Сцена / Из первых уст

Сергей Чехов о потенциале Пскова и «кроссдисциплинарных практиках»

11.09.2020 22:35|ПсковКомментариев: 1

У главного режиссера Псковского театра драмы Сергея Чехова закончился контракт, который Театрально-концертная дирекция не стала продлевать. В должности главного режиссера лауреат премии президента Владимира Путина отработал всего полтора года. О том, почему так получилось, Сергей Чехов рассказал нашему изданию.

- Сергей, не могли бы вы как-то прокомментировать ситуацию. Почему контракт не продлили? Кто в этом виноват?

- Никто в этом не виноват. Нормальная ситуация. Скажем так, обоюдные ожидания не совпали с действительностью. И стало понятно, что это сотрудничество неорганично, и его правильней всего вовремя прекратить, чтобы не поссориться.

- Но вы продолжаете сотрудничать с Псковским театром? 

- Мы сейчас просто репетируем спектакль «7самураев» для возможных гастролей в Москве в октябре. И еще я буду восстанавливать «Реку Потудань» и вводить на роль Дениса Золотарева  нового актера – Гошу Болонева. А так пока никаких других планов нет, но, расставаясь, мы договорились, что, как свободный художник, если возникнет какой-то обоюдоинтересный проект, я буду с театром взаимодействовать. Но это большой вопрос, возникнет ли он, потому что я сейчас пытаюсь уйти от театра как такового в прямом смысле слова, мне гораздо интересней кроссдисциплинарные практики и кроссдисциплинарные поиски. Поэтому, я не уверен, что в ближайшее время захочу ставить спектакль с артистами. Вот прям как спектакль-спектакль.

- Не могли бы пояснить, что значит «кроссдисциплинарные практики»?

- Термин «кроссдисплинарные» может означать все, что угодно. Это может быть что-то на пересечении театра и современной академической музыки, театра и перформативных практик, новых цифровых технологий и т.д. и т.п. Такие проекты, которые сложно назвать каким-то одним конкретным словом или видом искусства. Вроде бы театр, но не театр, вроде бы инсталляция, но не до конца. И так далее. Мы подобный проект сделали в Архангельске в начале этого года. Его вроде бы и спектаклем не назовешь. Но с другой стороны, вроде бы это театр. 

- Расскажите подробней.   

- Проект называется «Север». Мы его сделали в здании бывшего Архангельского морского речного вокзала. Внутри спектакля нет действующих артистов, хотя артисты в проекте участвовали. Звучат их голоса. И это такая тотальная инсталляция, в которой нарративы собираются каким-то неочевидным образом, и зритель сам каждый раз собирает для себя нарратив в зависимости от того, в какой последовательности он перемещается в этом пространстве. Я предлагал подобного рода проекты в Пскове, тем более, что в Пскове есть для этого возможности. Я сейчас сам много гуляю по городу, поскольку остался здесь жить на какое-то время. 

Фото: проект Сергея Чехова «Север». Здание бывшего Морского Речного вокзала. Архангельск, 2020

- На какое время? 

Ну, может быть, годик. Ну, я буду ездить на разные проекты по стране, но постоянно буду базироваться здесь, в Пскове. И мне как раз кажется, что в Пскове имеется мощный потенциал для развития, условно говоря, сайтспецифичного театра, который выходит за рамки театра, выходит в пространство города, в любые локации - в торговый центр, на фабрику, во все, что угодно. Я когда брожу по городу, нахожу какие-то заводы. Нефункционирующие цеха радиозавода. Какие-то цеха за «Максимусом», непонятные абсолютно. С точки зрения индустриального кладбища здесь есть куда развернуться, есть с чем поработать. Существуют для этого разные объекты. Может быть, сформулирую какой-то самостоятельный проект. Пока не понимаю, откуда взять на него финансирование.  

- Именно в Пскове?

- Да. Мне интересно именно в Пскове. Здесь территория в плане подобных практик невспаханная, как и в большинстве региональных городов. Это какая-нибудь Пермь может похвастаться Дягилевским фестивалем. Да и то. На самом деле только Москва и Петербург пытаются что-то делать в этом формате. Мне кажется, это вообще важное направление, когда искусство выходит в город, такая интервенция, особенно, когда через эту интервенцию получается ответная интервенция зрителя, его эмансипация. Зритель освобождается и в какой-то мере присваивает себе город. Обратно. Такая внереволюционная своеобразная революция. Неполитическая.

Беседовал Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
Лента новостей