Блоги / Александр Донецкий

«Ну, чего? Как вы поплавали?»

24.06.2016 11:14|ПсковКомментариев: 47

Детский омбудсмен Павел Астахов породил свежий убойный мем власти: «Ну, чего? Как вы поплавали?», спросил он у спасшихся на карельском Сямозере девочек, посетив их в больнице. Понятно, что защитник прав детей просто так неудачно пошутил. Хотел подбодрить подростков, а попал впросак. Но интернет неудачных шуток чиновникам не прощает и откликнулся мгновенно, представляя неудачный вопрос Астахова как проявление очередного цинизма власти предержащих. Реплика Астахова подается блогерами в связке с легендарным стародавним мемом Путина «Она утонула» в рубрике «Абсолютное зло», хотя если не зацикливаться на бестактном вопросе омбудсмена и внимательнее вслушаться в короткий разговор, то получится что эпизод в больнице, ставший достоянием общественности, совсем не про отсутствие чувства юмора у публичного человека. Он — и про другое. Девочкам-то в парк-отеле Сямозеро отдыхать нравилось!

«Слава богу, живы», - звучит ответ из-за кадра, а одна из девочек рассказывает, что была на Сямозере уже третий раз. «Чо, так понравилось?», - спросил Астахов. «Да», - честно ответила девочка, которая и в прошлом году отдыхала на печально знаменитом теперь Сямозере, летом и осенью. А мне сразу вспомнился недавний репортаж на Первом канале о том, как московские дети вернулись из закрытого лагеря в столицу. Там тоже в репортаж каким-то чудом попали три девочки, которые открыто сказали прямо на телекамеру, что очень сожалеют о том, что смену пришлось прервать, так им там, в лагере на Сямозере нравилось. «Чудом» потому, что эти признания детей несколько контрастируют с тем негативным информационным фоном, который создан в СМИ в связи с трагедией в Карелии. Журналисты предпочитают чернуху, с удовольствием публикуя жуткие подробности трагедии, концентрируя внимание на «страшилках» из закрытого лагеря. Оно и понятно, 14 погибших детей — далеко не рядовое событие, и ответственные лица теперь должны ответить по всей строгости закона. Но те же журналисты, живописуя сейчас преимущественно ужасы парк-отеля и изображая его как чуть ли не концлагерь, почему-то игнорируют тот факт, что смены на Сямозере были расписаны на год вперед. То есть лагерь пользовался неизменной популярностью у детей и их родителей. Почему?

Да, лагерь был, что называется, распилочный, и миллионы бюджетных рублей, вероятно, уходили в карманы вороватых столичных чиновников и их подельников из карельского турбизнеса, о чем сейчас много пишут и с чем предстоит детально разобраться компетентным ребятам; да, лагерь, благодаря бесплатным путевкам для детей из малообеспеченных семей, был забит под завязку, отчего организаторы отдыха выпихивали детей в палатки в сырую погоду и заставляли идти в поход; да, возможно, вожатые кормили детей дешевой тушенкой, а сами пили водку и вообще были далеки от педагогики, но какую альтернативу всему этому экстриму предлагает наша страна?

Знаете ли, отдых вместе с детьми где-нибудь на Лазурном берегу или на худой конец в Крыму могут позволить себе в нашей стране лишь избранные. Остальным гражданам приходится организовывать отдых детям самостоятельно, чаще всего на обрыдшей даче или в деревне у бабушки. Потому и путевка в Карелию — для многих предел мечтаний, тем более, в рекламных роликах все так красиво расписано. И кому-то из детей, вспомним про девочек, даже нравилось, и они хотели вернуться на Сямозеро еще и еще раз. Конечно, известная пословица «не до жиру, быть бы живу» в сложившейся ситуации звучит несколько двусмысленно, но очевидно, что если бы не случилось трагедии, этот карельский парк-отель мог благополучно принимать детей долгие десятилетия, и все у турбизнесменов и их столичных контрагентов было бы в ажуре. И с доходами, и с рекламой, и с развитием бизнеса. А недовольные, которые жаловались на плохие условия в лагере, - момент не существенный, потому что недовольные есть всегда. На крайний случай у хозяев парк-отеля была в запасе железная отмазка: «А чего вы хотели? Лагерь же и предполагает своего рода экстремальный отдых. Это же не берег турецкий с «все включено», а суровая Карелия. Вот, и в рекламных проспектах об этом сказано. А главное, дети-то отдыхали, и большинство из них довольны, и хотят в лагерь еще раз».

