Блоги / Александр Донецкий

Солидный Господь для солидных господ

14.10.2010 20:06|ПсковКомментариев: 137

Новость о том, что 142 с лишним миллиона рублей выделит правительство России на реконструкцию гостиницы для знатных богомольцев, согласно официальному сообщению, «в рамках проведения работ по сохранению объекта культурного наследия на объекте Соборный комплекс Трех Святителей Спасо-Елеазаровского монастыря», стала еще одной частичкой, окончательно сложившей информационный пазл об особом, «виайпишном», государственном статусе монастыря, в котором пять столетий назад старец Филофей вывел свою знаменитую имперскую формулу: «Москва - третий Рим» .

Выделенная на стройку сумма, сопоставимая с теми деньгами, на которые несколько лет назад власть расщедрилась в рамках всероссийского PR-проекта «Дороги «Единой России», отслюнив и на ремонт псковских дорог, косвенно подтверждает «народные новости» о добровольной ссылке супруги нынешнего российского премьер-министра Людмилы Путиной в псковскую глушь. Известно, что, кроме супруги Владимира Путина, православную обитель любят посещать для «очистки душ» вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и жена вице-премьера Жукова, так что обеспечение надлежащего комфорта «VIP-богомольцам» - не прихоть госчиновников, а особо важная державная задача.

В эту благостную картинку как нельзя кстати поместились и другие эпизоды: дурно пахнущий ладаном сюжет с передачей из музея в монастырь самой древней псковской святыни - иконы Спаса Вседержителя, плюс мудрое кадровое решение президента полтора года назад - назначение на «псковское княжение» Андрея Турчака, который, видимо, и был призван гарантировать, чтобы в местах знатного богомолья все складывалось тип-топ.

Ну, а тот факт, что немалые деньги (причем не впервые) кинуты с «барского плеча» сугубо негосударственной структуре, никого давно удивлять не должен. РПЦ сегодня - это нечто вроде идеологического отдела ЦК КПСС, и скупиться на передовой отряд правящей партии в борьбе со всем и всяческим инакомыслием, похоже, никто в «верхах» не собирается.

Все последние годы обыватель с изумлением наблюдает, как православное христианство из живой религии все больше превращается в ритуальную контору по отпущению грехов власть предержащим. Если католическая церковь в средние века выписывала грешникам индульгенции по прейскуранту, то на Руси 21-го века, по старой традиции, все решают связи и блат. Мало иметь благословение на предоставление «церковных услуг» от Патриарха и правящего епископа. Чтобы чувствовать себя «в шоколаде», современным представителям религиозного бизнеса необходимо заручиться поддержкой знатных богомольцев, которые при случае не только пару сотен миллионов казенных рублей подкинут, но и древнюю икону из экспозиции местного музея-заповедника вынут. При этом на интересы народа плевать с высокой колокольни.

Пусть по самым оптимистическим подсчетам, воцерковленных людей в России 3%, главное, чтобы особо важные персоны входили в этот спасительный процент, дающий право вершить судьбы прихожан и осваивать халявные деньги. Освоение бюджетов осуществляется в неразрывной «спайке» госчиновников и приближенных духовников в клобуках и сутанах. Взамен православные иерархи готовы отслужить власти по полной, призывая с телеэкранов народ к терпению, громя нонконформистские выставки художников и преследуя инакомыслящих, в том числе и внутри самой церкви.

За примерами далеко ходить не надо. Псковичи отлично помнят позорный для области сюжет с выгнанным из Пскова знаменитым иконописцем Зиноном. Или наслышаны о долгоиграющей истории известного псковского священника - отца Павла Адельгейма, встреча с которым прошла накануне в актовом зале областной библиотеки.

По нынешним временам удивительно, что встреча с пастырем-диссидентом вообще состоялась, потому что все мы, псковичи, уже были свидетелями того, как отменялась на местной сцене рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» или предавали анафеме журналиста Олега Дементьева.

