Сцена / Спектакли

«Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет

19.01.2016 17:33|ПсковКомментариев: 4

Русский театр Эстонии 9 и 10 февраля, представит на XXIII Пушкинском фестивале спектакль «Пять вечеров», в постановке режиссера Александра Кладько. «Пять вечеров» – несомненно, одно из лучших произведений драматурга Александра Володина. Любовь, которая пережила войну и разлуку. Ильин (Александр Ивашкевич) понял, что Тамара (Лариса Саванкова) – по-прежнему его звезда.

Зрители, которым посчастливилось попасть в Русский театр на «Пять вечеров»,  на три с половиной часа с головой погружаются в атмосферу конца 1950-х, с поразительной точностью, вплоть до мельчайших деталей воссозданную художником Борисом Шляминым.

– Сейчас кажется, что в шестидесятые было ощущение радости.

– Было. Но быстро угасло.

(Из интервью, которое Александр Володин дал в день 80-летия Марине Дмитревской)

Мне доводилось бывать в старых питерских коммуналках, с их длинными и почему-то извилистыми коридорами, где в полутьме непременно натыкаешься то на лыжи, в распорках дожидающиеся зимы, то на повешенный на стену вверх колесами ржавый велосипед, то, как герои спектакля, на жестяной таз. Эпоха узнается и в женских прическах (некогда модный, а ныне едва ли не кажущийся уродливым перманент), и в костюмах (кто-то из зрителей пенял театру, отчего Александр Ивашкевич – Ильин одет здесь так же, как Станислав Любшин в фильме Никиты Михалкова. Так ведь отечественная легкая промышленность той поры не баловала разнообразием: широкополая черная шляпа, добротное драповое пальто и костюм в полоску были униформой самостоятельного мужчины).

Характеры эпохи

Но главная и подкупающая верность эпохе – в характерах. В том, как бережно, умно и лирично прочли и сыграли старую (1959) пьесу Володина режиссер Александр Кладько и актеры Лариса Саванкова, Александр Ивашкевич, Елена Тарасенко, Татьяна Егорушкина, Дмитрий Кордас и Сергей Черкасов.

Петербургский режиссер Кладько ранее поставил в Таллинне «Старшего сына» и «Чиполлино». Мило, талантливо, но... не более. «Пять вечеров» – совсем другой уровень. Здесь очень много того, что хочется назвать театральным высшим пилотажем.

«Пять вечеров» – пьеса длинная. Обычно ее сокращают. Здесь режиссерские «ножницы» почти не тронули текста, потому что у Володина одно вытекает из другого, все взаимосвязано, герои заслуживают подробного (но и не лишенного доброты, а некоторые – и снисходительности) взгляда.

Почему Ильин вдруг вспомнил первую любовь? Потому что его случайная – на этот вечер – подруга Зоя заговорила о любви. А еще потому, что Зоя, феноменально точно сыгранная Еленой Тарасенко, вдруг ужаснула его: несовместимость интеллектов, интересов, кругозоров оказалась катастрофической! Но и довольно вульгарной Зое режиссер, актриса, а с ними и публика сочувствуют. Володин жалел и понимал этот несчастный женский социальный слой: фабричных девчонок, продавщиц, санитарок – с их неустроенностью, неутомимым желанием встретить того единственного и готовностью в который уж раз наступить все на те же грабли.

...А ей семью хочется, ведь женщина! И она уже не так верит в себя. «В чем дело, чего у меня не хватает?» И с третьим она уже теряет гордость, почти навязывается. А про нее говорят: «Какая распущенная...»

Зоя – охотница, чего только стоят ее взгляды: плотоядный на Ильина (а вдруг он и есть ее счастье?) и колюче-изучающий на Тамару (отчего он называет ее звездой? Если приглядеться, чем я хуже?). Но охотница неудачливая.

Жалость и преклонение

Знаешь, что волнует меня в любой женщине? Я преклоняюсь перед ней, как перед чудом. В женщине есть мелодия, должна быть, иначе она – не женщина. Мне всегда кажется, что чудо-женщина беззащитна. Вот и получается, что любовь – это жалость и преклонение.

