Блоги / Александр Донецкий

Неизвестный народ

22.06.2010 15:58|ПсковКомментариев: 27

День, вернее, ночь или утро начала Великой Отечественной, официально День памяти и скорби, стал у нас в стране горьким поводом еще раз вспомнить о великой трагедии, напоминание не столько о подвиге народа, сколько о поражениях и утратах.

Если День Победы чем дальше, тем больше превращается в странный идеологический карнавал, то поминки по миллионам соотечественников, погибших в бою или под бомбежками, - более интимное выражение народной скорби, хотя и здесь не обходится без ритуальных костров. Практически в каждой советской семье были жертвы войны, и все это общеизвестные факты, запрещающие шутить на эту тему, но что мы знаем о том народе, который, вопреки, казалось бы, воле истории, все-таки выстоял и победил?

Почему имперская Россия отказалась воевать, а советская нет?

А ведь еще живы очевидцы того, как сельские жители Псковщины встречали немецко-фашистских агрессоров с цветами в руках. Мне лично одна бабулька из Великих Лук рассказывала о таком факте, при этом ничего худого о немецких солдатах она не вспоминала. А другая старушка, из Пскова, договорилась до того, что ей при немцах вообще жилось отлично, вроде того, что она разбогатела, и дом поставила, в котором до сих пор живет.

И эти люди не были предателями в привычном смысле, а просто жили под немцем, и как будто не заметили того урона, который нанес враг, и сразу после освобождения был тщательно подсчитан, запротоколирован и опубликован в местной прессе. Получается, кому-то из жителей повезло, война – мать родна, а кому-то до смерти нет.

В общем, все это банальности, но боюсь, что у большинства все-таки довольно расплывчатые представления о своем прошлом. У ярых сталинистов, вроде товарища Зюганова, - свои, у либералов - диаметрально противоположные. И пока длится дискуссия, реальный народ, который выиграл войну, превращается в некий фантом, в памятник неизвестному солдату.

Никакого примирения здесь быть не может. По крайней мере – пока не умрут правнуки спорщиков.

Сейчас принято ритуально брататься с немцами, организуется обмен ветеранами, но я почему-то не верю в эту показуху.

Расскажу такую историю. Года два назад на юге области открывали мемориальное кладбище немецких солдат, погибших на Псковщине. И к могилам предков приехали потомки тех, кто стрелял в наших солдат. После бесконечно долгих слов и заверений в примирении дети стали плакать у крестов с фамилиями, а потом все, и немцы, и русские отправились пить водку в армейские палатки.

Все расселись за столы, причем немцы отдельно от русских. И вот сидим, значит, пьем, поем, и вроде бы после пятого стакана должно произойти истинное примирение. И вдруг я ловлю себя на мысли, что немцы по существу чужие и глядят на нас как-то недобро. С чего вдруг?

Я даже онемел на время от открытия, глазам не поверил, спрашиваю у сидящего рядом приятеля: замечаешь, мол, немцы-то на нас косятся?

- А ты думал? Так и есть. Что можно ожидать азиатам от западных людей?

Это я к тому, что по прихотливой аналогии, и солдат, вернувшийся с фронта с медалями на груди, и солдат, отправившийся в товарном вагоне в ГУЛАГ, тоже вряд ли поглядят друг на друга с симпатией.

Кто-то: за Родину, за Сталина! А кто-то напоминает о том, что врага мы завалили трупами.

А победители, вернувшиеся к мирной жизни? Мне рассказывал один старший товарищ, что помнит, какая началась бытовая пьянка в 40-ые и 50-ые. Ветераны залечивали водкой боль и страх, и отчаянье, которые пережили на войне.

В результате мы имеем страну бытового алкоголизма, и никакая социальная реклама эту ситуацию не исправит.

Мой главный тезис в том, что победа была во многом чудом, и этот феномен не объясняют никакие учебники истории. А творцом чуда был народ, который нам совершенно неизвестен.

К тому же вот уж лет десять как российская кинофабрика создает лихие боевики, где советские солдаты с пластмассовыми автоматами в руках якобы на основе реальных событий.

Активно творится гламурная мифология Великой Победы, и, допустим, нашумевшее «Предстояние» от Никиты Михалкова только добавляет к старым мифам – новые.

Сыновья уходят в бой, тогда как народ, который выиграл войну, уходит в неизвестность.

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Электронные платежки за ЖКУ хотят распространить на всю страну. Откажитесь ли вы от бумажных в пользу цифровых?
В опросе приняло участие 250 человек
Лента новостей