Так вот, на этой, теперь можно смело сказать, исторической встрече со своими читателями (опальный батюшка презентовал книжку «Своими глазами»), а их пришло немало, и все желающие с трудом вместились в зал, отец Павел вновь не побоялся высказать свою позицию об идеологическом «окормлении» масс:

- У советских руководителей не было задачи Церковь уничтожить. Церковь власти уже была нужна. Нужна, потому что она выполняла определенные политические задачи. Особенно во внешнем мире, - вернул отец Адельгейм аудиторию к церковным реалиям семидесятых годов прошлого столетия, очевидцем и участником которых он сам был. - Нужна была совершенно определенная Церковь. Не Церковь как Тело Христово, а Церковь как организация, которая приобретала бы все большее и большее идеологическое значение. И в наше время она, Церковь, это идеологическое значение приобрела в еще большей степени. Потому что коммунистическая идеология из нашей жизни совсем почти ушла. И что-то нужно было предложить на смену. И вот на смену предлагается не православие, а православная идеология. А это нечто совсем другое. Одно дело православие, с его вероучением, догматами, культом и нравственными принципами, и другое дело - идеология, то есть как бы высосанный из этой цельности сок, который совсем не соответствует православию.

- Идеология - это вещь страшная, как для государства, так и особенно - для Церкви, - подчеркнул отец Павел. - Поэтому, то, что у нас сейчас в Церкви происходит, полностью соответствует тому, что происходило в советские годы. В советские годы борьба шла не против Христа как Бога, а против Христа как человека. Вот эта воплощенность Христа в нашей жизни у нас, к сожалению, уходит. В последнем приходском уставе не существует таких слов как «прихожане», «миряне», которые определяли бы каноническое положение народа в Церкви. Там существует только одно понятие - граждане РФ. Сами сопоставьте эти понятия: христианин-прихожанин и гражданин РФ. Гражданин РФ - вполне законное понятие, когда мы говорим о нашем пребывании в государстве. Но какой канонический смысл это понятие имеет в Церкви? Ясно, что никакого. Сейчас все вернулось на круги своя. Только вместо уполномоченных по делам религий, которые были раньше, безраздельную, неограниченную и никем не контролируемую власть получили епископы, и все, что они делают, необходимо принимать и благословлять.

В авторском предисловии к книге «Своими глазами» Павел Адельгейм сформулировал эту позицию еще жестче:

«Возрождение церкви ограничилось строительством храмов и монастырей. В хрущевскую эпоху за строительство храма карали, теперь это стало прибыльным занятием.

В конце 90-х сложились новые условия, и задачи епископа поменялись. Возрождение духовной жизни в церкви заменил интерес к церковному бизнесу и формальной власти. Храмы превратились в коммерческие предприятия. Благотворительность опирается на частную инициативу и иностранный капитал. Воскресные школы не состоялись.

Архиереи встроились во властную вертикаль государственной номенклатуры, потеряли интерес к своей пастве: клиру и народу. Утратив обратную связь с паствой, они живут независимой и далекой от клира и мирян жизнью. В церкви потерялся интерес к внутреннему миру человека. В епархиальной практике господствует насилие, равнодушие, корысть, правовой и моральный цинизм. Клир поставлен в крепостную зависимость от епископа и абсолютно беззащитен.

Издержки превратились в нормы и вынуждают священника приспосабливаться к новым условиям. От него требуются качества, которых добивалась советская власть: беспринципность, безынициативность, прислужничество, лицемерие и ложь.

Ветхозаветные архиереи осудили Иисуса Христа и выдали гражданским властям Рима для распятия. Новые архиереи распинают живую жизнь и духовную свободу человека. Человек, поставленный Богом в центр Домостроительства спасения, унижен, забыт и обесценен в РПЦ.

