакля не был первостепенно важен. На сцене звучал полноценный пушкинский текст, текст одного из самых волшебных художественных циклов поэта. Энциклопедия человеческих страстей, характеров, ситуаций. Пленительные, как будто безыскусные повествования. «Выстрел», «Гробовщик», «Станционный смотритель»… То было драматическое время в жизни поэта – он в преддверии женитьбы на 17-летней провинциальной красавице Наталье Гончаровой. Поэтом овладевает «томление по счастью», как хорошо сказано в программке фестиваля. Он и трепетно желает соединиться с пленительной красотой невесты и … страшится грядущего брака. Прощай вольная жизнь, прощайте холостяцкие пирушки! Он и рад бы скорее к любимой – но вокруг эпидемия, холера, полицейские заставы. И вот – взрыв небывалой творческой силы знаменитой Болдинской осени 1830 г…
 
 
Повторяю: мне не так важно было, к какой рубрике отнести то, что происходило на сцене. Важно другое: звучал пушкинский текст, полновесное, рельефное, осязаемое пушкинское слово с его обманчивой простотой, необъяснимым таинственным обаянием и невероятной художественной мощью. Хочу особо отметить «музыкальность исполнения» – цельность, гармонию, переливы темпоритмов, некую «волнообразность» чтения, его приливы и отливы. Повести были не просто «рассказаны», а как бы даже пропеты…
 
 
Несколько меньшее впечатление произвел на меня (хотя, по-своему милый и обаятельный), спектакль «Всадник Cuprum» (театр «Кукольный формат» (Санкт-Петербург)). Перед нами рождение «Питербурха-городка» в кукольном варианте. Почему бы не так? Кукла концентрирует жизнь в сказочно-мифологическом ключе, создает обаятельные, трогательные, немного смешные образы персонажей. И почему бы действительно не предположить, что в основу рождения нашей трагической многострадальной столицы легла любовь? Любовь и творчество. Именно поэтому, через сто лет после того, как Петр Великий создал реальный Петербург – мощным творческим порывом русского художественного гения был создан в «Медном всаднике» его идеальный, поэтический образ…
 
 
Сколько путей-дорог ведут к Пушкину! Живя с нами, развиваясь и видоизменяясь вместе с историческим временем, Пушкин – «наше все» еще и потому, что будто бы вобрал в себя великое и мелкое, прекрасное и уродливое, возвышенное и измененное во всех нас.
 
 
Очень понравился мне спектакль театра «Школа современной пьесы» (г. Москва, художественный руководитель Иосиф Райхельгауз) «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца. Разоблачение массового представления о Пушкине, образ Поэта в пошлом, примитивном сознании изуродованность его в школе («Как! Ты не любишь Пушкина?! – Стань в угол!») – вот предмет пьесы Хейфеца. Играли превосходно, задорно, искристо, над всем витала гротескная атмосфера карнавальной стихии, чему способствовал искрящийся юмором текст. И как постепенно, незаметно к герою, первой фразой которого было «Пушкина я возненавидел еще в детстве», приходит осознание прелести его стихов, они сливаются с собственными, романтическими переживаниями и порождают, наконец, заветное желание спасти великого поэта, оградить его от пули Дантеса. Интересно найден постоянный аксессуар, сопровождающий спектакль – толстый слой земли, в которую все уходит и куда зарывают неспасенного поэта. Пушкин гибнет и от пули красавца-кавалергарда, и от нашей пошлости, нашего жлобства, нашего «все на продажу»…
 
 
И – (надо же такому случиться!) – эту же пьесу я через несколько дней увидел в Петербурге в Драматическом театре на Васильевском». Там герой несколько другой – мягче, лиричнее, атмосфера спектакля пронизана как бы легкой сентиментальной дымкой…
 