В этом смысле — про детский отдых - весьма любопытны итоги опроса, организованного на ПЛН. На вопрос «Повлияет ли трагедия на озере в Карелии на ваше решение о поездке ребенка в летний лагерь» 15% читателей что «нет, от поездки не откажутся», поскольку из-за одного ЧП нельзя делать вывод о всей системе, а, кроме того, родители уверены в персонале тех лагерей, куда отправится их ребенок. К этим оптимистичным, несмотря на дурные вести, родителям примыкают еще 15% тех, у кого дети выросли, но в свое время возвращались из лагеря живыми, здоровыми и отдохнувшими. Да, сейчас находятся в шоке и намерены отказаться от поездки детей в лагерь 25% читателей ПЛН, ибо боятся, что халатность в летних лагерях — массовое явление, и поэтому родителям придется постоянно волноваться, пока их дети будут находиться в лагере. Но еще 25% респондентов ответили, что и до трагедии они не отправляли детей в летние лагеря, - нет ни желания, ни возможности.

Оставим в покое тех, кто может себе позволить отдых с детьми на Лазурном берегу, это пара процентов, а может, и того меньше. Значит, остальные просто не имеют возможности. Какая уж тут возможность, когда в стране только по официальным данным миллионы бедных, и число их растет? Каждый месяц ситуация, и субъективно, и чисто статистически, все хуже и хуже. Какой уж тут детский отдых? Тут в пору детей на заработки отправлять, подмастерьями, как это делали родители из бедных семей в дореволюционные годы. Не знаете, почитайте, к примеру, «В людях» Максима Горького. И в той же Москве, суке гламурной, тоже, представьте, полно малообеспеченных семей, дети из которых были рады-радешеньки оказаться на севере России в летнем лагере, пусть и с экстремальным отдыхом. И, как мы знаем, правительство столицы, в отличие от многих других регионов, выделяло на такой отдых миллионы рублей. Пускай, опять же, под распил, не без этого, но выделяло. И московские дети отдыхали, и детям даже нравилось. Если бы не трагедиия, можно только завидовать.

А как не понравится? Ведь возраст такой, переходный! Это ведь подростки, им нужно отдыхать вместе, и лучше на природе, взрослеть, отрываться, чувствовать себя самостоятельными. Как можно стать полноценным взрослым, не пройдя необходимые этапы взросления, в том же летнем лагере? Это — важная школа жизни, адаптации в коллективе, социализации наконец. У нас сейчас и так полно детей, которые не отлипают от экранов компьютеров и живут скорее виртуально. Любой лагерь — это благо.

А что касаемо халатности, так ее в любом детском лагере навалом. Все просчитать и проконтролировать невозможно. Педагоги это прекрасно знают. Допустим, я, когда в студенческие годы работал вожатым, всю эту халатность видел и хорошо помню. Без нее, этой самой халатности, уж поверьте, не обойдется ни один, даже самый образцовый, детский лагерь. Потому что, во-первых, дети, а во-вторых, по справедливости, нет халатности только в настоящем концлагере. Вот в порховском Дулаге-100, уверен, халатности точно не было. Если возможная халатность — повод не отпускать детей в летний лагерь, пусть они растут комнатными растениями. Только вот «соломку» им подстилать всю жизнь никто не будет. Впрочем, это уже совсем другая, отдельная тема.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 161 человек
Лента новостей