Александр Володин

И в спектакле в каждой женщине звучит эта мелодия. Характеры очерчены очень точно. Бедовая, отчаянная Катя (Татьяна Егорушкина), настоящая боевая подруга для пока еще ребячливого и наивного Славика (Дмитрий Кордас), может пойти одним из двух путей: либо Зоиным – в Кате есть некая простоватость, либо Тамариным – стать звездой для любящего мужчины и немножко – Снежной Королевой. Какой и сыграла Тамару Лариса Саванкова.

- Я взял маленькое зеркальце, посмотрел на себя в профиль и понял: не сможет она меня любить. Женщина в белом, как снежная королева, такая прекрасная, что я могу только боготворить ее издали... И вот та девушка, что звонила, представилась мне такой. И я говорю: не надо встречаться. За четыре дня до призыва! Вы, говорю, придете вся в белом, прекрасная, а я – вы не знаете, что увидите... Словом, полный идиот... Ну мы и встретились. И вот призыв. Женщины провожают нас, бегут за грузовиками, плачут. А моя не плачет. Кричит на бегу: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена!»

Александр Володин

Писатель подарил это прощание своим героям.

Лариса Саванкова в роли Тамары удивительна. Как и Александр Ивашкевич в роли Ильина. Уж сколько спектаклей они сыграли вместе: Дидро и мадам Тьербуш в «Голой правде», Фредерик Леметр и мадемуазель Жорж во «Фредерике», Вальмон и маркиза де Мертейль в «Опасных связях», Мышкин и Настасья Филипповна в «Идиоте». Их дуэт сыгран и слажен, как в фигурном катании. Но здесь в их игре возникает новая глубина и новое обаяние. Прошлое прочитывается в том, как они снова оттаивают, снова находят друг друга. Понимаешь, что слова Тамары «какая у тебя будет бесчувственная жена» согревали Ильина все дни войны. Мужчинам его поколения строки «Жди меня» Симонова были молитвой и надеждой, Ильин вслед за лирическим героем Симонова мог бы сказать Тамаре:

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, –

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Светлая тоска по людям

А что случилось дальше? Если биографии остальных персонажей выписаны четко и прозрачно, то Ильин – загадка. Мы знаем, что его исключили из института за то, что он назвал подлеца подлецом. Потом – фронт. Пока все ясно. Но послевоенные годы... Мы знаем только, что он работал шофером где-то на Севере. В 1959 году о сталинских репрессиях говорили глухо, а уж на сцене эта тема была табу. Возможно, прямодушие Ильина привело его на один из островов архипелага ГУЛАГ. Или предчувствие, что он сядет по чьему-нибудь доносу, заставило Ильина добровольно завербоваться на Север, где уж точно искать его не станут. (Так Иннокентий Смоктуновский в послевоенные годы уехал в заполярный Норильск.) Впрочем, подробности не так уж важны. Важно то, как Ивашкевич показывает, что можно быть интеллигентом, не будучи хлюпиком.

Постановка Кладько, как и ее герой, интеллигентна. Сентиментальна, но не слезлива. При всем драматизме (или мелодраматизме) она насыщена юмором: очень смешной получилась сцена, в которой Тамара и Ильин, не совпадая по фазе, переговариваются ночью из разных углов и Тамара, стесняясь и все же желая покрасоваться перед любимым мужчиной, выглядывает из-за ширмы в комбинации и тут же, испугавшись собственной смелости, прячется. Совершенно феерически сделана сцена Ильина и Кати в пивной, здесь столько комедийных деталей, что сцена проходит под непрерывный хохот зала. Замечательно придуман «дуэт ревнивиц», в котором Лариса и Зоя танцуют под песню «Миленький ты мой...»: он начинается как поединок, а заканчивается как братание подруг по несчастью.

Наконец, финал, в котором есть и душевное тепло, и почти что семейная трогательная интонация, объединяющая сцену и зал. Падает мягкий, рождественский снежок, и за стеклом мы видим лица всех действующих лиц. А затем зрителей угощают шарлоткой, которую пекла во втором акте Тамара. (Кстати, шарлотку в самом деле готовит – к каждому представлению – Лариса Саванкова.)

То недолгое ощущение радости, о котором говорил Володин, передается залу. А еще светлая тоска. Не столько по времени, сколько по людям. Власть была плохая (хотя и о нынешней добрых слов не скажешь), а люди прекрасные. И только потом соображаешь, что Тамара и Ильин вряд ли дожили до наших дней, а Катя и Славик если и дожили, то им по 75 лет, и они, скорее всего, живут в бедности, как большинство пенсионеров.

