Сцена / Фестивали

Золушка действительно @, а Бал удался!

09.02.2016 13:19|ПсковКомментариев: 14
Дневник фестиваля от Донецкого
 
Шарль Перро, «Золушка@.Бал», Санкт-Петербургский театр «Лицедеи», 8 февраля, понедельник, 19.00, БКЗ филармонии
 
Это был, наверное, самый успешный спектакль фестиваля. В смысле всеобщего публичного приятия. Кривотолков нет. Публика точно неистовствовала. Полностью соответствуя жанру веселой клоунады, на которую и шла. Горизонт зрительских ожиданий был раскрыт полностью. А ведь «Золушка@.Бал» - вроде бы классика, инсценировка знаменитой и трогательной сказки Шарля Перро, которую мы с детства знаем по байкам на ночь и по культовому фильму 1947 года, недавно удачно раскрашенному.
 
 
«Золушка» - популярный мировой сюжет, сотни раз инсценированный, интерпретированный и экранизированный. Вспомним хотя бы знаменитую голливудскую «Красотку» с Джулией Робертс и Ричардом Гирром, где Робертс - Золушка, а Гирр - Принц. Чудесное превращение замарашки и дурнушки (в фильме - проститутки) в прекрасную Принцессу - всегда сказка, фантастика. В жизни так не бывает. И поэтому сюжет про Золушку столь желанен обывателю: нет, бывает, утверждает зритель! И рад в очередной раз внять заманчивому доброму рассказу про туфельку, обязательно со счастливым финалом.
 
В то же время у шоу «Лицедеев» в Пскове сразу сложилась виртуальная, но сплоченная группа обструкции. Ну, какое отношение мим-театр «Лицедеи» может иметь к XXIII Пушкинскому театральному фестивалю? Пушкинскому! С его строгими традициями, с выверенным, пушкинским же, репертуаром? Да никакого! Просто записным интернет-критикам пора понять и привыкнуть, что концепция фестиваля резко изменилась. «Пушкинский» отныне - это, конечно, и Пушкин тоже, и нынешний фестиваль это демонстрирует, однако далеко не только «наше всё».
 
 
Конфликт-то тут вовсе не в авторах пьес на афишах. Пусть Гоголь, пусть Достоевский, пусть Булгаков. Пусть будет, наконец, и Шарль Перро. У противников новой концепции Пушкинского фестиваля расхождения с организаторами чисто эстетические и этические. Ну какой мим-театр? Еще бы цирк пригласили! К тому же спирта в огонь скандала подлила одна из актрис «Лицедеев» - Юлия Топольницкая, в январе представшая в матерном видеоклипе группировки «Ленинград». Ну, так что? И сам Пушкин уважал нецензурное словцо, и часто виртуозно использовал русский мат в своем эпистолярии. Цензура, правда, в XIX столетии была совсем лютой. Приходилось Пушкину обходиться письмами к жене и друзьям.
 
За цирком, как мне представляется, дело не станет, на следующих фестивалях, а «Лицедеи» - вот они, на XXIII Пушкинском фестивале. И суть, разумеется, не в мате или дерзких художественных экспериментах, а в достаточной мере таланта. По-моему, и клип «Ленинграда» - выдающееся произведение, и спектакль «Золушка@.Бал» - не менее чем. Авторы спектакля - главный режиссер «Лицедеев», профессор СПбГАТИ Борис Уваров, сценографы Андрей Свердлов и Екатерина Лизогубова, вся многочисленная труппа «Лицедеев» представили псковичам действительно нечто поразительное. Не удержусь от расхожих пошлостей: феерическое, в хорошем смысле попсовое, «камеди-клабное».
 
 
А если всерьез: спектакль остроумен, продуман до деталей, ловко скроен и крепко сшит, сделан четко и работает, как отлаженный швейцарский механизм. Внимательный критик все это не мог не заметить.
 
Понятно, что сюжет Шарля Перро разложен на эстрадные скетчи, репризы, пантомиму, клоунские, танцевальные и эстрадные номера. И в привычном нам сюжете присутствуют подвохи и зияния. Авторы играют с сюжетом, модернизируют текст, отсылают зрителя к популярным ток-шоу, сочиняют оригинальные мизансцены. Но это именно тот самый сюжет про Золушку и Принца, про Фею, превращающую тыкву в карету (пусть у «Лицедеев» тыква и с глазами из Хэллоуина), про Бал, который всегда кульминация шоу.
 
 
Ну, и про Любовь, которая выше всяких сословных условностей.
 
В спектакле наличествует не только динамичная клоунада, танцы и песни, но и какой-никакой текст: и изъясняются герои на современном арго, где имеются и «кредиты», и «ВКонтакте», и «облайкал фоточку», и «гаджеты», и даже слово «война» (!), словом, весь тот сор, который у нас речью зовется. Но это не только обыгрывание актуального обывательского жаргона, это и пародия на нравы: когда Принц начинает искать свою суженую, начинается ток-шоу «Давай поженимся», и перед зрителем выступает целый выводок банальных дур с их стереотипными реакциями и бытовым враньем.
 
 
Что это, как не обличение современных «о, времен, о, нравов»?
 
Я не знаю, заметил хохочущий зритель эти неожиданные острые вкрапления, которые смело можно назвать своего рода «театром.док». Но подмечено артистами все точно, верно, убедительно, пусть и скрыто под комическими костюмами и масками, замаскировано под буффонаду. Лично для меня такие неожиданные «прорывы» вроде как прочно сплетенной художественной ткани и кажутся самыми ценными моментами. Эге! А художники-то не так просты, как кажутся, у них фиги в карманах, и вроде чистая развлекуха, а с подтекстом. Вернее, с подтекстами, часто весьма глубокомысленными. Потому что, если специально всматриваться и подсчитывать нюансы, как это делают спортивные комментаторы, можно много чего заметить и обнаружить.
 
 
«Золушка@.Бал» - спектакль с двойным-тройным дном, и за легкой, веселой, повторюсь, феерической формой скрывается и непростая интрига, и социальный смысл. Просто это нужно разглядеть. А, впрочем, наверное и разглядывать специально ничего не надо. Заложенные, как скрытые мины, смыслы все равно останутся со зрителем, пусть он их даже и не осознает, потешаясь над остроумной репризой с королевскими указами. Смыслы от «Лицедеев» застрянут в подсознании и рано или поздно взорвуться правдой и откровением.
 
В остальном - нужно было просто сесть на попу ровно и расслабиться, получая удовольствие от виртуозной клоунады, от танцевальных номеров, от профессионального караоке, от пародийно переделанных шлягеров, от развеселой эротики, от художественного целого наконец, спектакля, каким-то непостижимым хитрым способом не распавшегося на фрагменты. Вот уж загадка! А что это, как не признак высокого театрального мастерства?
 
 
«Баня и свадьба!» - объявляет Король, и это самый наилучший хэппи-энд, который можно придумать. Тут же и обыгран знак клавиатурно-компьютерной @, заявленной в названии; Король прав: хочешь жениться - женись: «Главное, чтобы девушка была хорошей, доброй и верной, как собака».
 
Саша Донецкий
ПЛН в телеграм
Лента новостей