Блоги / Александр Донецкий

Словарный запас. Скобарская сущность

06.07.2015 19:26|ПсковКомментариев: 61

На днях слушал эфир «Эха», и слух резануло высказывание известного журналиста, экс-ведущего легендарной телепередачи «600 секунд» Александра Невзорова. Зацепил не сам смысл фразы, с которым можно и нужно спорить, а одно обидное словосочетание, имеющее непосредственное отношение к Псковщине: «скобарская сущность». При этом речь в монологе публициста, понятно, шла вовсе не о «солнечном Скобаристане» и его незадачливых жителях, а о вещах мировоззренческих, всеобщих, философических, в данном случае - о религии и ее якобы неспособности распоряжаться умами и судьбами тех 99 процентов людей, которым необходимы простые объяснения, цитирую: «Понимаете, если бы она [религия] работала улучшателем человека, если бы она могла каким-то образом нормализовать его, в общем, весьма и весьма скобарскую сущность, то тогда, вероятно, я снял бы шляпу...» Вот так, «скобарская сущность» человека, хомо сапиенса. Режет слух, не правда ли?

Понятно, опять же, что определение «скобарская» в устах Невзорова здесь не имеет никакого отношения к знаменитому самоназванию жителей Псковской области - «скобари». Невзоров вовсе не хотел сказать «псковская сущность» человека, «скобарская сущность» в данном контексте означает жлобская, мещанская, мелко-буржуазная, собственническая, примитивная, то есть значение слова явно переносное и относится к человечеству в целом. Но, согласитесь, ухо все равно режет, и от самого слова «скобарская», от его звучания, от фонетической оболочки просто так не отвертишься. И действительно, делается немного обидно, когда слышишь подобные выражения, особенно, если ты патриот своей родной земли, своей малой родины и привык воспринимать слово «скобарь» исключительно в одобрительных, положительных смыслах, навеянных то ли литературным альманахом «Скобари», то ли фестивалем кузнечной, мастеровой культуры под названием «День скобаря».

Обидно-то обидно, но реабилитировать слово «скобарь» в восприятии жителей остальной России вряд ли получится, и кто тут больше виноват, великий и могучий русский язык с его мощной словообразовательной системой, или сами псковичи, зарекомендовавшие себя угрюмыми и грубыми людьми, уже не столь важно; так или иначе, а толковые словари фиксируют три основных значения: 1) скобарь — житель Псковщины и некоторых прилегающих к ней районов, например, Торопецкого Тверской области; 2) скобарь — мастер, выделывающий скобяные изделия и 3) скобарь — жадина, единоличник, деревенщина, неотесанный, невоспитанный, малообразованный человек.

Первое значение — житель Псковской области — вполне нейтральное, одна беда — его нейтральность, полагаю, абсолютно неведома москвичам или петербуржцам вроде Невзорова. Второе значение — мастер, кузнец — хотя и фиксируется в некоторых толковых словарях, многими лингвистами считается примером так называемой ложной этимологии. Связь «скобы» и «скобаря» отнюдь не очевидна, а более убедительной представляется версия, что существительное «скобарь» является производным от прилагательных «скабской», «пскапской», что в свою очередь уводит в седую старину, к древнему названию Пскова — Плесков, то есть город у воды, у слияния двух рек. Ну, и, наконец, третье значение, то самое, обидное, с однозначно отрицательными коннотациями, характеризующее скобарей как тупых, грубых и неотесанных жлобов, отсылает нас (точнее было бы сказать «посылает») к городским уголовным жаргонам, к хлестким и метким пословицам и поговоркам типа: «Пьяный скобарь страшнее танка» или «не повезло, в очереди одно скобарьё». Отсылает оно и к выше цитированному фрагменту спича из монолога Александра Невзорова, употребившего слово «скобарская» в однозначно негативном смысле, то есть дурная неисправимая, изначально испорченная эта самая «человеческая сущность». Так у него, по сути, и выходит, и уроженец советского Ленинграда, житель нынешнего Санкт-Петербурга Александр Невзоров из всех бесчисленных языковых возможностей почему-то выдал в эфир именно наш драгоценный этноним.

