Блоги / Александр Донецкий

Соло на клавиатуре: День «пограничника»

28.05.2011 17:24|ПсковКомментариев: 122

Если буквально перевести словечко «маргинал» (от латинского margo – край, граница, предел) на русский язык, то получится «пограничник». И совпадение даты профессионального Дня пограничника, традиционно отмечаемого у нас в стране всеми, кто служил в пограничных войсках и носил зеленые фуражки, с очередным майским гей-прайдом кажется пусть и случайным, но символичным событием, прямо по Пушкинской формуле, «бывают странные сближения...»

День пограничника по масштабу и ежегодному шуму в СМИ едва ли уступает другому народному празднику – Дню ВДВ, что вполне объяснимо: Россия по протяженности границ превосходит все страны мира, соседствуя по суше и воде с 18-ю государствами. К тому же долгие годы, да и сейчас, в пограничные войска, относившееся к ведомству госбезопасности, отбирали самых крепких и смышленых ребят, то есть пограничники, как и упомянутые десантники, по праву принадлежали к элите вооруженных сил.

Дополнительную гордость пограничнику придает уже само его местоположение: он находится на краю своего, родного, пространства, в непосредственной близости, в контакте с чужой и подчас чуждой территорией. Пограничник первым принимает неравный бой с врагом, он постоянно рискует, на нем лежит особая ответственность.

В нынешние времена эти представления, возможно, и утратили былую остроту и напряженность - все-таки войны 21-го века отличаются от той картинки, которую мы видим, когда смотрим фильм «Брестская крепость». Однако само понятие «государственной границы» с ее «священной», то есть сакральной, миссией никуда не исчезло и живет в генетической памяти народа. Пограничники – герои не потому, что обязательно совершают подвиг, а потому, что постоянно готовы его совершить, то есть подвиг – это их функция. В этом смысле с ними действительно сопоставимы такие воинские профессии, как десантники, летчики и моряки-подводники, которые тоже всегда готовы преодолеть границы стихий: воздушную, водную или человеческую.

Аналогия, быть может, и прозвучит слегка кощунственной, но те люди, которые сегодня, несмотря на запрет московских властей и реальный шанс получить по башке, все-таки вышли на свои ЛГБТ-акции, тоже пограничники, сиречь, маргиналы, только они не охраняют границы, а переходят их.

Сам термин «маргинал» возник в американской социологической литературе еще в 30-ые годы прошлого века, обозначая индивидуумов, которые вырвались из своей социальной группы и оказались в чуждой им среде. Маргинал – это по первому своему значению «чужак», «изгой». И хотя за десятилетия своего функционирования в научных сообществах смысл термина сильно расширился, свое первоначальное значение он сохраняет до сих пор, особенно применительно к сексуальным меньшинствам и художникам. Да-да, именно так: к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации и людям, занимающимся той или иной художественной практикой.

Есть еще нацменьшинства, но это чисто социокультурный, а не экзистенциальный феномен (к примеру, таджикские гастарбайтеры в России, или русские с «Брайтон-бич»). Но что касается гомосексуалов и художников, то их пребывание в «пограничной ситуации» обусловлено не внешними обстоятельствами и причинами, а сугубо внутренними, не важно, идет ли речь о генетической предрасположенности индивида или его сознательном личном выборе (как пел Высоцкий, «хоть немного еще постою на краю»).

Понятие художника вообще шире, чем понятие маргинал, но если художник находится в состоянии противостояния и конфликта с мейн-стримом, в любом его понимании - социальном или эстетическом, то он автоматически попадает в категорию маргиналов.

В принципе, любой настоящий художник, рефлексируя о своем месте в мире, приходит к осмыслению себя как маргинала. В одном из интервью актер и режиссер Александр Баширов, говоря о самом себе, дал такое определение: «Что такое маргинал? Это человек, легко переходящий границы. Между мирами, между людьми, между умом и безумием – все сразу».

По-человечески яркие и художественно убедительные свидетельства маргинального существования дал Эдуард Лимонов в своем культовом романе «Это я - Эдичка», который вполне можно назвать «Исповедью маргинала». Персонаж Лимонова не только выпал из всех коллективов, обретая себя на «краю света в Нью-Йорке», в чуждой среде и чужом языке, но и перепрыгивает всякие границы, этические и сексуальные, получая необычный опыт.

Понятие «граница» вообще одно из самых актуальных и востребованных в культуре последних десятилетий. Экзистенциально граница есть жизненный предел, максимум, последняя черта, за которой скачок в Иное качество, ведь грань всегда отделяет одну плоскость от другой, изолирует друг от друга непохожие миры, является рубежом между двумя диаметрально-противоположными системами координат. И одновременно граница, пограничье - территория (тера инкогнито) соединения разнородных явлений, зыбкая зона перехода. Стало быть, «пограничник» это именно тот, кто обретает себя на границе, субъект в «пограничном положении», в ситуации крайнего выражения жизненных и творческих сил. Так, герой Лимонова «Эдичка» выживает на границе между прошлым и будущим, в духовном и телесном поиске новых ощущений и озарений обретает свое бесценное «Я».

Когда представители ЛГБТ-сообщества, игнорируя запреты, выходят на площади в центре Москвы, то они тоже преодолевают незримую границу между миром нормы и миром перверсий, между диктатом большинства и требованиями меньшинства, между Законом и его нарушением, наконец.

По последним на этот час сообщениям информагентств, за публичные акции в Александровском саду, на Манежной и Тверской площадях уже арестовано 18 гей-активистов, то есть тех, кто решился на публичный протест, во всей огромной Москве нашлось не так уж и много, что в общем-то предсказуемо, удивительно другое: то, что они все-таки нашлись, эти несколько десятков маргиналов, безумцев, плюющих на государство и его ценности.

Разумеется, акцию, организованную именно в День пограничника иначе как провокацией назвать нельзя. Я почти уверен, что если бы организаторы гей-парада назначили любой другой день, не День пограничника, мэрия столицы пошла бы им навстречу - пусть выражают свое конституционное право.

Но День пограничника – это святое, а значит, в действиях секс-маргиналов присутствует сознательная, заранее просчитанная установка на скандал, стремление как можно скорей перейти границу.

Вывод: сексуальные меньшинства у нас в стране уже созрели для того, чтобы перейти в наступление по всем фронтам.

Здесь, правда, остается открытым один вопрос: кто встанет у них на пути?

Пока, получается, границу дозволенного охраняет мэр Собянин и московская полиция, однако своей главной цели - привлечения общественного внимания к ЛГБТ-сети, то есть широкомасштабного PR-a, - наши «пограничники» вполне достигли.

Теперь они, собравшись на вечеринку в каком-нибудь модном клубе, имеют полное моральное право спеть под караоке хором что-то вроде: «В этот день решили гомосеки перейти границу у Кремля».

Саша Донецкий

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 242 человека
Лента новостей