Блоги / Игорь Докучаев

Как разом поймать трех зайцев…

30.01.2013 16:12|ПсковКомментариев: 19

Безработица. Молодежная преступность. Трудные подростки. Бесперспективность. И одновременно - нехватка квалифицированных специалистов, рабочих кадров. Все эти темы характеризуют сегодняшний день, что в России, что в Европе, что в Африке… Где-то их только обсуждают, где-то ищут варианты разрешения, где-то решают. Те, кто постарше, и помнят времена Советского Союза, могут привести примеры из нашего недалекого прошлого, когда действительно не было безработицы, когда не было такого всеобъемлющего понятия «молодежная преступность», а трудным подросткам давали хорошие варианты влиться в трудовые коллективы. Даже кино на эту тему снимали, вспомните фильм «Семь нянек» с Семёном Морозовым в главной роли. Таких примеров в России осталось немного – единичные случаи. Практически исчезли и такие, честное слово, замечательные институты, как наставничество, ученичество. Когда любого молодого человека, подростка, в том числе так называемого «трудного», брали на предприятие, в цех, в бригаду, и там он учился и профессии, и жизни, и дружбе, и пониманию коллектива. И все это прямо на рабочем месте. Из недавнего грозы дворов вырастал хороший токарь, слесарь, электромонтажник… А главное - человек. Вырастал благодаря тому, что к каждому ученику прикрепляли наставника, учителя, который возился с ним не хуже отца родного.

Сегодня, к сожалению, приходится приводить примеры современного наставничества, не нашего, а европейского. Например, датчане, с успехом используют модернизированный опыт, который был наработан еще в Советском Союзе. И если в России теперь принято открещиваться от всего советского, то может хоть на опыт датчан у нас кто-то обратит внимание.

В городе Орхусе несколько организаций объединили усилия и создали школу для подростков и молодежи, не собирающейся идти после средней школы учиться в вузы. Большинство из них – «трудная» молодежь от 18 до 25 лет, которые никак не могут определиться в жизни. Офис школы находится прямо на территории одной из самых масштабных строительных площадок в городе. Строительная корпорация, которая ведет все работы, тоже в числе участников проекта. Как правило, строительство настолько большое, что растягивается в одном месте на несколько лет - например, возведение крупного городского квартала с высотными зданиями. При завершении строительства и при необходимости сохранения школы она переедет в другое место, где компания начнет возводить новый объект.

Рабочий и учебный день ребят длится с 06.45 до 13.30. В просторном классе, который устроен в одном из строительных вагончиков-боксов, они изучают не только специальные профильные предметы, но и те, которые недоучили в школе – математику, языки и пр. Преподают им как обычные учителя, так и профессиональные рабочие, сотрудники строительных фирм. Период обучения соответствует циклам стройки. Так, когда ведутся работы на этапе устройства котлована, бетонирования фундаментов, заливки и кладки стен в школе обучаются те ребята, которые пожелали освоить профессию бетонщика, каменщика... Позже придут те, кто захотели стать плотниками, электриками, монтажниками и т.д. Прослушали урок-другой и, надев рабочие костюмы, обувь, каски, ученики становятся полноценными рабочими, под руководством своих наставников выходят на строительную площадку. Во время обучения они получают еженедельно определенную сумму денег в качестве стипендии, если конечно соблюдают условия договора и правила школы. А нормы эти весьма строгие, к примеру, ребята должны иметь хорошую физическую форму, им запрещено пить, употреблять наркотики и т.д.

Авторы проекта, неравнодушные высокообразованные молодые люди, хотят дать ребятам навыки, специальные знания, обеспечить необходимую квалификацию и устроить их на хорошую работу с помощью подрядчиков, причем, с возможностью профессионального роста. При этом молодежь ориентируют на получение в недалеком будущем настоящего профессионального образования… В год примерно семьдесят человек проходят тут подготовку. Плюс, набирающиеся практического опыта студенты, например, технического колледжа – до обеда они учатся в колледже, а после приходят на стройку.

В результате в выигрыше все участники проекта. То есть вопреки поговорке удается поймать не только двух, а трех зайцев: и молодым людям – определиться в профессии и жизни, и компаниям – найти себе перспективных специалистов, ведь они видят, как учатся студенты и могут рассчитывать на подготовленных работников, и муниципалитету – улучшить социальную ситуацию в городе, снизить безработицу и пр.

Весь этот проект стал результатом беспокойства общества ситуацией с незанятостью молодежи. Некоторое время назад правительство Дании потребовало, чтобы 95 процентов молодежи получили образование и были заняты на работе. В Орхусе разработали целых 23 пункта, которые должны помочь в этом. В России беспокоиться об этом надо бы уже давно. Особенно в регионах и городах далеких от столиц. Это только один из способов, предложенных датчанами для решения своих проблем. Может и у нас этот опыт или опыт советского периода кого-то натолкнет на добрую мысль.

Игорь Докучаев

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Необходимо ли упростить выдачу оружия в России?
В опросе приняло участие 233 человека
Лента новостей