Театральный критик  Борис Тух (Эстония, Таллин) 

 

А вам еще не вышли сроки?

А нам уже пора, пора...

Вам результаты перестройки

увидеть и кричать ура.

 

А может быть – уж нас не будет,

но с наше поживете вы

и на своем развале судеб

промолвите вслед нам: увы...

                                               Александр Володин

ПЛН в телеграм
Сюжет: 23-й Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» Тюменского драмтеатра читатели ПЛН признали лучшим спектаклем XXIII Пушкинского театрального фестиваля Заметки о Пушкинском театральном фестивале Юрия Шора: Творческие силы России Книги гостей XXIII Пушкинского театрального фестиваля будут хранится в фонде Псковской областной научной библиотеки Пушкинский фестиваль: Предчувствие катастрофы. Наши дни Псковский драмтеатр публикует видеодневник шестого дня Пушкинского театрального фестиваля All you need is... правда: чем Тюменский драматический театр псковских женщин покорил В последний день Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят три спектакля Григорий Козлов рассчитывает поставить спектакль с актерами Псковского драмтеатра в следующем году Видео-дневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День пятый Григорий Козлов не собирается быть нянькой при Александре Кладько Пушкинский фестиваль: Вечер пятый. С богом! Куклы из Гродненского театра представлены в псковской галерее «ЦЕХ» Три творческие встречи и два спектакля смогут посетить сегодня зрители Пушкинского театрального фестиваля Тюменский драмтеатр гордится своим участием в Пушкинском театральном фестивале Губернатор Андрей Турчак с супругой стали зрителями спектакля «Иван и черт» на малой сцене Псковского драмтеатра Пушкинский театральный фестиваль: «Лицедеи» теперь в деле Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 10 февраля Видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля. День третий Пушкинский фестиваль: Спаси и сохрани Вместе с актерами театра «Лицедеи» воспитанники театральной студии «Гвозди» в Пскове учились быть клоунами Встреча худрука Псковского драмтеатра Григория Козлова со зрителями, намеченная на 9 февраля, не состоится «Лицедеи» провели мастер-класс для участников псковской театральной студии «Я и Ты» Режиссер Иосиф Райхельгауз любит провоцировать зрителя В рамках Пушкинского театрального фестиваля в Пскове сегодня выступят «Лицедеи» Псковский драмтеатр ведет видеодневник XXIII Пушкинского театрального фестиваля Дополнительный показ «Пиковой дамы» состоится 10 февраля в 19.00 Пушкинский фестиваль: Городская легенда о простуженной душе и правдивые повести о душах страдающих Выставка «Сны Пушкина» открылась в галерее «Цех». ФОТОРЕПОРТАЖ Пушкинский театральный фестиваль: «Маленькие трагедии» в анатомическом театре Отменяется встреча с режиссером фильма «Дурак» Юрием Быковым В Пскове в 23-й раз стартует Пушкинский театральный фестиваль В преддверии начала Пушкинского театрального фестиваля в галерее «Цех» открылась инсталляция «Сны Пушкина» Два спектакля увидят в субботу зрители на XXIII Пушкинском фестивале В Псковском драмтеатре идут последние приготовления к открытию Пушкинского театрального фестиваля Доктор философских наук Юрий Шор сегодня прочитает лекцию о философии творчества в медиа-холле Псковского драмтеатра Спектакли «Спасти камер-юнкера Пушкина» и «Никошенька» увидят псковичи сегодня Пушкинский театральный фестиваль стартует сегодня в Псковской области Художественная инсталляция «Сны Пушкина» откроется в галерее «Цех» Номинированный на «Оскар» мультфильм российского режиссера псковичи увидели дважды Завтра в Пскове откроется XXIII Пушкинский театральный фестиваль спектаклем «Маленькие трагедии» В рамках Пушкинского театрального фестиваля псковичи смогут услышать официальный голос Джонни Деппа Лекция-размышление о философии творчества пройдет в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля На бис» покажут в Пскове «Пиковую даму» Гродненского областного театра кукол Клоунскую интерпретацию известной сказки Шарля Перро покажут в Пскове «Лицедеи» Лекция Иосифа Райхельгауза начнет в Пскове цикл творческих встреч в рамках Пушкинского театрального фестиваля