Блоги / Александр Донецкий

Словарный запас. Ё-мобилизация

06.03.2015 08:59|ПсковКомментариев: 62

Крах проекта под говорящим названием «Ё-мобиль» наглядно продемонстрировал реальные возможности путиномики, которая суть имитация. «Ё-мобиль» оказался бессовестным PR-фейком. «Ё-мобиль» подтвердил то, что мы и без него знали: российский олигархический капитализм сумел «прихватизировать» советское промышленное наследие (например, норильский никель), мог экспортировать элитных шлюх в Куршевель и покупать американские баскетбольные клубы, а вот организовать серийное производство хотя бы «Оки» органически не способен. За несколько лет весьма масштабной PR-мистификации было изготовлено всего несколько выставочных образцов - так называемых концепт-каров (на одном из них катался Путин, другой был подарен Жириновскому, что тоже символично) и произведены миллиарды мегабайт информационного шума. На фирменном сайте «Ё-мобиля» была даже инициирована запись, и выстроилась очередь из желающих купить новинку отечественного автопрома. Но вместо «последовательного гибридного автомобиля» страна получила «последовательную гибридную войну» на Украине.

Нет, Бог определённо шельму метит: как только в названии проекта возникла буква «Ё», стало понятно, что ничего у миллиардера Прохорова и Ко не получится, а выйдет один позорный пшик. Ведь какие первые ассоциации возникают? Как «Ё» расшифровывает народное сознание? «Йо!» - междометие рэпера, выражение крайнего удивления и шока, короткий аналог: «Ну, вы, блин, даёте!». Сюда же относятся экспрессивные восклицания «Ё-моё!», «Ёкарный бабай» и «Ёшкин кот». В случае с «Ё-мобилем», впрочем, самый подходящий вариант расшифровки — популярная матерная идиома «ё...ный стыд». Тут даже политкорректным запикиванием правды не скроешь. Стыд, и именно что на букву «ё».

Не знаю, как обстояло с начинкой, но уже дизайн «Ё-мобиля» внушал ужас. Ну, зачем, зачем эта задранная вверх, зверская морда? Или всё дело не только в ёрническом названии, но и в самой концепции, изначально ущербной? Ведь у слова гибрид имеется неблагозвучный, но точный синоним: ублюдок. «Ё-мобиль» - выкидыш ублюдочного российского капитализма, скрестившего коррумпированную власть и большой бизнес; печальная и поучительная история «Ё-мобиля» легко транспонируется на всю российскую экономику, экспортирующую почти исключительно углеводороды и беглый капитал. «Ё-мобиль» - символ перманентного кризиса, который в головах, в руках, в ногах и даже в ягодицах, что находит выражение в другой народной идиоме: «Полная ж...па», то есть не толстая, не жирная, а окончательная и бесповоротная.

«Ё-мобиль» показал со всей очевидностью, что постсоветская Россия, увы, способна функционировать лишь в условиях благоприятной экономической конъюнктуры («нефтяная игла»), либо в обстоятельствах так называемой «мобилизационной экономики». Все свинцовые «прелести» мобилизационной экономики наш народ познал при Сталине с его «великим переломом», коллективизацией и ГУЛАГом. Миллионы русских крестьян заплатили за успехи индустриализации собственными шкурами и животами. Однако, при всех нечеловеческих издержках, миллионах невинных жертв и неисчислимости лишений, сталинизм всё-таки оказался (и это приходится признать) эффективным мобилизационным проектом, сломавшим хребет другому мощному мобилизационному проекту - германской милитаристской машине, отлаженной, как швейцарские часы, но лишённой ресурсов и жизненного пространства. Гитлер мог надеяться только на блицкриг. Когда блицкриг накрылся, исход Мировой войны стал более-менее ясен. У Сталина ресурсы и жизненное пространство имелись. Ресурсы природные, а главное - человеческие, мобилизационные. Через 15 с небольшим лет после Победы в великой Отечественной СССР запустил в космос ракету с человеком на борту. Пятнадцать лет Ё-мобилизации по-путински закончились жёстким отходняком: страну сейчас ломает без очередной дозы нефтедолларов, как героинового наркомана, и не известно, выдержит ли страна эту ломку?

Здесь, собственно, два пути: выдержать ломку и соскочить с иглы. Или - снова подсесть. «Ё-кономика» подсказывает, что легче «подсесть», чем производить очередные «Ё-мобили». Российские недра надёжней, чем фейки шарлатанов с миллиардными состояниями. Народ «переварит» грабительский курс евро и бананы за 90 рублей (прошлым летом были 30), а через годик-другой, глядишь, и цены за бочку нефти подтянутся. Тот факт, что миллионы врачей, учителей, рабочих, социальных работников потеряют (уже потеряли) в реальных доходах, ё-менеджеров волнует мало: 85 условных ё-процентов поддержки гарантируют ё-стабильность.

Здесь много поводов для иронии, но более всего умиляет идея гибридной «ё-войны», иначе её не назовёшь. Советская экономика производила мало и убого (сравним «Волгу» с «Мерседесом»), но она была самодостаточна, и боеголовки делала на совесть. Автомобили, стиральные машины, телевизоры, магнитофоны, электробритвы, быть может, и уступали западным аналогам по качеству, но они всё-таки производились и более-менее удовлетворяли скромные потребности гомо советикуса. СССР отставал технологически лет на 15, но ещё в 80-х отставание не выглядело катастрофически. В случае войны Советский Союз обязательно показал бы Кузькину мать, и западные лидеры это прекрасно понимали.

Сегодня просто ничего нет, кроме бесконечной имитации и ракетно-космических войск. На уровне общедоступных бытовых технологий Россия находится в зоне Зеро, в пространстве нано-, то есть невидимых, технологий. Имеется некий йотафон, произведённый где-то в Тайване и проданный в количестве 40 тысяч штук. Всё остальное — условный «Самсунг». Пресловутое «импортозамещение», которое, как мы сейчас понимаем, всё тот же знакомый нам фейк на большую и толстую букву «Ё», напоминает знаменитую «Перестройку» Горбачева. Горбачев хотел перестроить общественный туалет в галерею персональных тёплых кабинок, а получил нужник на улице с выгребной ямой, куда провалилась целая цивилизация. Спустя четверть века ничего принципиально не изменилось: да, у так называемой «элиты» золотых унитазов с подогревом в избытке, но прочее население в большинстве своём лишь стало «более лучше одеваться» и покупать в кредит импортные смартфоны. Что касается «удобств», то они по прежнему - на улице.

Концептуально «Ё-мобиль» - всё та же легендарная блоха, которую подковал Левша. Ё-промышленость может изготовить выставочный концепт-кар, презентовать, раскрутить, пустить золотую пыль в глаза, но пустить автомобиль в серию уже выше всяких потуг. Гораздо проще обменять нефть на готовый автозавод от «Форда» и штамповать «Фокусы». Показывать фокусы наши фронтмены тоже хорошо научились. Лишь ловкость рук и «никакого мошенства». В прежние годы была автомобилизация, теперь - ё-мобилизация. Был «Ё-мобиль», да сплыл. Была ё-стабильность в обмен на политическую лояльность, и нет её. Были «План Путина» и медведевская «Россия, вперёд!». Куда они подевались, куда запропали? Мисюсь, где ты?

Александр Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Беспокоит ли вас ситуация в Белоруссии после президентских выборов?
В опросе приняло участие 147 человек

Коронавирус

Лента новостей
30
Ваш браузер использует блокировщик рекламы.
Он мешает корректной работе сайта.
Для того, чтобы этого избежать добавьте наш сайт в белый список. Как это сделать.