Блоги / Александр Донецкий

Воткнул так, что <...> вынешь

31.05.2016 12:12|ПсковКомментариев: 21

Скандал вокруг запрета группы «Ленинград» ежедневно поставляет все новые и новые информационные поводы. Никто не запомнил фамилию того несчастного депутатишки, что направил в прокуратуру письмо с требованием «проверить» творчество Сергея Шнурова на пропаганду алкоголизма, наркомании, хулиганства, нецензурной брани и насилия в отношении представителей власти, а вот беспрецедентная рекламная кампания группы «Ленинград» только ширится и обрастает новыми подробностями в СМИ и социальных сетях. Причем Шнур на этот промоушн не потратил ни копейки, за что и обещал при личной встрече расцеловать депутата, накатавшего на него «телегу» в прокуратуру.

Теперь вот к шумной «PR-обструкции» Шнура и его команды присовокупились новосибирские православнутые: активисты общественного движения «Народный собор» обратились к мэру Анатолию Локтю и администрации ледового дворца «Сибирь» с просьбой не допустить исполнения песни «В Питере - пить» группой «Ленинград» на концерте в Новосибирске, сообщил информационный портал «Новосибирские новости». 30 мая в мэрию Новосибирска поступило открытое обращение, подписанное руководителями санкт-петербургского и новосибирского отделений движения «Народный собор». В обращении говорится: «В связи с тем, что известная шоу-группа «Ленинград» перешла все рамки приличия, выпустив клип с названием «В Питере - пить», просим принять меры для недопущения исполнения этой песни на концерте в Новосибирске, запланированном на 3 июня 2016 года». Претензии православнутых точь-в-точь повторяют формулировки из письма депутата Марченко, заявившего 24 мая: «Я хочу, чтобы клип «В Питере - пить» проверили не только на наличие пропаганды алкоголизма, но и на наличие нецензурной брани. Я хочу, чтобы Шнурова наказали и запретили».

Между тем, Сергей Шнуров, пользуясь моментом, продолжает раскручивать свой музыкальный проект и открыто издеваться над своими запретителями. То выложит в сети отрывок из указа первого российского императора «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем» с такими, например, рекомендациями: «Зелье же пить вволю, понеже ноги держат: буде откажут - пить сидя». То сделает на пресс-конференции вполне себе серьезное заявление о том, что - цитирую: «Запретить человека нельзя - его можно посадить или убить. Собственно, у них остается два варианта». То, не упуская случая, сочинит шутливый стишок на премьера Медведева и выложит видео в интернет: «На все случаи совет, средство от всех мер: «Все нормально! Денег нет». Так сказал премьер».

Иначе говоря, отрывается шоумен по полной, прекрасно понимая, что, чем выше шумиха, тем лучше продажи в том же Новосибирске, где его ждут верные поклонники, уже закупившие весьма недешевые билеты на концерт «Ленинграда». Ну, а запретить «Ленинград» всерьез, то есть отменить концерт совсем, в столице Сибири вряд ли посмеют. Все-таки мэр Новосибирска - не приснопамятный и могущественный Юрий Лужков, когда-то запрещавший концерты «Ленинграда» в Москве, да и сам Шнур - не Мэрилин Мэнсон. Впрочем, не будем спешить и поглядим, чем вся эта катавасия с «Ленинградом» закончится. Поскольку сама по себе история с возможным запретом Шнура очень важна. Это история, как тестовая полоска-индикатор, покажет, существуют ли еще в стране легальные островки свободы?

До сих пор Шнур делал как будто все, что хотел, эпатировал буржуазную публику и публично матерился, несмотря на драконовский закон в отношении мата, то есть вел себя так, как и должен, в принципе, вести себя свободный художник: свободно творить, наплевав на все регламентации государства. Здесь напомню, что вовсе не вчера, а еще в 2003 году в песне-манифесте из альбома со знаковым названием «Для миллионов» Шнур продекламировал в адрес всех своих слушателей, включая вероятных депутатов-запретителей: «Много королей у нас, но мало шутов. Все кричат: "No dead!" Я говорю: "Fuck off!" Очень странный стал город «Ленинград» - был культурной столицей, а теперь один мат. Меня зовут Шнур, меня зовут Шнур! Я приду к тебе во снах, mon amore. Инвалидами и уродами, наркоманами, mon amie». И еще: «До этого рэп была полная (рифма на «х» к слову «муйня»), но теперь за дело принялся я. Песня кончается, и скоро финиш - я воткнул так, что (нецензурное слово из трех букв) вынешь».

