Блоги / Александр Донецкий

Певица Джамала: «Обвиняется Россия!»

15.05.2016 15:22|ПсковКомментариев: 252

Сбылся страшный сон гламурных патриотов: украинская певица Джамала победила на «Евровидении-2016». Идеологически чуждый номер Джамалы «1944» о трагической судьбе крымских татар был высоко оценен как международным жюри, так и голосующей публикой. В результате — заслуженное первое место, которое наши комментаторы тут же назвали «политически мотивированным решением» и «демаршем против России». Объявленному фаворитом Сергею Лазареву остается довольствоваться призом зрительских симпатий. Простая публика «за» Лазарева, профессионалы - «против». Стало быть, следующая ярмарка песенных талантов и амбиций пройдет не в Москве, а в Киеве.

Что, опять же, из России выглядит как чистая политика. Просвещенная и радужная Европа отдает свой главный телеконкурс не «государству-агрессору» (если, разумеется, судить из Европы), а «государству-жертве», у которого два года назад славянский брат вероломно «оттяпал» Крымский полуостров. Тут и песня о страданиях крымских татар оказалась как нельзя кстати, и как-то все подозрительно совпало. Действительно, для русского глаза вся история с певицой Джамалой, крымско-татарской полукровкой, выглядит как загодя подготовленная провокация. Да еще и закончившаяся триумфом - «Евровидение-2017» в Киеве! Для нашей, всегда озабоченной PR-ом, власти, согласитесь, - обидный удар под дых.

Существует расхожее мнение: о вкусах, мол, не спорят. Но есть и противоположное: спорят, и еще как! О чем же еще и спорить, как не о вкусах? Так вот, на мой вкус песня Джамалы лучше, чем у Лазарева. У Лазарева песня — фуфло, она абсолютно не запоминается; банальная любовная тарабарщина.

Тогда как у Джамалы — целое послание (о чем чуть ниже), усиленное необычной исполнительской манерой и мощным припевом. Можно, если захотеть, примешать сюда и политику, но что значила бы вся эта политическая подоплека если бы песня у Джамалы была бездарной, а исполнение негодным? Ничего. Джамала бы пролетела, как фанера над Стокгольмом. Потому что и песня протеста должна быть талантливой! Вспомним хотя бы легендарного Джона Леннона, который не гнушался общественно-политического пафоса, достаточно вспомнить его знаменитую «Give Peace a Chance» («Дайте миру шанс»), ставшую гимном пацифистского движения. Джамала, конечно, не Леннон, но ее талант и право выходить на сцену артистическая Россия признала еще в 2009-м году, отдав Гран-при на песенном конкурсе «Новая волна» в Юрмале.

То есть объяснять победу Джамалы исключительно кознями злонамеренных европеоидов я бы не стал. Ситуация точь-в-точь как с Кончитой Вурст. Когда эпатажная «баба с бородой» (в миру — Томас Нойвирт) победила на «Евровидении-2014», то наши критики тоже вовсю кричали о заказе, только не политическом, а, так сказать, гендерном, ЛГБТшном, совершенно не беря в расчет того простого факта, что песня у певца из Австрии была на порядок лучше, чем у конкурентов. Что, кстати, и продемонстрировало всенародное голосование. Ну, и плюс месседж, куда ж на «Евровидении» без него? Мол, своим необычным цирковым имиджем певец стремится дать людям повод задуматься о «природе инаковости, ксенофобии и толерантности».

С Джамалой посложней будет. Название песни «1944» и ударный припев на крымско-татарском языке четко отсылают к конкретным историческим событиям — сталинской депортации крымских татар в мае 1944-го. Вроде бы организаторы европейского телешоу, декларирующие свою аполитичность, должны запретить номер Джамалы, но не тут-то было. Руководство ЕBU(Европейского Вещательного Союза) демонстративно проигнорировало всякие намеки на «неформат» политического послания Джамалы, хотя я уверен, что если бы песня называлась, допустим, «1915» (год начала геноцида армян в Османской империи), у Джамалы, по матери — этнической армянки, наверняка возникли бы проблемы. А тут — ничего. Тишина. Как будто так и надо. И даже протестов с российской стороны никаких не было слышно. То есть съели и проглотили, а заодно и убедились, что известная поговорка о том, что у нас все равны, но некоторые ровнее — она и про европейцев тоже.