 
Глубокое впечатление оставил у меня спектакль «Никошенька. Петербургский дебют» (Театр «Цех», г. Санкт-Петербург), посвященный Николаю Гоголю. По-моему, это большая сценическая удача. Гоголь – одна из самых трагических фигур в истории русской литературы, да и русского духа вообще. Понять Гоголя, почувствовать Гоголя, найти пути и к Гоголю-художнику и к Гоголю-человеку – задача невероятной сложности. Если Пушкин – так или иначе, поэт гармоний, отобразитель мира как красоты, то Гоголь – певец «обратной стороны реальности». «Вижу кругом одни свиные рыла!» – восклицал Гоголь в «Ревизоре», хитро спрятавшись за городничего. Мир Гоголя – это мир «рож и харь», чрезмерности и уродства, мир Ноздревых, Чичиковых, Собакевичей и Коробочек… Недаром ведь «пробиться» к Гоголю могли мыслители, сами ощущавшие внутри себя трагические бездны – Андрей Белый, Василий Розанов, Дмитрий Мережковский… И какова должна быть психика художника, гений которого звал его воссоздавать именно эту уродливую сторону! И вот перед нами явление Гоголя из мифа и сказки, из неудачного  «Ганса Кюхельгартена», из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Рождение из психических бурь и мук самолюбия, их комплексов и притязаний поистине наполеоновских, из позорной униженности и непомерной гордыни. Все ярко и убедительно играют, высокой похвалы достойны и Гоголь, и самодовольный петербургский чиновник, и мать Гоголя.
 
 
Хорошо воссоздана атмосфера Петербурга – холодная, чопорная, чванливо-бюрократическая. Атмосфера «странного города», «умышленного города» (Ф. Достоевский), города «белесой призрачности».
 
 
Подверстаем к этому блоку наших размышлений художественное явление «другого мира» – шутливо-хулиганский спектакль знаменитого Санкт-Петербургского театра «Лицедеи» «Золушка. Бал», напомнивший мне почему-то наших ФЭКС’ов 20-х годов прошлого века с их искрометностью, безудержностью, безграничным хулиганством, талантливостью и мастерством. Некоторые критики оценивают «Золушку» как пошлость. Нет, пошлости я там не увидел (может быть, плохо глядел?). Типичная молодежная тусовка – динамичная, выразительная, смешная, в духе нашего времени в меру вульгарная. И Золушка подстать всему этому действу – не тихоня, а наглая, требовательная… 
 
 
Тут же хочу сказать, что посмотрел блестящий мастер-класс актера театра «Лицедеи» Анвара Либабова. Четыре часа настоящей творческой стихии, дионисийской раскрепощенности, подлинной художественной выразительности, истинной актерской мастеровитости. И как увлеченно, с какой радостной свободой участвовали в этом действе дети! А я думал о том, что театр – великая гуманистическая и терапевтическая сила, должен властно и полноценно войти в жизнь школы. Детей надо заразить театром, чтобы они полюбили его, научились переживать чудо искусства сцены, чудо актерской игры. И сами дети должны играть. Не для того, чтобы стать в будущем артистами (это уже у кого какая судьба!), но чтобы расширить психологический репертуар своего участия в жизни, поверить в себя, познать волшебную силу перевоплощениия…
 
Последнее, что я посмотрел (к сожалению, надо было уезжать) – «Пять вечеров» по знаменитой, с большой сценической историей пьесе Александра Володина. На этот раз – в постановке Русского театра Эстонии (г. Таллин, режиссер Александр Кладько).
 
Володинская драматургия сегодня по-особому нужна. Вообще, думается, есть несомненная потребность возрождать на сценических подмостках отечественную пьесу 60-80-х годов прошлого века, «позднесоветскую» драматургию: Володин, Арбузов, Вампилов, Розов, Гельман… Возрождать в качестве противовеса всему неподлинному, ненастоящему, фальшивому, пошлому, чего, к сожалению, так много в нашей жизни. В пьесах этих авторов было переоткрытие человека, его души, обнаружение в нем «экзистенциального ядра», которое сегодня вымывается…
 
Недавно я посмотрел спектакль Санкт-Петербургского Молодежного театра «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова. Трудно об этом говорить, но, по- моему, он совсем не получился. Розов – это психология, это внутренняя жизнь, это существование в чувствах, в эмоциональных состояниях. Чтобы воспроизводить внутреннюю жизнь, актеры должны обладать способностью внутреннего переживания, внутреннего действия. Театр – это выявление внутреннего во внешнем, это переживание в представлении. Представить, выявить, обнаружить можно только реальное содержание. (Его можно, конечно, сымитировать, но для этого необходима высокая мастеровитость!) А его нет, нет школы выявления страстей человеческих… 
 