День памяти Пушкина в музее-заповеднике «Михайловское» отметят концертом Симфонического оркестра областной филармонии «Спасти камер-юнкера Пушкина» как попытка за повсеместными шаблонами и клише увидеть живого поэта Михаила Булгакова везет в Псков Большой Тюменский драмтеатр Чего не хватает современному театру, обсудят на Пушкинском фестивале в Пскове Спектакль, который привел бы в восторг Тима Бертона, откроет 5 февраля Пушкинский театральный фестиваль «Дни Турбиных» - ностальгия по ушедшей духовности, высоким помыслам и чистым идеалам Худрук Псковского драмтеатра встретится со зрителями 9 февраля в рамках Пушкинского фестиваля Режиссер фильма «Дурак» и сериала «Метод» приедет на встречу с псковичами Легендарный спектакль «Евгений Онегин» Театра имени Вахтангова будет показан в рамках Пушкинского театрального фестиваля Александр Кладько о поисках сегодняшнего Пушкина, мистике и театральной моде «Подстрочник»: Александр Кладько о программе XXIII Пушкинского театрального фестиваля Оргкомитет Пушкинского театрального фестиваля обсудит возможность придания ему статуса конкурса Каждый спектакль XXIII Пушкинского театрального фестиваля найдет своего зрителя - Александр Кладько Молодежь Пскова привлекла внимание горожан к Пушкинскому театральному фестивалю флешмобом Псковичи смогут бесплатно посетить мастер-класс известного «лицедея» Александр Кладько выразил надежду, что его «Пять вечеров» в «приличном состоянии» Труппа Псковского драмтеатра надеется подготовить к следующему Пушкинскому фестивалю свой спектакль Дмитрий Месхиев не видит ничего страшного в том, что звезда скандального клипа группы «Ленинград» привлечет внимание к Пушкинскому фестивалю Бесплатные пригласительные и билеты со скидкой обещают зрителям организаторы Пушкинского театрального фестиваля Новые дарования открывает Пушкинский театральный фестиваль в 2016 году Дмитрий Месхиев: Пушкинский театральный фестиваль немного изменился Ярким брендом Псковской области назвала Жанна Малышева Пушкинский театральный фестиваль Спектакль «Костя Треплев. Любовь и смерть» представит «Такой Театр» в рамках XXIII Пушкинского фестиваля Опубликована программа лекций и творческих встреч XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектакль о юности Гоголя покажут в Псковском драмтеатре в рамках Пушкинского театрального фестиваля «Повести Белкина» покажут на псковской сцене актеры Московского драмтеатра «Всадник CUPRUM» - петербургская легенда о любви Спектакль, получивший гран-при фестиваля «Молодые театры России», покажут на псковской сцене «Пять вечеров»: Старая любовь не ржавеет Режиссер Руслан Кудашов: Мы ложимся на землю, смотрим вверх и понимаем, что масштаб наших трагедий хоть и велик, но ничтожно мал Псковичам предлагают выиграть билет на спектакль «Пиковая дама» в театр кукол На спектакли Пушкинского театрального фестиваля заканчиваются билеты Опубликована программа XXIII Пушкинского фестиваля Открыта продажа билетов на спектакли XXIII Пушкинского театрального фестиваля «Дни Турбиных» покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале в Пскове Монодраму «Крейцерова соната» по мотивам повести Льва Толстого покажут на XXIII Пушкинском театральном фестивале «Пять вечеров» покажут на Пушкинском театральном фестивале дважды «Такой Театр» из Санкт-Петербурга покажет на псковской сцене оригинальную версию «Чайки» Чехова Санкт-Петербургский театр «Мастерская» представит на псковской сцене драму «Иван и черт» по Достоевскому Мистификацию «Пиковая дама» представит на псковской сцене Театр кукол из Гродно Театр «ЦЕХЪ» из Петербурга представит на псковской сцене драму «Никошенька» по письмам Гоголя Спектакль Иосифа Райхельгауза «Спасти камер-юнкера Пушкина» на псковской сцене покажут дважды В Пскове покажут кукольный спектакль от создателя «Дозоров» кинорежиссера Тимура Бекмамбетова Столичный театр Пушкина представит на псковской сцене «Повести Белкина» Знаменитый театр клоунов «Лицедеи» выступит в рамках программы XXIII Пушкинского театрального фестиваля Спектаклем-открытием XXIII Пушкинского театрального фестиваля станут «Маленькие трагедии» из Санкт-Петербурга
Лента новостей