И Шнур ведь действительно воткнул, блистательно исполнив роль шута при царском дворе времен расцвета путинизма! Как ему это удалось? Остаться внешне и внутренне свободным, «enfant terrible'м» своего поколения, живым символом бунта и самого отъявленного консьюмеризма одновременно? Шнур и критикует общество всеобщего «потреблятства», и успешно живет в нем, ловко приторговывая бытовым протестом. В этом году Шнур уютно обосновался в середине списка самых богатых российских селебрити ТОП-50 от журнала «Forbes», заработав за 2015 год 2,7 миллиона долларов. Из рок-музыкантов выше по списку «Forbes» только Земфира с доходом в 2,8 миллиона $.

При этом все давно заметили, что при всем своем убийственном сарказме Шнур никогда не делает никаких акцентированных политических заявлений; мы не знаем, как он относился к протестам на Болотной, как решил для себя дилемму «Крыма нашего». Его настоящие взгляды на происходящее в стране малоизвестны публике, если не считать таковыми экзистенциальный fuck, стихийный анархизм и проповедь индивидуальной свободы: «Никто не выжил - все сгорели, все Pussy, Путин и Собчак, и у стены кремлевской ели горели (матерное слово, аналогичное «офигенно») так. <...> Горели люди на Болотной, ОМОН сгорел, и все менты, а с неба дождик шел кислотный, еще для большей красоты. Останкино сгорело быстро, а утонуть бы не смогло. Горели замки, что на Истре, горели медленно, назло. И Храм Спасителя, и бани, хачи сгорели, москвичи. А дома ждали россияне, когда остынут кирпичи. Москва, по ком звонят твои колокола?..» и «То, что не смыть, как сильно не три: свобода - это то, что у меня внутри».

В последнее время популярна точка зрения, что творчество Шнура - это такая своеобразная резервация для офигевшего (цензура не позволяет использовать более точное слово) от кризиса «офисного планктона», над судьбой которого Шнур открыто издевался еще в начале нулевых: «Тебе повезло, ты не такой, как все. Ты работаешь в офисе». Шнур продолжает материться на концертах и снимать свои мессиджи-клипы, набирающие в сети миллионы просмотров. Все это весьма талантливо и точно бьет в цель: например, по стереотипам пригламуренной самки («Экспонат»), или выражает заветную мечту россиянина - напиться и послать все по всем известному адресу («В Питере - пить»). Этот своего рода «плюшевый протест», «бархатная революция» - тоже часть системы, совершенно не опасная для власти предержащих. А потому и транслируемая городу и миру всеми доступными средствами (иногда, раз примерно в полгода даже на Первом канале, в мягко фрондирующем «Вечернем Урганте»).

Можно, конечно, навоображать себе, как Шнур сошел с ума и действительно обрушился с уничижительной критикой на главного Благодетеля - Путина, но тогда бы это был не Шнур, а, допустим, Шевчук, то есть выражаясь шнуровскими словами: «"ДДТ" - так раньше назывался дихлофос, воняет так давно, что уже болит нос». Шнур ничем таким не воняет. Ни перегаром, ни ссаками. Как и всякий удачно встроенный в товарно-денежную систему панк, он воняет исключительно дорогим дезодорантом и уютно устраивается в креслице дневного ток-шоу «Наедине со всеми» Юлии Меньшовой, опять же, на Первом канале. 

И тут он уж гламурней некуда, пай-мужичок в модном костюмчике; из всего эпатажа, которого достает здесь Шнуру, - заявить, что он принципиально не носит трусов. Зато умен и талантлив, что уж говорить! И всей стране воткнул так, что не вынуть.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 184 человека
Лента новостей