Блоги / Александр Донецкий

Бурый медведь получил щелчок в нос

19.11.2009 12:47|ПсковКомментариев: 47

Соло на клавиатуре

Свирепый бурый медведь, изображенный на огромном флаге России, который расстелили на фанатской трибуне в Лужниках, получил обидный щелчок в нос. Щелк! И самоуверенный, хваленый, гламурно-патриотический медведь сел на свой тяжелый зад. Даже личное присутствие президента Дмитрия Медведева не помогло.

Команда голландского чародея Гуса Хиддинга показала все, что могла. А могла она немногое. Поскольку никакой команды не было. Было несколько эффектных демонстраций индивидуального мастерства отдельных футболистов, забывших надеть под трусы памперсы. Увы, складывалось впечатление, что большинство подопечных Хиддинга памперсы как раз надели. Иначе, что им помешало сыграть так, чтобы не было мучительно стыдно?

Если деревянный, как будто затерявшийся среди деревьев, Аршавин, и есть высшая планка отечественного футбола, то туда ему, такому футболу, и дорога, в смысле: среди сильнейших сборных континента делать нечего.

На кубок мира в ЮАР едет крошечная Slovenia, и это, в конце концов, справедливо. Игра – она на то и игра, чтобы выявлять достойных, а не тех, кто кричит о «превосходстве в классе». И норвежский судья, пусть полстраны и желало пустить его на шампунь, тут ни причем. Проиграли-то не из-за судьи, а из-за собственного бессилия и полной атрофии воли. Скажем проще: сыграли наши херово, и это было понятно даже тем, кто футбол смотрит раз в пятилетку. При такой игре нашей сборной, будь на месте Словении какая-нибудь Германия, отделала бы дружину Хиддинга «под орех». 

Впрочем, я сейчас вовсе не о футболе.

Честно признаюсь, я болел за Словению. Настолько достал меня этот пресловутый «гламурный патриотизм», хлопающий по ушам и глазам с утра до вечера с телеэкрана. Да-да, футбол - только часть надоедливого, бездарного пиара, призванного, видимо, поднимать за счет футбола мой патриотический дух.

Нарочито замедленная, мнимая многозначительность и пафосность на фоне российского триколора: «Вперед, Россия!» Будто не в футбол собрались играть, а решать судьбу Родины в сражении под Бородино. Достали. 

О феномене «гламурного патриотизма» много писали внесистемные мыслители года два назад в связи с Олимпиадой в Сочи, конкурсов песни «Евровидения» и спортивными достижениями. Потому как очевидно, что выдавать желаемое за действительное, замещать актуальное второстепенным, реальное выдуманным - главная задача рекламно-пропагандистской машины. А «гламурный патриотизм» (изрядно, впрочем, потускневший за год кризиса) – как раз одна из производных виртуализации сознания современного человека. Гордость за действительные успехи своей страны, осознание того, что живешь в мощной и справедливой державе, где у каждого ее жителя есть перспектива, уверенность в будущем своих детей, вытесняется фикциями, искусственно раздутыми до уровня «ценностей». То, что такой «патриотизм» есть ненастоящий, фиктивный, слепленный из ярких картинок, продукт клипового мышления, понимают лишь те немногие, кто привык мыслить самостоятельно, без использования движущихся этикеток. Таковых в стране – 10%. И эти 10%, отлученные от масс-медиа и группирующиеся преимущественно в Интернете, пока не способны существенно влиять на формирование общественных настроений. Тогда как толпа живет простыми инстинктами и желанием зрелищ. И ей, толпе (стаду, быдлу) необходимы простые, как мычание, схемы. При помощи этих схем толпа и оценивает реальность.

Спорт, как никакое другое явление зрелищной индустрии и социальной жизни, предоставляет простые оппозиции: «свой - чужой», «друг - враг» и т. д. Поэтому он и становится, как верно заметил Андрей Канавщиков, «последним прибежищем политиков». И заслуга футбольной сборной Словении в том, что она взяла и «обломила» отечественную «пиар-контору».

Выйди сборная Россия из отборочной стадии, нас еще ожидал бы длинный и красочный карнавал, затем бы долгий сериал под названием: «Мы пакуем чемоданы в ЮАР». Информационных поводов хоть отбавляй: кандидаты в сборную,  отлет команды из Москвы, игры в группе, и прочая, и прочая, и прочая. И все это под густым соусом все того же «паленого», наполненного концерогенами, эрзац-патриотизма.

Когда, грубо говоря, простой народ, считая копейки от одной мизерной зарплаты до другой, вместо того, чтобы задуматься, почему он не живет хотя так, как в Словении, будет рвать застиранную майку у телевизора и наполнятся по горло гордостью по не самому жизненному поводу. Хотя бы немного инфразвук «гламурных патриотов» станет потише.

Нас, слава Богу, ожидает более или менее спокойное телевизионное лето. «Первый» и «Россия» разделят телетрансляции из Южной Африки, и без излишних псевдо-патриотических эмоций, ценители футбола насладятся игрой грантов самой популярной в мире игры.

Сидел я, значит, вчера у телевизора, болел за Словению. И минут за двадцать до конца матча почувствовал, что ничего у наших уже не выйдет. Раньше надо было задницу рвать.

Мое рассеянное внимание стало откликаться на детали, и я вдруг заметил, что на электронных рекламных бортах рекламируют почти что одну только водку, да еще коньяк. Водки насчитал сортов десять, если не больше. Один сорт водки сменял другой, и это было настолько разоблачительное шоу! Вот она цена российскому футболу – водка! Вот, чем действительно можно гордиться, национальный напиток, после употребления которого, хочешь-не хочешь, а ляпнешь лишнего. То есть правду.

Соло на клавиатуре исполнил Саша Донецкий 

   

  

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 65 человек
Лента новостей