Боюсь, что утешить псковичей-патриотов мне нечем. Себя обмануть, конечно, можно, придумать еще один туристический фестиваль, допустим, «Ночь скобаря» какую-нибудь, или «Утро скобаря», напечатать литературно-художественный альманах «Скобари» миллионным тиражом, заставить учителей начальных классов всех псковских школ внушать детям уважение к слову «скобарь», а вот вырубить топором из словарей обидные дефиниции про скобарей, увы, уже не получится; тем более не получится вытравить их из сознания широких российских масс.

Всё, свершилось. Поздно пить боржоми и осуществлять ребрендинг. Язык не обманешь, великий и могучий воспринял и зафиксировал в себе некую реальность (пусть обидную и даже не совсем справедливую), но, наверняка, имевшую и имеющую место быть. Бытие в данном случае определяет не только сознание, но и язык, и приватную речь, и словоупотребление мимоходом, того же нашего новоиспеченного блогера Невзорова.

Скобари, - это наша судьба; наш, так сказать, гештальт.

Что же с этим делать? Можно ли исправить «карму»? Думаю, что да. Вот только упаси нас боже воспринимать негативные значения слова «скобарь» всерьез! Толковые словари, конечно, не сожжешь, как делали нацисты, на площадях, и заставить носителей языка забыть о диких и ужасных «скобарях» нельзя, будь они, эти «скобари» из фольклора или из жизни, но имеется одно сильнодействующее средство — самоирония. Да-да, очистительная сила смеха спасла не одну репутацию. Смеховая культура народа, его чувство юмора — основа повседневности, подчас позволяющая не сойти с ума.

Скобари, говорите? Ну да, вот такие мы, заслужили, хвалиться тут нечем, и нашу «скобарскую сущность» отныне ничем не вытравишь — ни дустом, ни Львом Толстым. Но в том-то и штука, что ни одни мы такие, и пресловутая «скобарская сущность» присуща всем, без исключения, и столичным жителям в том числе. И, быть может, столичным-то присуща поболее, чем жителям Твери или Пскова. Только вот мы эту «сущность» понимаем и осознаем, (во многом, кстати, благодаря самому обидному слову) и пытаемся отрефлексировать и изжить, а вот ленинградец Невзоров ее понимает вряд ли, и всерьез гонит радиослушателям пургу про пользу курения и никотина.

Невзоров как раз и есть стопроцентный, концентрированный скобарь в самом дурном толковании, он только об этом факте не догадывается, чем и счастлив. А вот псковичи догадывались, и, видимо, совсем не случайно в свое время избирали его своим депутатом в Госдуме. Невзоров же вел себя вполне «по-скобарски», то бишь натурально - поворачивался к настоящим псковичам задницей, демонстративно забывая о «наказах» своих избирателей в тот же день, когда ему вручали депутатское удостоверение. И еще более «скобарское» тут заключалось в том, что он не считал подобное поведение чем-то предосудительным. Да еще и бахвалился вслух, что за весь срок своего депутатства заходил в Госдуму буквально четыре раза. Скобарь? Да ещё какой! Нам, скобарям (не важно, природным или натурализовавшимся), пора осознать, что «солнечный Скобаристан» - это не место на географической карте, это - состояние души, подчас не всегда приятное для окружающих, состояние, от которого нужно избавляться, иногда радикальными способами, например, путем эвакуации рвотных масс.

Но полезней все же ирония, универсальное лекарство, избавляющее от звериной серьезности и ограниченности. Согласитесь, что уже в этом шутливом самоназвании «солнечный Скобаристан» содержится такой мощный заряд самоиронии, что он разрушает все темные, негативные смыслы, которые вроде бы изначально содержатся в этом словосочетании. Ясно, что «солнечный» на деле означает «пасмурный», край сорняков и вечнозеленых помидоров, «земля гадюк», однако слово «солнечный» содержит в себе и изрядную дозу оптимизма, буйного и неистребимого, как борщевик.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 151 человек
Лента новостей