- Ты, Леша, увлекающаяся натура, - сказала Она, пряча початую бутылку водки со стола.
От такого обращения я выпал в осадок и решил написать... про театр.
Даром, что ничего в театрах не понимаю, но такова жизнь в Пскове и правила игры.
В то время, когда вся страна, охваченная единым патриотическим порывом, прильнула к голубым экранам мониторов, разглядывая двойные туалеты в Олимпийской деревне (открытие приличные люди не смотрят) или следя за попыткой канала CNN поглумиться над Брестской крепостью, скобари, верные своей натуре, рубятся не на шутку за театр.
Ужасающие анонимки, полицаи, выводящие под дулом автоматов престарелых комедиантов вон, молодые и циничные режиссеры, смущенный губернатор и греющие душу воспоминания о сожженных роялях. Театралы, журналисты, да и что там говорить, весь простой народ разделился на два непримиримых лагеря. Их даже нельзя назвать консерваторами и прогрессистами. Часть из них, по известной скобарской привычке дружить против варягов, подняла на щит бывшего главного режиссера театра, просто так, чтобы всем другим было плохо. А другая часть, из соображений личного видения перспектив или припомнив старые обиды, поддерживает новую театральную команду. Объективностью и профессионализмом здесь и не пахнет, как не пахнет, например, в деле сохранения культурного наследия. По одной простой причине - в Пскове напрочь отсутствует экспертное сообщество. Ибо внутри объекта оценки оно появится не в состоянии, хотя бы в силу межличностных взаимоотношений.
Воздержусь от каких-то оценок и я, так как, как уже успел заметить, в театрах я ничего не понимаю, скобарем не стал, а белорусом еще не успел.
Одно могу сказать точно. Изначально в Пскове была допущена одна грубая управленческая ошибка, несмотря на верно понятый тезис о том, что театр формирует городскую среду. Вместо того, чтобы создать новый театр с нуля, с новой труппой и графом Нулиным (не самый лучший ассоциативный ряд для ситуации сложившейся), была сделана ставка на капитальный ремонт старья. Как будто от этого что-то изменится. Усугубить ситуацию можно было только сменой менеджмента и главрежа. Что, естественно, с радостью и проделали перед сдачей театра Царю. Наивные, как будто ни разу в Пскове не жили.
Вот стоило бы чуть подумать или посмотреть на пример культурной революции в Перми, и сразу появляются другие решение. Под приглашенных варягов создается новый театр, а потом наступает интересный период, когда зритель голосует, какой театр ему интереснее, старый или новый. Да и театров никогда много не бывает, и Курентзисов в старые обычно не в одиночку приглашают, а с оркестром.
Можно подумать, что у псковичей большой выбор. Так и будут дальше болтаться между театром кукол и театром драматическим. А по дороге между ними писать анонимки и сжигать рояли.
Алексей Старков