Блоги / Александр Донецкий

Вече анонимных дрочеров

13.01.2010 12:25|ПсковКомментариев: 94

На жаргоне «дрочер» - активный пользователь сети, которому Вася В. из рок-группы «Кирпичи» с удовольствием дал бы в ухо, чтобы тот «не гадил в гостевухах». Но поскольку подобных «дрочеров», что ни день, становится все больше, и это отнюдь не только субтильные прыщавые подростки с запредельными амбициями, но и вполне себе респектабельные пользователи с пивными животами, то сегодня, в День российской печати, есть повод еще раз поразмышлять о таком неоднозначном и противоречивом феномене как псковские Интернет-форумы, тем более тенденция такова, что электронные СМИ все уверенней теснят бумажную газету, а блогосферу уже всерьез рассматривают чуть ли не в качестве главного конкурента традиционных СМИ (пока, правда, все же в отдаленном будущем).

Что ждет рынок печатных СМИ лет через пять, покажут десятые годы, но тот факт, что все уважающие себя газеты давно обзавелись своими электронными версиями, свидетельствует о многом. Уповать на старого доброго читателя, спешащего по утру к киоску «Роспечати» за свежей газетой, уже не приходится. Зато с каждым днем прирастает число тех, кто, едва продрав со сна глаза, включает свой «пи-си», и, не успев опорожнить мочевой пузырь и кишечник, открывает полюбившийся сайт, дабы оставить на его страницах свежие следы своей писательской активности. Благодаря достижениям технологии, всякий чукча нынче не только читатель, но и полноправный писатель, благо Интернет-издания предоставляют широкие возможности для самовыражения.

Особенности этого самовыражения вряд ли принципиально отличаются от тех, что предлагает, к примеру, Живой Журнал, социальные сети или сайты общероссийских Интернет-СМИ, но именно вежливое предложение «обсудить» или «добавить комментарий», сопутствующее каждой публикации, делает местные информационные сайты по настоящему интерактивными ресурсами.

«Обратная связь» - бесспорный манок и привычный механизм взаимодействия СМИ с читающей массой, ведь не случайно в до-сетевую эпоху в газетах существовали «отделы писем», где сидели специальные люди и разбирали поступающую корреспонденцию. Какие-то письма можно было опубликовать, какие-то «звали в дорогу» журналиста, а какие-то нужно было направить в «компетентные органы». Газета реально была не только «коллективным пропагандистом», но и «коллективным организатором».

Ныне эти функции почти полностью переместились в стихию Интернета, и, прежде всего, на раскрученные ленты новостей. Где больше всего шансов, что твое сообщение заметят? Конечно, на авторитетном Интернет-ресурсе, таком, как ПЛН, например. 

Во многом именно возможность свободно зайти и всласть «погадить» делает информ-сайты столь популярными и привлекательными для всякого потенциального пользователя. Специальные рубрики «интерактива» и призывы оставить «свою новость» расширяют народное творчество до масштабов, которые и не снились гражданам развитого социализма, вынужденных строчить свои исповеди и доносы на банальной бумаге, запечатывать ее в конверты, клеить марки и нести в почтовый ящик.

Сегодня процесс выброса в массы актуальной информации чрезвычайно упростился и ускорился. Достаточно зайти на популярный сайт и набить на клавиатуре свое сообщение. Сделать это можно как в эксклюзивном «интерактивном окошке», так и под статьей профессионального журналиста. Главное, чтобы слово дошло до печати, ну а уж традиционное «сарафанное радио» довершит дело. Свободное брожение «мнений» и «оценок» по сети есть одно из явных проявлений такой стихийной демократии.

Необходимо признать, что пока Интернет не ограничен цензурой, какая-никакая «свобода слова» у нас будет обеспечена. Понятно, что с известными, издержками, но обеспечена. Все больше граждан, насытившись официальным ТВ и газетами, ищут альтернативу в иных источниках информации, как-то с детства привычное «сарафанное радио» и Интернет.

Каковы же эти «издержки»?

