Новости партнеров
Сцена / Фестивали

Черт знает что

18.12.2021 15:59|ПсковКомментариев: 0

«Когда кажется – креститься надо», - говаривали наши бабушки, когда маленькими нам случалось придумывать разные небылицы. С такой установкой на спектакле Севастопольского театра юного зрителя пришлось бы туго, потому что «казалось» – постоянно. А иначе и быть не могло – ведь давали гоголевский «Нос».

 

Фото здесь и далее - Псковский театр драмы им. А.С.Пушкина

Попадание в фантасмагорический мир майора Ковалева и туманного Петербурга было настолько точным, что к финалу порой становилось страшно: происходящее на сцене было уже не кажущимся вовсе, а реальным и обыденным. Человек-то, господа хорошие, ко всему привыкает, даже к мороку, странным играм судьбы и чертовщине несусветной.

Вовлечение зрителя в инфернальный мир «птиц – не птиц» и «граждан – не граждан» началось еще в фойе. Потусторонние струнные пиццикато щекотали нервы и рождали недоумение:  послышалось или нет? Если не послышалось – то зачем и откуда это все? Еще непонятнее стало в зале: вместо первого ряда – стопки книг, а на сцене – клетка с живой птичкой. «Боже мой, как предсказуемо! Да ведь это символ души», - пробасил кто-то из знатоков.

Птичке было все равно – ей бы из клетки вон… Но не появилось на сцене никакого «тихого мальчика» из зрителей, который в приступе наивного возмущения отворил бы дверцу и дал свободу пленнице. И все действие закружилось, полетело, как и задумано было режиссером Яной Туминой. Пиццикато развернулись в прекрасную музыкальную партитуру, а клетку забрала женщина в черном платье и широком чепце – проездом из средневековья.

Сцена преобразилась в Невский проспект, по которому засновали люди в сером, похожие один на другого. Поначалу  чинно и степенно, по регламенту и предписанию, согласно распоряжению и заверенному печатью документу. И скучно было бы на этом свете, кабы не казус Ковалева: майор, потерявший нос, ввергает налаженную до автоматизма жизнь в полный хаос и сумятицу. Маски, зеркала, движущиеся столы, призраки, адский снег из ниоткуда, объявления о продаже людей – к месту оказывается весь классический художественный арсенал двойственного мира, в котором не все то правда, что мерещится, и наоборот. 

Раскручиваясь по лейтмотивным спиралям текста и музыки, бытовое действо постепенно разрастается в мистерию, историю о явлении черта и Бога в грешном Петербурге (к слову, в средние века мистерии часто давали вместе с фарсовыми постановками – в спектакле Севастопольского ТЮЗа предостаточно было не только страшного, но и комического).

Майор не понимает, что оказался в первозданном хаосе, где «все обман, все мечта», и пытается играть по привычным правилам: обращается в газету, ко врачу, пишет письма и надеется на влиятельных знакомых. Но  Дьявол, весь в красном и блестках, проводит ему умопомрачительную экскурсию по некоторым из кругов ада. Ковалев бегает за лучом света, взывая о помощи, пока вокруг него крепчает карнавализованное Царство Носа. А ведь достаточно было, как в детстве, зачураться: «чертик, чертик, поиграй, а потом назад отдай».

В конце концов все возвращается на круги своя: нос прирастает на место, адская чертовщина сходит на нет. Как и фантасмагорический мир, канувший в воды Невы, новая старая жизнь – такая же «дурная бесконечность», только земная, имперская, чиновничья. И большой вопрос – какая из реальностей страшнее.

В мире Ковалевых перья используются для того, чтобы строчить доносы и циркуляры, а лестницы бывают исключительно карьерные. Только художнику дано преодолеть в нем земное притяжение, вознесясь вверх. Неслучайно постановка Севастопольского ТЮЗа завершается словами из Псалтыря: «Сердце мое трепещет во мне, смертные ужасы напали на меня; страх и трепет напал на меня, и ужас объял меня; - и сказал: кто дал бы мне крылья как у голубя? Я улетел бы и успокоился бы (ПС. 54,5,6,7)». Их частично цитирует Гоголь в своих «Выбранных местах из переписки с друзьями» (кстати, тем же самым полетом и покоем финалит «Мастера и Маргариту» Булгаков, который не мог не вспомниться на этом спектакле).

«Сквозь магический кристалл» художник возвращает всем предметам их истинный смысл. Перья нужны для того, чтобы парить (творчески и духовно, что суть одно). А лестница - самый удобный способ восхождения из ада в рай (последними словами Гоголя перед смертью были: «Лестницу! Поскорее, давай лестницу!»).

Не «черт знает что», а «Божественная комедия», русская душой. Вот что такое «Нос» в постановке Севастопольского ТЮЗа. Гоголю бы зашло!

Елена Никитина

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Как, по вашему мнению, нужно выбирать названия для общественных пространств в городе?
В опросе приняло участие 200 человек
Сюжет: XXVIII Пушкинский театральный фестиваль Пушкинский театральный фестиваль завершился в Пскове Сережа и все-все-все Всех - в Сибирь Черт знает что Почему Пушкин не пришел на премьеру своей пьесы, расскажут псковичам Инсценировку второго тома «Мертвых душ» увидят псковичи Неголый король Севастопольский ТЮЗ представит спектакль «Нос» на Пушкинском фестивале в Пскове Моноспектакль о Вертинском покажут на Пушкинском фестивале в Пскове «Барышня-крестьянка» открыла второй этап Пушкинского театрального фестиваля в Пскове Участница международных выставок презентует свои плакаты в Пскове Второй этап Пушкинского театрального фестиваля стартует в Пскове Премьера спектакля Дмитрия Месхиева «Сережа очень тупой» состоится в декабре Один из главных театров России покажет спектакль на псковской сцене Новую комедию представит горожанам псковский драмтеатр Пушкинский фестиваль пройдет в формате «концерта по заявкам» — Андрей Пронин Псковский драмтеатр опубликовал афишу Пушкинского фестиваля Пушкинский театральный фестиваль продолжится в декабре «Людей теряют только раз…» Исполнитель главной роли фильма «Петровы в гриппе» покажет в Пскове свой спектакль Фокин, Фокин, ты могуч, ты гоняешь стаи туч: о «Блаженной Ксении» в Псковском кремле Ксения из другого измерения Пушкинский театральный фестиваль открылся постановкой Александринки в Псковском кремле Валерий Фокин: Выступление в Псковском кремле - это экзамен для Александринки Достоевский как мерч и комикс Замхудрука Александринки назвал подвигом постановку спектакля в Псковском кремле Юродство во имя Любви. Житие Ксении Петербургской Спектакль «Я шагаю по Москве» впервые сыграют на улице в Пскове Арт-директор псковского театра: Спектакль «Блаженная Ксения» не будет «вставным золотым зубом» Андрей Пронин рассказал о новой «фишке» Пушкинского театрального фестиваля Опубликована афиша XXVIII Пушкинского театрального фестиваля Фотофакт: В Псковском кремле готовят площадку для спектакля Александринки о Ксении Блаженной Специальную версию спектакля о Блаженной Ксении покажут в Псковском кремле «Невидимый театр» покажет в Пскове спектакль о Геннадии Шпаликове

Спецоперация на Украине

Лента новостей