 
А в спектакле «Пять вечеров» это есть, зримо присутствует. Была тончайшая вязь психологий и характеров, была трепетность душевной жизни, было сопереживание. Что особенно ценно – была воссоздана неповторимая атмосфера 50-х годов прошлого века, артисты буквально перевоплотились в людей того далекого времени. Времени, качественно отличного от современности. Александр Кладько – художник, способный на истинное художественное созидание, на то самое «воспроизведение жизни в художественных образах», которое фигурирует в самых «изначальных» определениях искусства. Передо мной предстал театр старых, добрых традиций, театр психологического реализма, сегодня активно вытесняемый постановками постмодернистского толка…
 
 
Мы – современники смутного, неопределенного, глубоко кризисного времени. Все смешалось в калейдоскопе мнений, настроений, взглядов. Художественное сознание теряет критерии, тонет в бесчисленности школ и направлений, в разнонаправленности творческих (а порой и псевдотворческих) поисков. Закономерно воспроизводится потребность вновь и вновь определять эти критерии, возвращаться к чему-то опробованному, несомненному, совершенному. А это – художественная классика, золотой фонд нашей культуры. Псковский фестиваль наглядно продемонстрировал, насколько интенсивно стремление российских художников заново увидеть и прочитать классическое наследие. Работают и живут творческие силы России! И радостно, что театр затребован, что искусство сцены остается реальным участником духовной жизни наших современников. Это – обнадеживает.
 
Только одно пожелание – насущно необходимо специально выделенное пространство-время для обсуждений, дискуссий, «круглых столов», неформального общения. Все это, конечно, было, происходило в кулуарах фестиваля, но надо придать этому более «статусный характер»…
 
 
Успеха Пушкинскому фестивалю – чудесному, настоящему, истинно творческому событию в духовной жизни России!
 
Доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории
Российского государственного института сценических искусства Юрий Шор
ПЛН в телеграм
Сюжет: 23-й Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» Тюменского драмтеатра читатели ПЛН признали лучшим спектаклем XXIII Пушкинского театрального фестиваля Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России Книги гостей XXIII Пушкинского театрального фестиваля будут хранится в фонде Псковской областной научной библиотеки Пушкинский фестиваль: Предчувствие катастрофы. Наши дни Псковский драмтеатр публикует видеодневник шестого дня Пушкинского театрального фестиваля All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил В последний день Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят три спектакля Григорий Козлов рассчитывает поставить спектакль с актерами Псковского драмтеатра в следующем году Видео-дневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День пятый Григорий Козлов не собирается быть нянькой при Александре Кладько Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом! Куклы из Гродненского театра представлены в псковской галерее «ЦЕХ» Три творческие встречи и два спектакля смогут посетить сегодня зрители Пушкинского театрального фестиваля Тюменский драмтеатр гордится своим участием в Пушкинском театральном фестивале Губернатор Андрей Турчак с супругой стали зрителями спектакля «Иван и черт» на малой сцене Псковского драмтеатра Пушкинский театральный фестиваль: «Лицедеи» теперь в деле Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 10 февраля Видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День третий Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани Вместе с актерами театра «Лицедеи» воспитанники театральной студии «Гвозди» в Пскове учились быть клоунами Встреча худрука Псковского драмтеатра Григория Козлова со зрителями, намеченная на 9 февраля, не состоится «Лицедеи» провели мастер-класс для участников псковской театральной студии «Я и Ты» Режиссер Иосиф Райхельгауз любит провоцировать зрителя В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове сегодня выступят «Лицедеи» Псковский драмтеатр ведет видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля Дополнительный показ «Пиковой дамы» состоится 10 февраля в 19.00 Пушкинский фестиваль: Городская легенда о простуженной душе и правдивые повести о душах страдающих Выставка «Сны Пушкина» открылась в галерее «Цех». ФОТОРЕПОРТАЖ Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре Отменяется встреча с режиссером фильма «Дурак» Юрием Быковым В Пскове в 23-й раз стартует Пушкинский театральный фестиваль В преддверии начала Пушкинского театрального фестиваля в галерее «Цех» открылась инсталляция «Сны Пушкина» Два спектакля увидят в субботу зрители на XXIII Пушкинском фестивале В Псковском драмтеатре идут последние приготовления к открытию Пушкинского театрального фестиваля Доктор философских наук Юрий Шор сегодня прочитает лекцию о философии творчества в медиа-холле Псковского драмтеатра Спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Никошенька» увидят псковичи сегодня Пушкинский театральный фестиваль стартует сегодня в Псковской области Художественная инсталляция «Сны Пушкина» откроется в галерее «Цех» Номинированный на «Оскар» мультфильм российского режиссера псковичи увидели дважды Завтра в Пскове откроется XXIII Пушкинский театральный фестиваль спектаклем «Маленькие трагедии» В рамках Пушкинского театрального фестиваля псковичи смогут услышать официальный голос Джонни Деппа Лекция-размышление о философии творчества пройдет в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля На бис» покажут в Пскове «Пиковую даму» Гродненского областного театра кукол Клоунскую интерпретацию известной сказки Шарля Перро покажут в Пскове «Лицедеи» Лекция Иосифа Райхельгауза начнет в Пскове цикл творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля День памяти Пушкина в музее-заповеднике «Михайловское» отметят концертом Симфонического оркестра областной филармонии «Спасти камер-юнкера Пушкина» как попытка за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта Михаила Булгакова везет в Псков Большой Тюменский драмтеатр Чего не хватает современному театру, обсудят на Пушкинском фестивале в Пскове Спектакль, который привел бы в восторг Тима Бертона, откроет 5 февраля Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» - ностальгия по ушедшей духовности, высоким помыслам и чистым идеалам Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 9 февраля в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер фильма «Дурак» и сериала «Метод» приедет на встречу с псковичами Легендарный спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова будет показан в рамках Пушкинского театрального фестиваля Александр Кладько о поисках сегодняшнего Пушкина, мистике и театральной моде «Подстрочник»: Александр Кладько о программе XXIII Пушкинского театрального фестиваля Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля обсудит возможность придания ему статуса конкурса Каждый спектакль XXIII Пушкинского театрального фестиваля найдет своего зрителя - Александр Кладько Молодежь Пскова привлекла внимание горожан к Пушкинскому театральному фестивалю флешмобом Псковичи смогут бесплатно посетить мастер-класс известного «лицедея» Александр Кладько выразил надежду, что его «Пять вечеров» в «приличном состоянии» Труппа Псковского драмтеатра надеется подготовить к следующему Пушкинскому фестивалю свой спектакль Дмитрий Месхиев не видит ничего страшного в том, что звезда скандального клипа группы «Ленинград» привлечет внимание к Пушкинскому фестивалю Бесплатные пригласительные и билеты со скидкой обещают зрителям организаторы Пушкинского театрального фестиваля Новые дарования открывает Пушкинский театральный фестиваль в 2016 году Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль немного изменился Ярким брендом Псковской области назвала Жанна Малышева Пушкинский театральный фестиваль Спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» представит «Такой Театр» в рамках XXIII Пушкинского фестиваля Опубликована программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектакль о юности Гоголя покажут в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля «Повести Белкина» покажут на псковской сцене актеры Московского драмтеатра «Всадник CUPRUM» - петербургская легенда о любви Спектакль, получивший гран-при фестиваля «Молодые театры России», покажут на псковской сцене «Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет Режиссер Руслан Кудашов: Мы ложимся на землю, смотрим вверх и понимаем, что масштаб наших трагедий хоть и велик, но ничтожно мал Псковичам предлагают выиграть билет на спектакль «Пиковая дама» в театр кукол На спектакли Пушкинского театрального фестиваля заканчиваются билеты Опубликована программа XXIII Пушкинского фестиваля Открыта продажа билетов на спектакли XXIII Пушкинского театрального фестиваля «Дни Турбиных» покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале в Пскове Монодраму «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале «Пять вечеров» покажут на Пушкинском театральном фестивале дважды «Такой Театр» из Санкт-Петербурга покажет на псковской сцене оригинальную версию «Чайки» Чехова Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представит на псковской сцене драму «Иван и черт» по Достоевскому Мистификацию «Пиковая дама» представит на псковской сцене Театр кукол из Гродно Театр «ЦЕХЪ» из Петербурга представит на псковской сцене драму «Никошенька» по письмам Гоголя Спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» на псковской сцене покажут дважды В Пскове покажут кукольный спектакль от создателя «Дозоров» кинорежиссера Тимура Бекмамбетова Столичный театр Пушкина представит на псковской сцене «Повести Белкина» Знаменитый театр клоунов «Лицедеи» выступит в рамках программы XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектаклем-открытием XXIII Пушкинского театрального фестиваля станут «Маленькие трагедии» из Санкт-Петербурга
Лента новостей