Прежде всего, относительная анонимность высказываний. Не будь анонимности, число корреспондентов, оставляющих свои «комменты», сократилось бы в разы. Поэтому оценивать анонимность траффика сообщений, как однозначно отрицательное явление, нельзя. Анонимность – всего лишь допущение, необходимость. Пусть анонимность разжигает в пользователях низменные страсти и, в принципе, провоцирует такие человеческие пороки как злоба, доносительство и сквернословие (оставим в скобках уголовно наказуемую «клевету»), но именно эта грешная стихия обеспечивает Интернет-траффику необходимую «объективность». Из множества разношерстных и неотредактированных сообщений, глядишь, и сложится некая обобщающая «картина», более или менее соответствующая «истине».

Я умышленно оставляю слова «объективность» и «истина» в кавычках, представляя их как своего рода интерактивные модели, но именно подвижность, изменчивость и открытость этих моделей, в отличие от черно-белой картинки (правда-опровержение), которую навязывает цензура, делает их реальными конструктами такого демократического института как «свобода слова и мнений».

Интернет-форумы – это современное вече людей, делающих свой выбор. И хотя влияние на политическую систему этого выбора пока минимально, сама политическая система отнюдь не собирается игнорировать сетевую словесность, о чем, в частности, свидетельствуют блоги высших лиц государства и постоянные призывы ограничить свободу в Интернете.

Теперь зададимся риторическим вопросом, а в чем причины этой сугубой анонимности? Почему комментаторы событий и людей не спешат назвать себя настоящими именами? А потому, собственно, что Интернет давно стал инструментом политической борьбы в ее одном из исконных значений, происходящем от слова «полис», то есть – город. Вся организованная жизнь «полиса» (шире – местности), со столкновением кланов, групп и индивидуумов, во всех ее подробностях и интересах, предстает как своего родя циркуляция слухов и намерений, которые, дойдя, по выражению Валерия Брюсова, «до слова и до света», то есть до печати, превращаются в мощный фактор общей политической жизни всего региона.

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Старый тезис, который пока никто не опроверг. Интернет-газеты предоставляют возможность свободно распространять информацию (понятно, до известных границ, ведь у Интернет-СМИ тоже есть редакторы), и, это значит, что чем дальше, тем все больше людей будут обращаться к его ресурсам. Подготовить «общественное мнение», продвинуть в массы акцию или товар, впрыснуть идею, «слить» компромат, дескредитировать оппонента – все это крайние случаи. Однако уже сама возможность более или менее свободного распространения информации, разнообразные способы ее рассылки и тираживания, создания и накрутки новостного рейтинга, цитирования и т. д. – являются актуальным, обретающим все большее значение механизмом управления и манипуляции.

Что до такой «издержки» Интернета, как низкая культура дискуссии, то, надо полагать, от этого неизбежного «спама» нет лекарства, кроме удаления сообщений, но эти административные меры, опять же, не могут быть драконовскими, поскольку любое ограничение автоматически отталкивает потенциальных пользователей. Все-таки Интернет – не институт благородных девиц, а живое, интерактивное отражение повседневности, и жмурить глаза на всякую грубость – значит либо сознательно забраться в башню из слоновой кости, либо безнадежно отстать от жизни. Тех, кто готов ввязаться в дискуссию с переходом на личности, вряд ли удивишь или испугаешь привычным хамством оппонентов, или тем обстоятельством, что чуть ли не половина сообщений имеет явные признаки бреда сумасшедшего.

При этом отметим, что хамят и бредят отнюдь не обитатели псковских колоний или Богданово. Если бегло просмотреть адреса, с которых поступают сообщения на ленту комментариев, то легко убедиться, что подавляющее большинство их прислано с серверов двух администраций – областной и городской, а также из редакций местных СМИ. Иначе говоря, в дискуссиях (за редким исключением) участвуют как раз самые активные участники политического процесса (чиновники и обслуживающие их журналисты), что лишний раз объясняет и пресловутую анонимность авторов, и их неизбывное жлобство.      

Как бы там ни было, а именно благодаря свободному Интернет-траффику информации человек может быстро понять, кто есть кто в здешней околовластной ойкумене.

Соло на клавиатуре исполнил Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 257 человек
Лента новостей