Возрождение сменила эпоха клерикализации общества. Церковная иерархия стремится занять ключевые посты во всех общественных институтах. Не преодолев дух рабства и корысти внутри церкви, иерархи понесут этот дух в гражданский социум, разрушая нравственные основы гражданского общества. Оживают те самые издержки общественной жизни, за которые осуждали советскую власть. Они принесут много горя простому человеку. Теперь они освящены духовным авторитетом церкви».

Понятно, что подобная публицистика, к тому же звучащая не со стороны, а изнутри нашей Церкви, мало радует самих клерикалов, о чем свидетельствует нынешнее положение отца Адельгейма в Псковской епархии. По признанию священника, правящий на Псковщине митрополит Евсевий вот уже много лет никак не общается со своим «подчиненным», что вполне объяснимо с человеческой точки зрения, но абсолютно противоречит как духу христианства, так и церковным канонам.

И это далеко не единственный пример. Люди, далекие от епархиальной жизни, возможно, и не догадываются, но митрополит взял и запретил обряд крещения маленьких детей (!?) в псковских монастырях, то есть своей властью наложил запрет на один из основополагающих, фундаментальных христианских обрядов, без которого и самого христианства не было бы как религии. Абсурд? Полнейший. Поражает мотивировка этого распоряжения: якобы монахи увидят младенцев, и им тоже захочется иметь детей, что приведет к грехопадению.

Не слишком крепка, получается, вера у псковских монахов, если ради сохранения этой веры приходится запрещать само таинство крещения?..

Зато благословлять и славословить власть предержащих никому из священников не запрещено, а церковная жизнь до сих пор определяется старой русской пословицей: «Каков поп, таков и приход». Не в смысле паствы, а в смысле бизнес-талантов. У нашей Церкви так: если священник умеет привлечь «инвесторов», не важно кого, пусть даже бандитов, кающихся и замаливающих грехи, значит он – молодец, и имеет шанс на повышение. Если же приход беден, то поп сам виноват. При этом, как расходуются привлеченные деньги благотворителей, никто не проверяет. Ни налоговая инспекция, ни прокуратура. Ведь формально у нас РПЦ отделена от государства. Значит и «око государево» в ее строну не глядит.

Такое цинично-двойственное положение Церкви, когда можно налогов не платить и ни перед кем не отчитываться, ведет к многочисленным злоупотреблениям, будь-то банальное отмывание «грязных денег» или покупка священником нового джипа на копейки и мятые рубли, которые были собраны прихожанами в кубышку «на восстановление храма». Проверять, насколько честен тот или иной служитель культа, все равно никто не будет, если только Богу не надоест наблюдать сей беспредел, и он самолично не устроит здесь и сейчас Страшный Суд. Но, кажется, наше священство никакого Страшного Суда, в отличие от православных прихожан, совсем не боится.

Еще в конце 90-х, когда появление бывших КПСС-шных бонз, включая Президента Ельцина, в церквях со свечками в руках воспринималось народом как потешный маскарад, рассчитанный на наивного обывателя, писатель Виктор Пелевин чутко уловил тренд надвигающейся эпохи в романе «Generation П».

Персонаж романа, копирайтор Вавилен Татарский, находясь в измененном состоянии сознания, сочиняет сюжет рекламного ролика:

«Кое-как встав с коленей, Татарский добрел до стола, взял ручку и прыгающим паучьим почерком записал: Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на фоне Храма Христа Спасителя. Его задняя дверца открыта, и из нее бьет свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина, рука и нога. Слоган:

ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ

СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Вариант:

ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД

Бросив ручку, Татарский поднял заплаканные глаза в потолок: «Господи, Тебе нравится?»

Суть пелевинской сатиры в том, что господа у нас теперь гораздо важнее и выше не только чаяний так называемого «народа», но и самого Господа Бога: «помазанники» на поверку оказываются настолько далеки от заповедей Христовых, что хоть и самом деле - всех святых выноси!

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 256 человек
Лента новостей