Блоги / Александр Донецкий

Суровый спор

23.05.2016 11:10|ПсковКомментариев: 36

Вопрос о том, чьим именем назвать Детскую художественную школу в Пскове, обывателю может показаться малозначительным и несущественным: мол, нашли тоже повод копья ломать! Что это еще за суровый спор? Между тем, дискуссия развернулась отнюдь не шуточная: как на официальном уровне, так и на интернет-форумах. Ведь вопрос стоит о нашей общей памяти, не о мертвецах, а о живых, о будущих поколениях, о тех, кто будет помнить, сохранять и приумножать наше культурное наследие. И это совсем не мелочи и не праздная болтовня. Дело - более чем важное и серьезное; можно сказать - судьбоносное, далекое от низменных обывательских представлений. Название художественной школы - это не формальность, а своего рода мемориал, пусть и упакованный в привычную нам форму официального титула. Это - память повседневности, записанная на бланках официальных документов и писем, звучащая в СМИ, присутствующая в пространстве и во времени. И вовсе не случайно, в реальности люди такое большое внимание уделяют наименованиям и переименованиям. Мы видим, как сегодня меняют названия городов и улиц на Украине; мы помним, как немецкие оккупанты, в июле 1941 года завладев Псковом, сразу же назвали главную улицу именем Гитлера.

Иначе говоря, вечный вопрос: «Что в имени тебе моем?» - действительно всегда актуален, и шутки здесь вряд ли уместны. Лично я посвятил этой проблеме - присвоению имени ДХШ два репортажа: один - с собрания местного отделения Союза художников; второй - с заседания комиссии по присвоению имен при администрации города. В этих репортажах я постарался передать обе точки зрения на будущее ДХШ - и тех, кто за присвоение школе имени Петра Оссовского, и тех, кто выступает за имя ее первого директора Валентина Васильева.

Окончательную точку в этом, оказавшемся суровым, споре поставят депутаты Псковской городской Думы, возможно, на ближайшей сессии, поэтому сейчас необходимо разобраться, а почему, собственно, возник этот жесткий спор? В чем его причина? Обидные слова художников в адрес друг друга и аргументы музейщиков вряд ли объясняются простой человеческой вредностью или желанием «насолить» оппоненту. Есть в новом сюжете и некий важный, как принято нынче выражаться, бэкграунд, то есть буквально «задний двор», некоторая предыстория.

На мой посторонний журналистский взгляд, корни спора - в личности художника Петра Оссовского, и даже не в нем самом, как человеке и художнике, а в том, что происходило вокруг Оссовского в официальном культурном пространстве. Несколько огрубляя, можно сказать, что местные чиновники от культуры почему-то воспылали к Оссовскому необъяснимой любовью. Буквально за полтора десятилетия в Псковской области было открыто 4 (четыре) именных отдельных зала художника Петра Оссовского: два в Пскове, по одному - в Изборске и в Пушкинских Горах. Депутаты Псковской городской Думы присвоили художнику звание «Почетный гражданин Пскова». Таких почестей не удостаивался ни один местный художник. Спрашивается, за что Оссовскому такие заслуги? Он что, художник уровня Сальвадора Дали или Пабло Пикассо? Или внес какой-то огромный вклад в развитие псковского искусства? Или его авторские копии давно растиражированных картин имеют какую-то особую ценность?

Да, мы знаем, что Оссовский в советские годы был обласкан властью. Заслуженно или нет, - вопрос другой, но факт остается фактом: Петр Оссовский - член-корреспондент Российской академии художеств (1988), народный художник СССР (1988), один из представителей так называемого «сурового стиля» в соцреализме. Для псковичей, однако, важно, что Оссовский любил приезжать на Псковщину в творческие командировки, и многие его картины посвящены быту рыбаков острова Залита, где он проводил летние месяцы на пленэрах. Но Оссовский ездил на пленэры не только на Псковшину, но и по всей России.

По сравнению с Оссовским псковский график и первый директор ДХШ Валентин Васильев выглядит куда скромнее. Он жил не в Москве, а в провинции, не имел высоких званий и рано умер; тем не менее в среде искусствоведов творческое наследие Валентина Васильева оценивается необычайно высоко. Его замечательные гравюры можно считать изобразительной летописью не только древнего Пскова и Пушкиногорья, но и всей Псковщины. Кроме того, именно Валентин Васильев, как создатель ДХШ, воспитал целую плеяду местных художников — продолжателей его художнической миссии.

Таким образом, получилось, что в споре о будущем имени ДХШ сошлись два имени - местного, полузабытого художника Васильева и академика Оссовского. И почему-то негласно, особенно среди чиновников, принято считать, что академик - это всегда лучше, чем простой, мало кому известный в столицах, псковский художник. А ведь критерии ценности в искусстве отнюдь не исчерпываются званиями и официозными регалиями. Художественная среда Пскова, быть может, и не такая изощренная как в столицах, но тоже свое мнение имеет, и это мнение отнюдь не профанов, а людей, тоже закончивших высшие художественные училища.

Так вот, по мнению многих и очень многих псковских художников и даже искусствоведов, значение Оссовского псковскими чиновниками от культуры сильно преувеличено. Давайте уж назовем вещи своими именами: Оссовский - художник второго ряда, даже в безмерно перехваленном советскими критиками направлении, получившем название «суровый стиль». В статьях художественных энциклопедий, посвященных «суровому стилю», фамилия Оссовского не всегда и упоминается. Что вполне понятно: он - не основоположник, а скорее эпигон, а сам «суровый стиль» стал свежей струей лишь на фоне окончательно выхолостившего свой пафос социалистического реализма. «Суровый стиль» - всего лишь один из примеров идеологического и художественного компромисса, свойственного официальной подцензурной культуре, вроде «комиссаров с нимбами», о которых упоминает художник-нонконформист в замечательно перестроечном фильме о художниках «Единожды солгав...» Владимира Бортко.

Одним словом, Оссовский - художник, значение которого на Псковщине сильно преувеличено, уж и не знаю, чьими стараниями. Вроде учеников у Оссовского (в отличие от Васильева) на Псковщине не было; картины его у многих ценителей искусства вызывают недоумение, чиновники же от культуры предпочитают вообще ничего не объяснять, привычно ссылаясь на звания и регалии. Но в подлинном искусстве никаких регалий нет и быть не может. Паспорт художника и единственная его индульгенция - его творчество, и как бы лет через двадцать нашим потомкам не пришлось краснеть, удивляясь тому, что стены музеев и библиотек отданы второсортным картинам, какой-то крашеной графике, лубкам, претендующим на монументальные формы.

В искусстве и в политике, так часто встречаешься с откровенным шарлатанством. И, увы, фамилия Петра Оссовского превратилась в разменную монету как раз на стыке политики и искусства. Еще хуже, что она по сути стала символом самой циничной торговли, о которой люди не стесняются даже говорить вслух: мы называем ДХШ именем Оссовского, а нам за это взамен - гипотетические деньги из некого Фонда Оссовского! А, каково? Неужели псковичи окончательно утратили собственную гордость, чувства патриотизма и уважения к своей малой родине? Неужели не стыдно торговать именами?

Понятно, что сам Оссовский в этом уже не виноват. Виноваты те, кто продолжает всю эту бессовестную торговлю именами и музейными стенами, кто стимулирует эту праздную и безрадостную суету. Живые сходятся друг с другом в суровых словесных интернет-схватках, а мертвецы вертятся в гробах, как в адских центрифугах.

Саша Донецкий  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 183 человека
Лента новостей