Сцена / Из первых уст

Известный российский пианист рассказал о предстоящем концерте в Пскове

24.11.2018 09:56|ПсковКомментариев: 1

Уже завтра, 25 ноября, псковичей ждет заметное музыкальное событие - концерт «Игры классиков», который пройдет в рамках программы министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». В исполнении симфонического оркестра Псковской областной филармонии на сцене БКЗ прозвучат 1-я симфония Сергея Прокофьева и 5-й концерт для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена. Солист - лауреат международных конкурсов Арсений Тарасевич-Николаев.

В преддверии концерта Арсений рассказал Псковской Ленте Новостей о подготовке к выступлению и поделился впечатлениями от работы с Псковским симфоническим оркестром.

- Арсений, бывали ли вы в Пскове прежде?

- В Пскове я выступал два или три года назад, исполнял вместе с симфоническим оркестром  филармонии Второй концерт Рахманинова. Впечатления были замечательные: мне очень понравился и город, и музыканты. Я, к сожалению, почти не смог тогда посмотреть город, но успел немного погулять по Кремлю в день после концерта. Я с большим удовольствием вернусь в Псков и, может, мне даже удастся погулять пару часов помимо концерта.

- Как вы оцениваете уровень музыкантов Псковского симфонического оркестра?

- Очень профессиональные музыканты высокого уровня. Я жду с большим удовольствием предстоящий концерт.

- Вы уже репетировали выступление с оркестром?

- Мы сегодня проведем репетицию, а завтра нас ждет генеральная репетиция и концерт. Это не самый плохой вариант: в Петербурге хорошо, если вообще генеральную репетицию удается сыграть. Это современные реалии. Кому-то это более комфортно, кому-то менее. Это специфический жанр, но учитывая, что в оркестре играют музыканты хорошего уровня, и играем мы произведения, которые есть в репертуаре почти у каждого оркестра, я думаю, что у нас все получится. Это будет удобно и им, и мне.

- Несмотря на то, что пианисты на сцене сидят спиной к дирижеру, они умудряются играть в такт, вливаясь органично в общее звучание. Откройте секрет - как так получается?

- Дирижер находится, скорее, по левую руку от пианиста, так что периферией зрения мы его видим. Но в целом главное все-таки средство восприятия для музыканта - уши, а не глаза. Просто нужно хорошо ориентироваться в тексте, знать партитуру, ориентироваться, где какие инструменты играют. Надо понимать: если есть солирующая одинокая флейта или гобой, наверное, не стоит использовать все возможности фортепиано в плане громкости, лучше  послушать солирующую флейту и немножко прибрать звук. Это процесс именно внимательного слушания друг друга со стороны и дирижера, и солиста, и оркестра.

Солист в каких-то концертах играет более главенствующую роль, в каких-то практически является частью оркестра, как, например, во Втором концерте Рахманинова, - надо такие вещи анализировать и готовиться заранее.

- Вашу манеру исполнения многие слушатели называют «пением» на фортепиано. Как бы вы сами охарактеризовали свою манеру?

- Сложно ответить на этот вопрос - это как если бы вы предложил мне охарактеризовать себя как человека. Манера исполнения у каждого пианиста своя в силу того, что все люди разные. Я не являюсь последователем одной школы, у меня нет никаких манифестов. Я стараюсь отталкиваться всегда от текста, от того, что написал композитор. Добиться наибольшей схожести идеального образа произведения с тем, что выходит из-под твоих пальцев, помогает  постановка звука. Мне в этом смысле помогла база, которую дала Центральная музыкальная школа в Москве и мой педагог Александр Ашотович Мндоянц. Можно по пальцам одной руки перечислить имена детских музыкальных педагогов, которые могут здорово поставить звук у учеников. Он - как раз из них. Мне повезло, что я учился у него. Он учил всегда быть требовательным к себе, к звукоизвлечению.

- Вы сказали об «идеальной картинке произведения» - какой она видится вам в 5-м концерте для фортепиано с оркестром Бетховена, который вы будете исполнять в Пскове?

- Говорить о музыке сложно. Я не люблю использовать эпитеты, которые бы объяснили музыку. Это невербальное искусство, совокупность того, что ты увидел в нотах, того, что ты слышал на записях или на живых концертах. В результате складывается некий образ того, как сделать, чтобы наилучшим образом выразить то, что написал композитор. Вместе с тем на концерте многое зависит также от фортепиано, оркестра, дирижера, публики - это полноценные участники процесса. Так что видение, прочтение музыки - это всегда некий симбиоз. Моя «картинка» будет преобразовываться в процессе завтрашней репетиции, и это наверняка будет что-то новое.

- То есть картинки из серии «бушующее море» или «высокие скалы» при исполнении Бетховена вам не представляются?

- Бывает музыка более изобразительная, бывает программная - когда есть название, какой-то литературный контекст. Это не случай 5-го концерта Бетховена, хотя у него и есть название - «Император». Но зрительным образам нельзя отказать в достоинствах: иногда они помогают добиться технического выполнения. Это некий инструмент по приближению твоей игры, замечательный инструмент в педагогической деятельности. Но они вторичны, это не то, к чему ты стремишься. Как пианист я не хочу заставить зрителя увидеть какую-то картинку, конкретного месседжа нет.

- На классические концерты в БКЗ обычно приходит много учащихся музыкальных школ города. Что бы вы посоветовали начинающим артистам? Сколько времени надо проводить за фортепиано, чтобы добиться успеха?

- В первую очередь желаю любить свое дело, как бы обыденно не звучало. Мне кажется, это основа основ. Человек должен гореть своим делом. Чем больше ты горишь, тем проще будет даже в какой-то черновой работе, не всегда приятной. Когда у тебя есть большое желание сыграть произведение или самовыразиться (когда, например, сам пишешь музыку) - нужен  постоянно какой-то двигатель. Иногда надо даже себе психологически давать небольшой пинок, особенно когда есть отвлечения. А они всегда будут, их сейчас очень много.

Если хочешь стать солирующим концертным пианистом, стоит ценить возраст от 10 до 20 лет. Это замечательное время, в котором быт еще не играет столь большую роль, концертов не так много и есть много возможностей учить новый репертуар. Позже напряженный график может оставлять гораздо меньше времени на учебу.

У меня сейчас был большой тур по Австралии, за 35 дней - 18 концертов. С переездами и мастер-классами времени на занятия оставалось крайне мало, каждые полчаса воспринимались как манна небесная. А когда я дома и в более-менее комфортной ситуации, например, две недели без концертов, то многое зависит от расписания. От трех часов в день в совсем расслабленном режиме до восьми-девяти часов, когда надо что-то быстро выучить.

  

Напомним, концерт «Игры классиков» состоится 25 ноября на сцене БКЗ Псковской филармонии в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны». Начало - в 17.00.

На сцене: симфонический оркестр Псковской областной филармонии. Художественный руководитель оркестра -  Николай Хондзинский. Дирижер - Заурбек Гугкаев. Солист – Лауреат международных конкурсов Арсений Тарасевич-Николаев.

В программе:

С. Прокофьев Симфония №1 Ре мажор, «Классическая», соч. 25

Л. ван Бетховен Концерт №5 для фортепиано с оркестром Ми бемоль мажор «Император», соч. 73

Билеты можно приобрести ЗДЕСЬ.

6+

ПЛН в телеграм
Лента новостей