Между тем, достаточно посмотреть перевод текста, чтобы убедиться, что песня Джамалы — это не только послание, но и обвинение, и обвинение по конкретному адресу: фактически обвиняется Россия (пусть в ее сталинском варианте), а через Крым то давнее обвинение в геноциде как бы рифмуется с недавним присоединением полуострова к России. Тут даже и намеков никаких нет, обвинение звучит прямым текстом (перевод): «Когда у порога появляются незнакомцы, переступают порог вашего дома, они лишают вас всех жизни и говорят: «Это не наша вина… Не наша вина». О чем вы думали? Всё человечество в слезах. Вы возомнили себя богами, но все смертны, не поглощайте мою душу, наши души». И по крымско-татарски: «Я не насладилась молодостью, я не жила в родных местах». 

Понятно, что голосом Джамалы говорит ее лирическая героиня. Сама Джамала выросла в Крыму и молодостью, причем в успехе и достатке, насладилась в полной мере. А вот появившиеся в ее песне «незнакомцы», возомнившие себя «богами», - это, разумеется, злобные русские, уничтожающие чужое счастье, пока все человечество рыдает. Сравним с нынешними обвинениями в адрес России со стороны разного толка «свидомых» - ну, один в один.

Но особенно умиляет второй куплет: «Мы построили бы будущее, где люди свободно живут и любят. Самые светлые времена». У всякого человека, более-менее  знакомого с историей Второй мировой войны, возникнет вполне закономерный вопрос: «Что значит — построили бы?». Построили бы в Третьем Рейхе? В состав которого и входил Крым до весны 1944-го. Ну, а уж призыв Джамалы не поглощать «наши души» всяким нормальным русским воспринимается как голимая русофобия. 

Я не намерен сейчас вдаваться в исторические детали и дискутировать на тему, правильно ли поступил нарком обороны СССР товарищ Сталин, когда депортировал весь крымско-татарский народ в Узбекистан? Можно сослаться на сотрудничество крымских татар с оккупантами, на суровые нравы того времени (в США, например, после начала войны с Японией депортировали в концлагеря этнических японцев), на то, что Советский Союз готовился вступить в войну с Турцией, и армии совсем не улыбалось иметь в тылу «народ-предатель». Все эти аргументы «за» депортацию обильно представлены сегодня в интернете, в том числе и в связи с презентацией песни Джамалы. Наверное, целый народ не должен отвечать за действия отдельных коллаборационистов, но такова уж наша история, из которой мы знаем, что от сталинских репрессий русский народ пострадал ничуть не меньше, чем крымско-татарский. И малой родины лишали, и высылали, и расстреливали сотнями тысяч. Так зачем сейчас этот песенно-политический демарш?

Ответ очевиден. Джамала представляет Украину, и в нынешней ситуации Украина делает все, чтобы обвинить Россию во всех, самых тяжких грехах. А тут уж все средства хороши. И даже «Евровидение». Можно использовать трагедию крымских татар, как разменную монету. Использовать, в общем-то, в темную. Как послание городу и миру и обвинение одной соседней стране.

Повторюсь, если бы не предательский душок, сама по себе песня Джамалы вовсе не плоха и вполне достойна первого места. И даже текст, если отвлечься от названия-отсылки, претендует на обобщение: мало ли сегодня на Земле народов, насильно лишенных Родины? Беженцы из Сирии, Ирака, Ливии могут повторить вслед за Джамалой: «Мы не насладились своей Родиной». Только вот Россия здесь совершенно ни при чем.

Гламурно-патриотическая Россия переживает сейчас свое обидное поражение. Подчас в довольно оригинальной форме. Так, вице-премьер Дмитрий Рогозин написал в Twitter, что на следующий конкурс «Евровидения», который пройдет на Украине, надо послать лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова: «Победить не победит, но кое-куда всех их пошлет». Что ж, типично русская реакция.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 212 человек
Лента новостей