Экс-блогеры / Сергей Ермолаев

Читать запрещено

29.03.2013 13:43|ПсковКомментариев: 12

27 марта Совет Федерации одобрил принятый ранее Государственной Думой РФ законопроект, расширяющий полномочия госорганов по цензуре в Интернете. В частности, после вступления нового закона в полную силу, в реестр запрещенных сайтов будут попадать страницы, содержащие информацию о несовершеннолетних детях, пострадавших в результате противоправных действий.

Конкретно: запрещается публиковать имена и фотографии пострадавшего ребенка или его родителей, а также дату его рождения, аудиозаписи голоса, место жительства или учебы и другую информацию, позволяющую установить его личность. Закон распространяется и на СМИ.

Мера, безусловно, гуманная и необходимая в обществе, где на защиту детей бросают лучшие силы. Но, как показывает прочая практика законодательной деятельности в нашей стране, гуманность закона далеко не означает гуманность его применения.

Во-первых, смущает сама идея «реестра запрещенных сайтов», который формируется без разбирательства  в суде. Решение, что можно, а что нельзя читать, принимает чиновник - у владельца сайта есть три дня, чтобы выполнить его волю. В противном случае провайдера обяжут заблокировать доступ к этому ресурсу целиком. 

Реальная практика применения этой нормы более чем любопытна. К примеру, личный дневник известного писателя и автора сценариев для многих юмористических программ Леонида Каганова попал в реестр за песенку-пародию из проекта «ОСП-студия», в которой узрели призывы к суициду. При этом 170 иных сайтов, на которых лежит это произведение, в реестр не попали. Страницу дизайнера Артемия Лебедева чуть не закрыли за перепост ироничного ролика одной иностранной транспортной компании, направленного на пропаганду правил поведения на железнодорожных станциях. Вчера стало известно, что под угрозой запрета оказалась одна из самых популярных соцсетей в мире – Facebook. Нежелательный контент углядели на страничке одного из миллионов пользователей, о чем и уведомили компанию. Facebook информацию удалил – россияне выдохнули.

Во-вторых, уже в свете нового закона, под угрозой закрытия оказываются 98% отечественных СМИ, включая псковские. Да, да, дорогие коллеги. Мы с таким рвением рассказывали о трагических историях псковских сирот Дмитрия Яковлева и Максима Кузьмина, что теперь надо будет потратить не одни сутки на полное удаление всей «нежелательной» информации (включая эту колонку). Будут ли цензоры от государства рассылать свои требования в иностранные СМИ, пока не понятно. Зато повод их заблокировать – уже есть.  

При этом, учитывая что в отличие от законов, реестр «имеет обратную силу» (песенка того же Каганова датирована аж 1998 годом, что не помешало чуть не прикрыть его дневник в 2013), надо хорошенько почистить и архивы интернет-проектов. У того же ПЛН за 12 лет существования накопилось более 100 000 страниц, где при желании можно найти за что зацепиться. 

В-третьих, есть мнение, что сама идея закрыть доступ к какой-либо информации в интернете – мертворожденная. Кто не верит, зайдите в любой поисковик и наберите «как совершить самоубийство». К тому же уже есть энтузиасты, готовые предоставить анонимный доступ всем желающим к сайтам, которые заблокированы в РФ. Доступ осуществляется с серверов, находящихся за пределами страны и не подпадающих под действия системы блокирования.

Зато идея использовать реестр как механизм для блокировки конкретного ресурса – очень даже рабочая. И мало того, укладывается в линию поведения отдельных политических деятелей. К примеру, показательна история с «Московским комсомольцем», когда вместо обращения в суд обиженные на публикацию депутаты затеяли административное давление с трибуны главного законодательного органа нашей страны.    

Понятно, что в госорганах, ведущих реестр, работают вменяемые люди, и единичные случаи сбоев не дают серьезных оснований сомневаться в этом. Но сценарий, при котором, скажем, на пике важнейшей избирательной кампании, на пару суток без суда блокируют активные и влиятельные интернет-СМИ, я бы не исключал. Ну, или применение этого закона в конкурентной борьбе – за два предупреждения от Роскомнадзора можно и лицензию потерять…   

Вообще же, смотря на всю эту ситуацию в целом, складывается ощущение, что главная проблема современной России – слишком свободная свобода слова. Мне-то как раз думается, что все наоборот. Займись Госдума более полезными делами, такими как ЖКХ, здравоохранение и образование, и СМИ стали бы больше писать про эти темы. Или, по крайней мере, дискуссия перешла бы в конструктивное русло. А пока депутаты озабочены своим имиджем, СМИ про этот самый имидж и пишут…

Сергей Ермолаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 140 человек
Лента новостей